Блог им. Koleso
Красная таблетка-2. Курпатов. Часть 10
Часть 9 https://smart-lab.ru/blog/584654.php
Полная электронная книга https://t.me/kudaidem
А есть ли смысл?
Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
Мы обречены на себя, на свою жизнь и на свой мозг. Именно поэтому работа, есть в ней какой-то смысл или нет, нам нужна. В этом смысл работы — быть нам нужной.
Без работы человек будет несчастен. И причин как минимум две: одна заключается в особенностях устройства нашего мозга, вторая — в особенности наших социальных взаимоотношений.
ЗАЙМИТЕ ГОЛОВУ ДЕЛОМ
Ретикулярная формация — вещь безжалостная, вырабатывается постоянно, и что-то с ней надо делать, куда-то её тратить.
В 2010 году в Гарвардском университете провели исследование «Блуждающий ум — несчастный ум». Учёные создали приложение для iPhone, которое связывалось с 2250 добровольцами через случайные промежутки времени и задавало им вопросы — насколько они сейчас счастливы, чем занимаются в настоящее время, думают ли о своей текущей деятельности или о чем-то другом, насколько это было приятно или неприятно.
Исследователи установили два факта:
• в среднем человек 46,9 % своего бодрствования проводит в «блуждании» (то есть думает не о том, чем он занят, а о чём-то постороннем);
• и это делает его несчастным (ну или по крайней мере менее счастливым, если он всё-таки каким-то делом занят и в него полноценно погружён).
(Приложение называется ’’Track Your Happiness” и до сих пор доступно).
Человеческий разум — это блуждающий разум, а блуждающий ум — несчастный ум. Умение думать о том, что не происходит, является когнитивным достижением, за которое мы расплачиваемся своим эмоциональным состоянием.
Состояние «блуждания» — это те моменты нашей жизни, когда бразды правления мозгом берет его дефолт-система. Общий фон нашего настроения от этой «умственной жвачки» безрадостный.
Дефолт-система мозга отвечает и за нашу конструктивную интеллектуальную деятельность — когда нам нужно решить действительно сложную задачу, требующую учёта большого количества факторов. Так, впрочем, ДСМ работает, только если мы этой деятельностью и в самом деле озадачены.
Мы находимся перед альтернативой:
• или вы сутками напролёт думаете о своих конфликтах с другими людьми и испытываете по этому поводу напряжение;
• или вы заняты рабочими делами, которые требуют от вас вовлечённости, погружённости, а главное — загрузки самой дефолт-системы интеллектуальными объектами, относящимся к этому делу, а не другими людьми.
Поэтому, работай, чтобы голова не была занята дурными мыслями.
Правило второе: ПОМНИТЕ О ТЕХ, КОМУ ВЫ НУЖНЫ
В нашей работе есть и другой смысл — её смысл для других людей. То есть то, зачем она нужна им, а не нам. Как выясняется, для вашего собственного внутреннего благополучия и для вашей удовлетворённости работой очень важно, чтобы вы видели смысл своей работы для других людей.
Факторы, влияющие на вовлечённость сотрудников в работу (отчёт 2012 года, на основе анализа работы 32 000 человек).
• вы будете чувствовать себя на 30 % более вовлечёнными в работу, если у вас есть возможность делать перерыв каждые 90 минут;
• вы будете на 60 % больше удовлетворены своей работой, если у вас будет возможность концентрироваться на одной задаче и не нужно будет постоянно на что-то отвлекаться;
• вы будете на 67 % больше вовлечены в работу, если чувствуете, что она важна для вашего руководителя;
• и наконец, 70 % прибавки к чувству удовлетворённости собственной работой — знать, что она кому-то нужна, что она кому-то приносит пользу.
Человек — социальное животное, мы нуждаемся в ощущении своей принадлежности к группе. Это — биологический императив.
Мы хотим, чтобы другие люди видели в нас необходимость, испытывали в нас нужду. Ведь чем сильнее другие люди нуждаются в нас, тем выше наше внутреннее ощущение безопасности и защищенности. Вот почему так круто быть лучшим в каком-то деле.
Занимаясь бизнесом, вы всегда будете от кого-то зависеть, и в первую очередь — от клиентов вашего бизнеса. Думая о своём деле, будущем бизнесе, почему бы не спросить себя — а чем я могу быть по-настоящему полезен и нужен другим людям? А потом ровно этим и не начать заниматься.
Это важный лайфхак: если вы хотите получать большее удовольствие от работы и чувствовать себя лучше, счастливее, найдите способ увидеть в результатах своего труда пользу для других людей.
Научитесь думать о них как о тех, кому вы нужны, для кого вы делаете что-то ценное и важное.
Правило третье: БУДЬТЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ
В исследовании 2018 года из Пенсильванского университета, была показана удивительная вещь. В «высококреативных мозгах», то есть у испытуемых, которые продемонстрировали высокий уровень достижений в различных областях, из 25 самых активных участков мозга половина находилась в дефолт-системе мозга, а вторая существенная часть в двух других базовых сетях — сети выявления значимости и центральной исполнительной сети. Кроме того, в «высококреативных мозгах» была выявлена глубокая связь фронтальных и теменных отделов коры. При этом теменная кора отвечает за создание нашим мозгом объёмных карт реальности, о которых мы с вами уже говорили, а фронтальные отделы — за оценку возможных вариантов решения проблем (то есть за маршруты, которые мозг на этих картах прокладывает).
