Вчера, уже из каждого утюга, ой, простите - блога можно узнать, что Центральный Банк выпустил документ для общественного обсуждения — ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: НОВЫЕ ЗАДАЧИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, где описал то, что нужно участникам рынка изучить и до 1 сентября 2022 года, если есть предложения, написать их на электронный адрес [email protected]
Помимо тех тезисов (сами тезисы будут после перечисления других тем документа) про риски на банки (и не только на них) при закрытой отчетности и девалютизации (и корпоратов это тоже касается) — еще интересно:
- Долгосрочные сбережения граждан. (Тема ИИС10 «проглядывает» в тезисах, развитие НПО, пенсионное страхование и т.д.)
- Банки, рынок капитала и финансирование экономического развития. (Ну, своими — вряд ли, а вот получить госсубсидию и часть ее распределить на развитие — why not.)
- Защита неквалифицированного розничного инвестора. (Вы хотели защиты? — Получите! Воду из бассейна тоже откачают, но сидеть там придется в жилетах и в круге, может еще акваланг дадут.)
- Финансирование ESG-проектов. (При текущей геополитике, у нас есть все шансы догнать и перегнать.)
- Развитие национальной рейтинговой индустрии. (И хотелось бы чтобы рейтинги предупреждали за пару месяцев ДО, а не слетали вместе с отзывом лицензии/банкротством.)
- Развитие рынка ПФИ. (Смотря для кого… Помните, что одна из фокус-групп будет сидеть без воды в бассейне, но с полной защитой).
- Страховой рынок — секьюритизация перестрахования. (В памяти встают кадры фильма «Too big to fail», Бен Бернанке vs овсянка.)
- Платформы и экосистемы. (Здесь что комментировать, крупный бизнес идет в экосистемы и развивает их.)
- Цифровые инфраструктурные проекты. Мир, СБП, СПФС, ЕБС. Цифровые права и рубль. Open API. НППУ (сейчас прям самое время для них — кто не знаком с темой — почитайте на досуге). Импортозамещение ПО и оборудования в финансовой среде (привыкнуть можно ко всему, в целом).
- Трансграничные расчеты в рублях. (Да, уже проще заплатить рублями).
- Валютное регулирование и движение капитала на принципах взаимности. (Такой риск ранее не рассматривался — все думали, что цивилизованный мир — цивилизованный).
- Оптимизация и облегчение системы ПОД/ФТ. (Согласен на счет единого ресурса с данными для KYC, но, не хотелось бы, чтобы система так облегчилась, что про 115-ФЗ и т.д. забудут, кстати, надеюсь что понятно, что на время перемен.)
А теперь — тезисы, которые особенно интересны мне, как рисковику, который управляет «лимитной ведомостью» корпорации:
- Банк России предоставил банкам и некредитным финансовым организациям широкий спектр регуляторных послаблений, что наряду с иными мерами поддержки дало им возможность адаптироваться к резко изменившимся условиям деятельности, продолжить оказание основных финансовых услуг гражданам и бизнесу.
- Введенные в феврале – марте 2022 года регуляторные послабления позволили финансовым организациям временно не отражать в отчетности обесценение активов в связи с реализацией широкого спектра рисков. В целях защиты кредитных и некредитных финансовых организаций от некорректного использования публикуемой ими информации, в том числе в санкционных целях, банкам было предписано временно не публиковать финансовую отчетность, а некредитные финансовые организации получили право не публиковать указанную отчетность по своему усмотрению.
- Регуляторные послабления позволяют пройти острую фазу кризиса, но не могут сохраняться чрезмерно долго, учитывая, что это может привести к искажениям, неэффективному распределению ресурсов в финансовом секторе и экономике, накоплению чрезмерных рисков в финансовых организациях, что в свою очередь создаст угрозы для финансовой стабильности в целом. Без публикации отчетности невозможна нормальная работа финансового рынка, принятие обоснованных решений в отношении финансовых посредников инвесторами, вкладчиками, клиентами и контрагентами.
- Банк России выступает за максимальную прозрачность и доступность информации, необходимой участникам рынка для принятия решений, справедливого ценообразования финансовых инструментов и эффективной работы финансового рынка в целом при минимизации санкционных рисков.
- Банк России проведет анализ и выработает подходы к раскрытию финансовой отчетности, определит, какие позиции могут быть чувствительными к введению санкций, предусмотрев требование по их агрегации или исключение при публикации.
- Банк России планирует на первом этапе дать право всем финансовым организациям раскрывать финансовую отчетность при соблюдении требований к представлению информации, а на втором этапе – сделать это обязанностью. При этом отдельного обсуждения требуют подходы к раскрытию отчетности по МСФО.
Доллар/Евро/Фунт и т.д.? На выход!
- Банк России будет способствовать ускорению естественного процесса девалютизации банковских операций путем введения дополнительных регуляторных мер, направленных на сокращение проведения банками операций в «токсичных» валютах.
- Для уменьшения валютного риска постепенный отказ от использования банками «токсичных» валют должен происходить равномерно по обеим сторонам их балансов.
- Регуляторные меры, дестимулирующие использование валют недружественных стран, могут быть применены и в отношении небанковских финансовых организаций.
- Могут потребоваться дополнительные меры для дестимулирования использования «токсичных» валют компаниями реального сектора.
- Нефинансовым организациям целесообразно перевести накопленные валютные средства в валютах недружественных стран в иные валюты.
- В отношении компаний с государственным участием будет оправдан выпуск Правительством Российской Федерации соответствующих директив (рекомендаций).
- Аналогичные рекомендации Правительства Российской Федерации могут касаться необходимости отказа от использования в новых контрактах валют недружественных стран, а где это невозможно в сжатые сроки – включение в контракты условий, допускающих исполнение требований в рублях или валютах дружественных стран.
П.С.
Ассоциация Корпоративных Казначеев, после обсуждения документа вышлет свои замечания к данному документу.
Кстати, еще интересный опрос (выслал МИНФИН в ТПП и его разослали по руководителям рабочих групп) — касательно пересмотра гос.политики бухучета в стандарте МСФО.
Будем считать, что нам всем привелось стать свидетелями «НАЧАЛА КОНЦА»...
Увы
Я правильно понимаю, что перечень «дружественных» и «недружественных» стран/валют никак не закреплён и может меняться ежемесячно. Что подстёгивает участников рынка гонять валюты из одной в другую и обнулиться на спредах?
Кстати, а термин «недружественные» имеет законодательное закрепление? Или как с ковидом — карантина нет, но выходить нельзя.
В Европу?