Блог им. Investor_Sergei

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Побывал на профессиональной конференции одного из крупнейших рекламных агентств России. Кстати, оно, будучи дочкой зарубежной корпорации, тоже локализовалось и ребрендингнулось — из Dentsu в Okkam. 

Коротко расскажу, что в этом году случилось на рынке интернет-рекламы после начала СВО. А тут была отдельная кибербойня.

Это один из самых высокотехнологичных рынков, который был плотно завязан на западные технологии. В начале года в ряду крупнейших игроков были Meta* и Google, с которыми жестко конкурировали Яндекс, VK и другие отечественные интернет-компании. В этом плане российский рынок — уникальный. Почти во всем мире в этой сфере господствуют только американские медиагиганты. 

Итак, с началом СВО развернулись «боевые действия» и в интернет-пространстве. В феврале-марте шли непрерывные кибератаки на российские сайты, а западные рекламные системы наводнили рекламные кампании с призывами выходить на митинги, протестовать против войны, с фотографиями пленных российских солдат… Заказчики сидели сами понимаете где. 

Итогом стал уход с российского рынка западных IT-гигантов и крупных брендов с их рекламными бюджетами.

🤜 Соцсети Meta* (Facebook и Instagram) были заблокированы с обвинением в экстремизме. Рекламный бизнес полностью прекратился. 

🤜 Также полностью остановился в России рекламный бизнес Google.

🤜 Не обновляется контент в TikTok (Bytedance). 

🤜 Из-за санкций со стороны США западные компании не могут вести бизнес в России. 

🤜 Затем начался исход крупных брендов из России, и как результат — сокращение рекламных бюджетов. 

🤜 Осенью отрасль попала под очередной удар со стороны государства — заработал закон о маркировке рекламы. 

Но не все так плохо. Даже в этой отрасли идет активное импортозамещение. 

Подробнее и со слайдами. 

  • В 2022 году происходит одно из сильнейших падений рынка, возврат к 2018 году (-17,5%).

  • В 2009 году рынок упал сильнее (на 28%).

  • ТВ и Интернет хорошо переживают падение.

  • Яндекс и VK растут темпами больше 20%, замещая Meta* и Google.

  • Огромные новые игроки (Озон, Wildberries, Авито).

  • Основа роста — малый и средний бизнес + государство.

  • Рынок крупного бизнеса падает сильнее (25%).

Как изменился медиа-ландшафт. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Как не в себя растут маркетплейсы и ритейл. Маркетплейсы называют новыми медиа. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Главный вызов рынку — уход западных технологий. Ушли крупнейшие вендоры, порушились стеки технологий, резко упало качество измерений.

Из плюсов — активно обратили внимание на отечественные маркетинговые технологические стартапы и решения. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Добавлю от себя: проблема еще и в жестком регулировании среды на западе, где в защиту пользователей вводятся жесткие законы, ограничивающие сбор персональных данных. 

С российского рекламного рынка ушли крупные бренды и агентства… Но на их смену пришли тысячи новых заказчиков! Активно подтягивается малый и средний бизнес.   

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Куда делись пользователи?

  • Обрушение аудиторий Facebook и Instagram не привело к такому же резкому росту пользователей в отечественных соцсетях, хотя рост есть. 

  • Главный победитель гонки за переток — Telegram. 

  • Youtube — отсутствие рекламной монетизации практически никак не повлияло на контента. Креаторы продолжают его создавать. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

С 1 сентября в России заработали поправки к закону о рекламе. Теперь все участники рынка (рекламодатели, агентства, площадки и даже малипусенькие блогеры) должны маркировать всю интернет-рекламу и отчитываться перед государством о каждом размещении.

Закон вышел сырой, с непонятками, технологического стека для его его реализации толком пока нет. Все лепится на ходу. 

Закон готовился для удара по западным интернет-гигантам, но те свернули свою деятельности, и в итоге расхлебывать приходится соотечественникам. 

Итогом должна стать прозрачность рекламного рынка для государства (в том числе налоговой) рекламного рынка, на котором было много серых схем и денег мимо кассы. Но главное опасение, что отрасль может подпасть крыло госкорпорации. 

Такие дела. 

* — признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Мой канал в Телеграм и в Вконтакте

★7
23 комментария

Я прекрасно помню события 2008-2009: тогда иностранцы сами говорили, что медийка на паузе, а китайцы, увидевшие вместо роста на 15% снижение на 2%, кричали «это обвал» и резали маркетинг. Все понимали, что кризис в головах, и отрастало всё стремительно. Даже я бы сказал, что не у всех было сокращение рекламы.

Сейчас иностранцы говорят: мы с РФ не работаем. Точка. Не работаем с русскими, даже через прокладки. Ну в начале месяца ещё что-то начало подниматься, показывать признаки жизни, а со вчерашнего дня контакт-лист даже не здоровается. Народ сидит в таком депресняке, что даже не до рекламы. Думаю на след. неделе массово все будут оффлайнить по дачам и хазам.