Напротив, из 25 самых активных участков «низко креативного мозга» 8 находились в подкорке, включая ствол мозга, 4 — в мозжечке, и лишь 5 — в дефолт-системе мозга (см. рис. № 10).
То есть всё выглядит так, что человек, обладающий «низко креативным мозгом», сталкиваясь с интеллектуальной задачей, начинает судорожно замыкаться в себе, тревожиться, напрягаться, «тупить».
Таким образом, было показано, что максимальная креативность связана с высокой переключаемостью между «блуждающей» частью мозга (дефолт-системой) и теми двумя системами, которые отвечают за мониторинг происходящего вокруг вас (сеть выявления значимости) и потребление информации (центральная исполнительная сеть).
Ну и совсем просто:
• если перед вами не стоят сложные креативные задачи, то вы лишь слушаете потребности своей подкорки, которые толкают вашу дефолт-систему, чтобы вы поискали в ней людей (виртуальных!), которые, как вам кажется, могли бы вас спасти от бессмысленности вашей жизни;
• если же вы заняты решением креативных задач, то вы буквально вынуждены постоянно общаться с другими людьми — толкаться идеями (центральная исполнительская сеть), смотреть, как они реагируют на те или иные гипотезы (сеть выявления значимости) и т. д.
Проще говоря, ваша креативность и потому полноценная загруженность мозга чем-то осмысленным, напрямую зависит от того, есть ли вокруг вас люди, с которыми вам реально интересно решать сложные интеллектуальные задачи, которые вы решаете.
Ну и где вы таких найдете, если не на работе?
ДРУЖБА НА РАБОТЕ
Американская психологическая ассоциация назвала в 2002 году Дональда Клифтона «отцом научно обоснованной психологии и дедом позитивной психологии».
Дело было в 50-60-х годах прошлого века, однако ему всё-таки удалось выявить определённые черты талантливых людей.
Клифтон купил и возглавил в 1988 году Gallup Inc. (Американский институт общественного мнения). Он разработал очень короткий тест, со стоящий из 12 вопросов (он так и называется — Q12), который просто блестяще определяет уровень вовлеченности сотрудников в работу. Вопросы теста, и правда, нехитрые — например: «Знаете ли вы, чего ожидает от вас работодатель?», «Есть ли у вас возможность каждый день делать то, что вы умеете лучше всего?», «Кто-нибудь на работе способствует ваш ему развитию?» и т. д. Но самый интересный вопрос: «У вас есть лучший друг на работе?».
«Друг на работе» — это один из самых мощных предикторов (предсказателей) производственной эффективности сотрудника. Такие сотрудники демонстрируют большую целеустремленность и большую лояльность к организации. Они реже болеют, меньше страдают от несчастных случаев, реже меняют работу и у них самые довольные клиенты!
Исследовали развитие дружеских отношений на рабочем месте обнаружили, что оно более-менее всегда проходит по стандартной схеме, состоящей из трех этапов.
Первый этап, переход от знакомства к дружеским отношениям. Для этого, вам требуется поработать с коллегой около года, сотрудничая в командных проектах. Друзей от коллег отличала не только слаженность в рабочих вопросах, но и готовность обсудить личные темы, не связанные с работой. И чем чаще коллеги обсуждали такие темы, тем ближе они друг к другу были.
Самыми интересными оказались второй и третий переходы, когда сотрудники превращались из друзей в близких друзей, а затем — из близких в лучших. Друзья и лучшие друзья разделяли между собой проблемы из личной, домашней и рабочей жизни.
Если вы хотите построить доверительные отношения с другим человеком, вам объективно нужно быть гуру понимания и компромиссов.
Социальное взаимодействие было для человека жизненно необходимо, поскольку другие люди являлись для нас единственным источником информации в этом очень непростом и сложноорганизованном мире.
Сейчас для решения любой задачки есть интернет. Практически нет больше знаний, ради которых нам могли бы понадобиться доверительные отношения с другим человеком.
Так что же может объединить нас друг с другом? Мы должны с ним работать. Через год, возможно, мы перейдем от знакомства к дружбе, а потом, если повезёт, дружба перерастёт сначала в большую, а, возможно, даже единственную, потому что кроме работы, кроме совместного дела, возможно, больше ничто уже не будет обещать нам счастье человеческого доверия и поддержки.
Полная электронная книга https://t.me/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе.
P.S. Согласны ли Вы, что без работы человек несчастен?
Где Вы познакомились с вашими друзьями? Есть ли у Вас друг на работе?
Категорически НЕТ!!! Человек — не лошадь! И сам не работаю, и куча знакомых не работает, и каждую неделю в бане с неработающими обычными пенсами (пенсия до 15 тр) общаюсь. Ни разу никто мне не сказал, что жалеет без работы или хочет работать! Как говорится, если тебе не комфорно самому с собой, то ты — пустой человек! А хочется работать — работай дома или торгуй!