Уже в конце 90-х многие инвесторы начали понимать, что рынок окончательно оторвался от реальности. Большинство доткомов не нашли устойчивые бизнес-модели и оказались глубоко убыточны. В итоге история расставила всё по своим местам.
Индекс Nasdaq достиг пика в 5132.52 10 марта 2000 года, а затем резко обвалился. За следующие полгода индекс потерял 70%, а акции Cisco обвалились на 80% уже к середине 2001 года.
Стоит отметить, вера инвесторов в успех Cisco в итоге оправдала себя. Несмотря на все проблемы, обвал рынка и банкротство многих клиентов не стало катастрофой для самой компании. С пика 2001 года продажи упали всего на 15.4% за следующие 2 года, а затем вернулись всего за год и продолжили рост. За следующие 20 лет доходы выросли в 4 раза, а прибыль в 5.
Ошибавшимися оказались те инвесторы, которые купили акции на исторических хаях. Несмотря на успехи компании за последние 20 лет и статус крупнейшего производителя и поставщика сетевого оборудования на рынке, акции Cisco так и не восстановились после бума доткомов. На сегодняшний день цена акции компании составляет всего $51.98, на 35% ниже, чем её пик 21 год назад…
Cisco — не единственная «жертва» бума доткомов. Для инвесторов Adobe, Microsoft, Amazon и других компаний техсектора нулевые тоже оказались потерянным десятилетием. Индексу NASDAQ тем временем потребовалось 15 лет и 1 месяц, чтобы восстановиться до уровня пика начала нулевых.
Бум доткомов, казалось, должен был отбить желание инвестировать в сверхпопулярные бизнесы по бешеным ценам.
Тем не менее инвесторы 2020-х ведут себя так же, как и их предшественники в начале нулевых: инвестируют на хайпе, не вникают в бизнес компании и не обращают внимание на оценку.
Ниже мы прикрепили список популярных технологических компаний с сортировкой по мультипликатору P/S. Обратим внимание, что в сравнении с другими компаниями из списка, оценка Cisco во времена доткома выглядит не так уж и безумно. Во многих случаях, вроде Snowflake, мультипликаторы в разы выше. Конечно многие переоценённые компании и правда смогут стать успешными, но история явно не на стороне тех, кто бездумно покупает сверхпопулярные акции.
Больше полезной информации, обзоров и новостей на нашем Telegram-канале
@investorylife.
P.s. Adobe тратит на исследования ок. 17% выручки, Cisco 12%. Очевидно, что первая с хорошими исследованиями и возможностями использования нераспределенки в ближайшем будущем покажет результат лучше.
Замечание из бэктеста: даже если ничего никуда не докладывать, купив всего за два года до обвала и подержав всего два года после, уже бы обошла рынок. 11% против 3%.