Блог им. Koleso
Ричард Сасскинд, Дэниел Сасскинд
Как изменится деятельность специалистов под натиском технологий.
Совсем недавно никто не слышал о такой работе, как IT-медик, дизайнер интерфейсов, оператор дрона, SMM-менеджер, а теперь это наше настоящее.
Мир меняется все быстрее — одни профессии умирают, им на смену приходят еще более немыслимые.
Как не остаться на задворках рынка труда, куда отправить учиться своих детей?
Если вы хотите быть в тренде и повышать благосостояние семьи, выясните всё о будущих профессиях.
Эта книга – о специалистах, а также о системах и людях, которые придут им на смену.
Вы узнаете, как:
• остаться востребованным специалистом на рынке труда;
• как технологии влияют на безработицу;
• как изменятся профессии в скором будущем;
• как будут производиться и распределяться экспертные знания.
Один из главных вопросов, которые ставит перед человечеством эра цифровых технологий: что будет с нами, с людьми, через несколько десятков лет?
Сможем ли мы выдержать конкуренцию с машинами, на порядок более умными, чем сейчас, в профессиональном поле?
Что такое профессиональная экспертиза в эру мощнейших информационных систем, при которых стоимость информации начинает стремиться к нулю?
Как мы можем обеспечить себе будущее в мире работы – и надо ли вообще заботиться об этом, или же наступит эра, о которой мечтали школьники: «вкалывают роботы, счастлив человек»?
Авторы книги дают интересные ответы на вопросы о будущем «профессионализма», встраивая их в глубокий исторический и социальный контекст, – и эти ответы в целом оптимистичны и конструктивны».
Авторы анализируют, как технический прогресс влияет на отдельные профессии.
Одни примеры, рассматриваемые авторами (такие как Wikipedia или Академия Хана) хорошо известны, другие будут интересны читателю своей новизной.
Авторы подробно разбирают изменения, затрагивающие технический, социальный, психологический, нравственный и эмоциональный аспекты ряда специальностей.
советую познакомиться с их прогнозами независимым профессионалам, а также всем, кто следит за тем, как технологии воздействуют на общество.
Из обзора книги вы узнаете:
10 Основных идеи обзора.
Специалисты высокой квалификации играют важную роль в жизни общества и в экономике.
Профессионалы – юристы и врачи, преподаватели – владеют узкоспециализированными знаниями.
Эти знания носят характер одновременно и абстрактный (они глубоко разбираются в своей теме), и прикладной (они умеют применять знания на практике). Их квалификация подтверждена официально.
Сегодня в большинстве областей требуется получить специальное образование и сдать официальные экзамены.
Между обществом и специалистами, таким образом, существует договор.
Общество признает их авторитет в той или иной области и дает полномочия на действия, не разрешенные другим.
Так, только врачи имеют право делать хирургические операции. Общество возлагает на специалистов особые надежды.
Как прогресс влияет на традиционные области.
Врачи прибегают к средствам телемедицины для лечения пациентов, компьютерному анализу историй болезни, краудсорсингу для проведения исследований.
Больные используют программы компьютерной диагностики или сайты, подобные Doctor on Demand, для самостоятельной оценки своих симптомов.
В сфере образования с помощью “персонализированного ПО” создаются индивидуальные учебные программы для учащихся.
Программные платформы позволяют преподавателям проводить уроки дистанционно.
Юристы оказывают услуги онлайн, в том числе и услуги посредника в конфликтах.
Современные технологии поиска информации и наличие оцифрованных сводов юридической документации значительно ускоряют изучение положений закона и судебных решений. Развитие информационных технологий привело к радикальному изменению ситуации в журналистике. Начиная с 2008 года доля американцев, узнающих новости онлайн, превышает долю тех, кто читает печатную прессу.
Когда-то высококвалифицированные специалисты оказывали услуги индивидуально. Люди обращались к ним, только когда в этом возникала необходимость.