А чтоб вы поняли, все эти маркетплейсы и яндексы — это рынок одного покупателя и одного продавца. Реально если пройтись по блоггерам, микроСМИ и небольшим сайтам, то есть по тем, кто есть «не платформа», то там жопа жопная из жоп. Люди массово бегут в телегу, т.к. это тренд. Но в основном люди уходят вникуда, ставя весь маркетинг на паузу.

avatar
Netro, тут инфраструктурный кризис. Люди продолжают пользоваться Гуглом, но контекст ты уже на Гугл не запустишь. То есть эта аудитория просто испарилась для рекламодателей.

Поэтому в головах или нет. Пока инфраструктурное перераспределение не вернется, ничего в рекламной рынке не произойдет. Еще ни одно агентство не смогло вернуть те же бюджеты, которые были в прошлом году.
avatar
спасибо, интересно 👍
Это очень хорошо, рекламы почти не стало.
avatar
Валерий Крылов, отключите Adblock на время. рекламы на сайтах стало больше. увеличением количества рекламных блоков компенсируют падение в доходах.
avatar
atopo, хорошо, попробую. Слышал на Ютюбе вообще не стало…

PS: отключил, да, нет рекламы на ютубе.
avatar
Валерий Крылов, как думате, долго Гугл будет заниматься благотворительностью? Или просто рано или поздно просто откажется от локальных кэш-серверов, чтоб не поддерживать инфраструктуру, которая не может окупиться.
avatar
Aneto, Google никогда не занимается благотворительностью. Возможно, пока он не зарабатывает на рекламе, но собирает о вас данные, которые имеют долгосрочную ценность. 
avatar
Валерий Крылов, рекламы на ютюбе не стало, потому что Google свернул рекламный бизнес в России. Об этом в посте. 
avatar
до войны минимальный дневной бюджет контекстной рекламы у Яндекса был 300 рублей… сейчас — 1200 рублей

ликвидация конкуренции со стороны Гугла привела к оборзеванию Яндекса

Если Путин ликвидирует конкурентов Яндекса, то он обязан натравить ФАС на Яндекс. А иначе зачем они сидит на троне?
avatar
$100, важен не минимальное ограничение бюджета, а рост среднего CPC в поиске и сетях. Не в те цифры смотрите. Маржу Яндекс не минимальным бюджетом зарабатывает, а разницей между инфраструктурными расходами и стоимостью перехода (т.к. трафик не растёт, Гугл поиск никуда же не ушёл).
avatar
Aneto, Google-поиск сворачивается. Они удалили огромное число сайтов, связанных с госструктурами из поиска. 
avatar
Инвестор Сергей, пока доля поиска не изменилось. Вот когда изменится, тогда и поговорим.
avatar
$100, главным конкурентом Яндекса становится VK с рекламной сетью MyTarget. Как минимум, на бывших Яндекс.Новостях и Яндекс.Дзене, которые ушли в VK, скоро заменится реклама. 
avatar
А Телеграмм теперь российский сервис?
Дмитрий Овчинников, нет, конечно
avatar
Юрий Рузавин, 
в таком случае в слайде концептуальная ошибка. В моем алгоритмическом мире правило простое: если есть хоть единая ошибка, далее можно не смотреть, результаты будут дерьмом.



Дмитрий Овчинников, думаю, что автор под «российским» имел в виду, что основная аудитория сосредточена в России, а не его юрисдикция. Если бы ТГ был российским, его бы давно отобрали в пользу очередного сынка из придворных, а потом превратили в VK :)  
avatar
Стоило расписывать очевиднейшие вещи? Где в обзоре цифры с долями рекламы на рынке? А о том, что VK заместил глобальных игроков знает даже школьник, который теперь или сидит через VPN, или сидит в том же ВК. Что касается Телеграм — мессенджер не может стать заменой медиаплощадкам, он для этого не заточен. Какая-нибудь Бузова торговала картинкой, но не писала лонгриды, она это не умеет. В итоге ее ТГ-канал (и не только ее) почти не монетизируется. Полагаю, что рынок рекламы сильно просел, отечественный менеджмент порезал косты и сосредоточился на классических методах продвижения, без участия инфлюэнсеров. 
И еще. В таких обзорах, если это аналитика, конечно, а не просто наброс ради привлечения внимания, должны быть выводы типа: оценка потенциала рынка, отдельных игроков, возможно, рекомендации. А так это ни о чем по сути, текст+картинки
avatar
Юрий Рузавин, возможно тс предоставит нужную Вам информацию за отдельную плату :) А так-то — толковая статья, особенно для СЛ.
avatar
Юрий Рузавин, твой запрос похож на претензию бомжа, который жалуется, что ему нахаляву налили супа, а не Hennesey
avatar
Инвестор Сергей, а зачем грубить? Хеннеси у вас все равно нет. Если хотите раскрутить на Смарт Лабе свой уютный канал с випкой, сигналами и прочей аналитикой, нужно показывать товар лицом, а не давать урезанную версию. И на рынке есть хорошие тому примеру. Мне-то не надо, я сам могу и аналитику провести, и цену рассчитать, а вот уважаемая публика наверняка была бы довольна такой подачей. Именно поэтому я позволил себе немного критики, хотя по вашей реакции видно, что критику вы не любите и вероятно представляете собой мелкого Наполеона, как и многие админы сотен околорыночных каналов в ТГ 
avatar
не понятно, рынок рекламы упал на сколько -17%? яндекс вырос на 20%? при чем тут маркетплейсы?  каша и муть.
avatar

теги блога Инвестор Сергей

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн