Блог им. Gregori
К теме Тимофея.
С тезисом в целом согласен. Мне это близко. Я работая получил ещё одно образование (как раз для саморазвитие- специальность моя первая для заработка куда больше подходит). Бывает и онлайн прохожу что то. Читаю книжки, смотрю научпоп видео и прочее. Но в этой теме вижу нюансы.
Главный вопрос -на#@я? что мотивировать будет?
Две аспекта вижу.
Развитие себя как разносторонней личности личности. то что не даёт прибыли и не помогает достигать каких то явных целей — условно инженер изучает философию или историю живописи. Или на скрипки идёт учится играть. тут мне кажется вопрос именно внутренней мотивации. Либо «хочу», либо «понимаю что надо развиваться». Внешняя мотивация, мотивация среды тут слаба. «Человеком который сделал себя», успешным человеком про которого пишут в глянцевых журналах, на которого хотят походить юноши скорей назовёт успешного бизнесмена, а не эрудита-вассермана. Рыночная экономика задаёт свои тренды. Какая муз школа для ребёнка- надо к егэ готовить что бы в конкурентной среде поступил в вуз получше, а потом карьера что бы успешней была. Ту же критику образования подчас слышу- мол зачем инженеру программисту в политехе изучать культурологию, историю и психологию. Почему этим его пичкают, заставляют учить, а не теми прикладными навыками которые позволят заработать. Причём давление среды и её активность колоссальна. Как в виде требований заработай побольше денег, так и в варианте трат денег «ты этого достойна» и даже проведения свободного времени. Среда становиться крайне активной беря на себя функции субъектности, превращая человека в объект. Есть конечно и позитивные наблюдение - допустим лет 10-20 назад научпоп лекции были редки. А сейчас в своём городе я их периодически . Хотя масштаб подозреваю не так велик — ходит то не так уж много народу на лекции эти. Допустим в советские времена это было куда более массово, популяризация науки была частью гос политики и профессора ездили по заводам посвящать работяг.
Тут вопрос ещё и результате. У меня были профессора, которые повлияли на моё формирование как человека, на моё мировоззрение. Но есть немало людей которые даже закончив с хорошими оценками прошли мимо. С научпопом ведь не лучше- просмотрел постнауку-короткий ролик, или прочитал статью в «популярной механики». Прошло несколько месяцев, нигде не воспользовался этими знаниями и забыл… что бы сдвиг произошёл что бы «не забыть» нужно более глубокое воздействие- хотя бы курс из пары десятков лекций на ютубе .
Второй вариант -собственно проф развитие. Развитие себя как функции по зарабатыванию денег. тут как раз и приводят ответ который ты процитировал «а зачем». повысил человек квалификацию, вечерами сидел, своё время тратил. а ему говорят- у тебя и так ЗП выше чем в среднем по городу. Поднимем тебе на символическую 1 тыс руб. и другие работодатели в городе не жаждут высокие ЗП давать. Да и навыки говорят новые не будем использовать- не будем мы использовать технологический стек которые другие не знают. Вот и идёт человек на биржу -может там его желание что то делать будет вознаграждено больше. Или едут в Мск или зарубеж. Некоторые становятся востребованными и высокооплачиваемыми специалистами. Которым есть за что впахивать. знают какой будет результат. а у кого то семья, дети, престарелые больные родственники или ещё какие то причины оставаться. Живут и работают. А в следующий раз он сидит и думает- так, я работаю, устаю, хочется расслабляться после трудов правидных. На что потратить время- в бар с друзьями или в библиотеку квалификацию повышать? в первом случае точно будет профит. Во втором- ну поднимут на 5 тыс ЗП может быть. Ну если поменять работу и сильно повезёт возможно и на 10 тыр зарабатывать больше. Но до доходов средненького бизнесмена будет как до луны. и не факт что это сыграет роль при получении должности. по крайней мере если будет кандидат менее успешно развивающийся, но с блатом. У людей пример перед глазами — родители которые десятилетиями впихивала на заводе и бизнес элита поднявшаяся по быстрому в 90стые. Причём основным фактором попадания в этот топ элиты было совсем не то насколько человек саморазвитием занимался. В олигархи им не попасть люди понимают. Но и сильно впахивать (больше чем необходимо) уже тоже не хочется. Ну и о стеклянном потолке забывать не стоит. Дошёл человек до какого то уровня проф мастерства/доходов/должности и понимает- что бы подняться выше надо приложить куда больше усилий чем что бы подняться с уровня «молодой специалист» до уровня «среднего». Затраты времени-сил нужны больше, а будет ли больше мотивации? уже семья, дети, собака, родители в возрасте которым помогать надо+ своё здоровье уже не позволяет как в 20 лет сидеть ночами за книгами, обучаемость и память уже похуже — и делает человек(осознанно или нет) вывод- желаемые плюсы и вероятность их получения меньше чем ожидаемые трудозотраты. Может ли медсестра в 40 стать врачом? в теории де. но это надо на какие то деньги жить во время учёбы (ибо дневное), работать врачом она сможет только после 8 лет (вуз+интернатура), молодым специалистам станет она в возрасте под 50, освоится в профессии в 57- когда люди уже либо на пенсии либо думают о ней, даже останься она до 65 работать- на карьеру врача ей останется 8 лет.
Вопрос в потребностях экономики.сколько ей необходимо этих самых квалифицированных специалистов, которым она готова достойно платить. Если мы делим нефтяную ренту и этим живём- потребности одни. Если живём производством высокотехнологичной продукции которую ещё и экспортируем- то совсем другие и будут готовы платить и инженерам и преподавателям вузов, строить НИИ/КБ (возможно в виде R&d отделов ПАО). Какую долю РФ в экспорте технологичном занимает? сколько у нас фирм таких? в каждом ли городе они есть? в каждой ли сфере (если человек микробиолог он вряд ли пойдёт в ай ти) ?
p.s. ну и банально- всему своё время. есть время развиваться, есть время отдыхать. дать возможность после тяжёлых книг и сложных задач по работе мозгу расслабиться.иначе можно сколько то на морально-волевых закончить, но желание развиваться у себя отбить Как то на одном рок фестивале общался с соседями по палаточному лагерю. 4 преподавателя ;-) Да и развитие- не только книги. с теми же сериалами- Сейчас есть точка зрения что они взяли на себя роль «большого романа» в силу того что как раз можно большое количества материала и достаточно сложного изложить, причём работать будут с ним не столько как с сериалом, сколько как с книгой благодаря гаджерам- не пропустят серию, если понадобится- пересмотрят фрагмент, выберут произведение под себя (а не «дикую роду» что по тв крутят). Гаджеты это позволяют.
p.s. к теме потребностей- вспомнилась статья «Петромачо, или Механизмы демодернизации в ресурсном государстве»
У меня сестрёнка уехала в Чехию замуж. Сейчас ей 50. Она, как и в Москве, работает операционной сестрой. Травма. В Москве, в Боткинской, она пришивала головы и всё остальное.
В Праге она — медсестра. И ей НАХРЕН не нужен статус врача. Она и так пользуется ахреническим авторитетом и уважением ВСЕХ.