Благодаря техническому прогрессу доступ к профессиональным услугам постепенно становится все более простым.
Изменение моделей взаимодействия.
Сегодня специалисты вынуждены добиваться большего меньшими средствами, используя современные технологии для повышения своей эффективности.
Благодаря автоматизации происходит кардинальная трансформация многих профессий.
Автоматизация стандартных рабочих операций позволяет специалистам сосредоточиться на решении сложных, требующих интеллектуального напряжения проблем.
Инновации имеют свои плюсы и минусы. Специалистам приходится работать со значительно возросшими объемами данных, собирать и анализировать эти данные, строить модели на их основе.
Работа разделяется на отдельные задачи; выполнение некоторых из них передается людям, труд которых оплачивается ниже.
Так, больше работы передается начинающим профессионалам или “специалистам средней квалификации” (которые могут находиться где угодно), за счет чего общая стоимость услуги сокращается.
Например, британская фирма прибегает к “офшорингу”, нанимая архитекторов из Кении.
Модель офшоринга состоит в том, что организация открывает свои отделения в регионах с дешевой рабочей силой – в отличие от модели аутсорсинга, при которой определенная работа или операция передается внешнему подрядчику.
Наблюдаются и другие изменения: если раньше основной организационной формой предприятий, оказывающих услуги, было партнерство, то сегодня его популярность снизилась.
Заказчики, которым необходимы услуги профессионалов, действуют сегодня иначе, чем прежде.
Один из способов получить доступ к широкому спектру профессиональных знаний – краудсорсинг.
Те клиенты, которые хотят проверить репутацию профессионала, вместо того чтобы устно опрашивать своих знакомых, изучают отзывы в Интернете и другие “системы оценки репутации”.
Многие клиенты, прежде чем обратиться к профессионалу, ищут информацию об услугах, которые им необходимы, в Интернете.
Люди могут обойтись и совсем без специалиста – к примеру, самостоятельно заполнив налоговую декларацию с помощью соответствующей программы. Во многих областях появляется возможность воспользоваться “встроенными знаниями” – так, журналисты при написании текстов используют функции редактирования, имеющиеся в текстовых процессорах, не консультируясь с редактором.
Как эволюционировали способы передачи знаний.
Эпоха устной передачи знаний – самый древний и наиболее продолжительный этап истории человечества. Общества возникли задолго до появления письменности, и при передаче знаний и опыта их члены могли полагаться лишь на свою память. Это ограничивало объем знаний, которые мог собрать один человек, и степень специализации этих знаний. Появление письменности, а затем и печати позволило человечеству накапливать и широко распространять знания. Печать создала условия для углубления специализации. Главная черта современного периода истории – экспоненциальный рост информационных технологий, характеризующийся возникновением “интернет-общества”, которое обеспечивает широкое распространение и быструю обработку информации. Растут вычислительная мощность компьютеров, доступность и дешевизна компьютерной памяти. На компьютеры перекладывается выполнение определенных участков профессиональной работы.
Современные компьютеры функционируют не изолированно – они формируют сети и постоянно расширяют свои возможности. Они генерируют все больше данных, используя их для выполнения все большего количества операций, таких как построение прогностических или аналитических моделей. Роботы становятся все более ловкими и восприимчивыми – некоторых из них уже можно использовать в качестве компаньонов. Стремительно развиваются технологии “эмоционального компьютера”, все лучше различающего выражения лица и эмоции человека. Уменьшаясь в размерах и дешевея, компьютеры все глубже проникают во все стороны повседневной жизни. “Степень подключенности” человека постоянно возрастает. Люди общаются, знакомятся и торгуют по Интернету, не прибегая к “старой” инфраструктуре.
Работа разбивается на отдельные задачи.
