Исходный уровень в 20% от капитала оказался излишне консервативным, признают в ЦБ. После переговоров с банками и оценки их балансов регулятор рассмотрит увеличение показателя до 50%.
По результатам дискуссий с банками и оценки их балансов ЦБ решил пересмотреть лимит на балансовую валютную позицию (новый показатель, который в дальнейшем станет обязательным для банков). Об этом “Ъ” сообщили в Банке России.
Регулятор решил ввести новый лимит по итогам финансового кризиса 2022 года, спровоцированного западными санкциями в ответ на военные действия на Украине. Ограничение открытых валютных позиций (ОВП) ЦБ установит с целью смягчения валютных рисков. В опубликованном в конце 2022 года проекте регулятор предложил «довольно консервативный уровень такого лимита (20%)», но теперь решил смягчить его «до уровня порядка 50%», уточнили в ЦБ.
Сейчас ОВП лимитируется как сумма балансовой и внебалансовой позиции, новый лимит вводится в дополнение к существующим. «Это нужно, чтобы банки лучше балансировали активы и привлеченные средства в каждой иностранной валюте, не полагаясь исключительно на производные финансовые инструменты, которые в условиях кризиса могут терминироваться или стать недоступными участникам рынка, что мы видели в прошлом году»,— пояснили “Ъ” в ЦБ.
Валютные позиции — соотношение активов и пассивов в валюте, в случае равенства позиция считается закрытой, в случае несовпадения — открытой. На начало февраля 2023 года, по данным ЦБ, активы банков в инвалюте (до вычета резервов и налога на прибыль) составляли $297,3 млрд, обязательства — $266 млрд. Величина валютного риска на начало февраля 2023 года составляла 18,5% от капитала кредитных организаций. Это существенно выше уровня начала 2022 года — 5,7% от капитала.
www.kommersant.ru/doc/5952316