Многие из нынешних профессий возникли как ремесла, а затем прошли этап стандартизации, повысившей эффективность. Стандартизация переросла в систематизацию. Сегодня в процессе использования систем их совершенствуют и переводят в цифровую форму; создаются условия для общего к ним доступа. Такая общедоступность означает “экстернализацию” – процесс, в ходе которого экспертные знания становятся общим достоянием. Переход от индивидуальной работы (“ремесла”) к экстернализации неизбежно ведет к удешевлению услуг специалистов.
Эта тенденция предполагает, что работа, выполняемая специалистами, должна подвергнуться “распаду на составляющие”. Аналитики изучат, в чем состоит работа специалиста, и определят, как и кому следует выполнять каждую из задач. Врач будет выполнять свои задачи, медсестра – свои, а система автоматического мониторинга – свои. Можно выделить семь моделей, на основе которых сегодня организованы профессиональная практика и специальные знания.
Эрозия.
Специалистов и потребителей их услуг беспокоит вопрос: что случится, если существующая модель профессиональной деятельности распадется? Потребители по-прежнему доверяют профессионалам. По мере того как они будут знакомиться с альтернативными моделями (такими как специальное ПО и справочные материалы онлайн) и убеждаться в их эффективности, на смену безоглядному доверию специалистам придет “частичное доверие”.
Профессионалы также опасаются, что с расширением автоматизации ряда процессов они начнут терять некоторые навыки. Так, использование кофемашин для варки эспрессо привело к падению уровня мастерства бариста, зато потребители получили более дешевый и одинаковый по качеству кофе. Если профессионалу обязательно необходимо в чем-то практиковаться, чтобы отточить свое мастерство, то компании должны поручать молодым специалистам выполнять эти операции даже в том случае, если их автоматизация обойдется дешевле.
Так или иначе, разбивка работы на составляющие может привести к снижению качества и повлиять на степень осмысленности рабочих операций. Кому-то в этом случае придется выполнять однообразную низкооплачиваемую работу. Вместе с тем перемены всегда создают потребность в новых рабочих местах, кроме того, некоторые профессионалы могут получить шанс сохранить специальность, пройдя дополнительное обучение. Впрочем, смысл профессиональной деятельности состоит не в том, чтобы обеспечить кого-то интересной работой, а в том, чтобы общество могло использовать труд, требующий высокой квалификации.
Персональное обслуживание.
Многие считают, что с развитием технологий профессиональные услуги лишатся человеческого тепла. Такие опасения продиктованы убежденностью в том, что, во-первых, чем больше используются технологии, тем меньше взаимодействуют люди, а во-вторых – что все специалисты частной практики сопереживают своим клиентам. Но в любой ли ситуации, когда вы испытываете острую потребность в сочувствии, вам нужен высококвалифицированный специалист? С такой ролью может справиться и специалист “средней квалификации”. Распознавать человеческие эмоции и реагировать на них постепенно начнут и компьютеры. Некоторым людям проще поделиться своими тревогами с компьютером, чем с человеком.
Такие перемены могут лишить специалистов привычных им функций и позиции в обществе. Не за горами время, когда профессиональная деятельность утратит тот облик, который она имеет сегодня. Творческую работу автоматизируют и превратят в набор рутинных операций, большинство которых станут выполнять “не думающие машины, возможности которых будут постоянно расширяться”. Но обществу всегда будут нужны люди, чтобы поддерживать функционирование машин, – “ремесленники” и специалисты “средней квалификации”.
На волне перемен возникают новые профессии: специалисты по инженерии информации, исследователи, специалисты по анализу данных и другие. Человек нужен в ограниченном количестве специальных областей, и те со временем будут сокращаться. Люди отличаются от компьютеров тем, что у них есть эмоции и моральные принципы, однако работа над созданием “эмоционального компьютера” еще только началась. Вполне возможно, что когда-нибудь ученые создадут компьютерную программу, способную выносить этические суждения. Но даже если компьютеры научатся быть нравственными, люди все равно предпочтут полагаться на собственные суждения. Очень скоро обществу предстоит выяснить, какие именно задачи человек никогда не передаст компьютеру.