Блог им. AGorchakov
Сложился стереотип, что теория вероятностей – это человеческая наука о случайности. На самом деле это не совсем точно. Это математическая дисциплина, изучающая свойства вероятностных пространств. Что такое вероятностное пространство? Это человеческая математическая модель для случая, когда пока ненаблюдаемое является набором событий с некоторыми шансами их появления, как минимум, два из которых ненулевые. А что такое случайность? Это когда наше лучшее знание о пока ненаблюдаемом является набором событий с некоторыми шансами их появления, как минимум, два из которых ненулевые. Т. е. теория вероятностей занимается лишь изучением второй части из определения случайности и никак не доказывает и не опровергает гипотезу о нашем лучшем знании о пока ненаблюдаемом. Т. е. в основе теории вероятности лежит гипотеза об объективном существовании случайности.
И как определяется вероятностное пространство? А определяется оно исключительно в виде частного случая теории множеств, лежащей в основе всей современной математики. Откажитесь от теории множеств и вся современная математика рассыпается в прах.
Итак вероятностное пространство – это сигма-алгебра с мерой на нем, называемой вероятностью.
Что такое «сигма-алгебра»? Это множество с обычными операциями на его подмножествах объединение («или») и пересечение («и»), обладающее замкнутостью относительно счетно-аддитивной операции объединения, т. е. любое объединение вида
UМi i=1,2,…, в свою очередь является подмножеством исходного множества.
Сложно и нелогично? Не вижу ничего сложного и нелогичного в условии замкнутости для операций «или» в части описания всего возможного набора будущих событий. Например, что необычного в событии для бросания монетки «выпадет орел или решка». Это не событие? Вполне себе событие, описывающее множество возможных будущих исходов бросаний. Единственная абстрация – это объединение бесконечного числа подмножеств, пронумерованных рядом натуральных чисел. Сложно привести простой и понятный любому человеку пример, что это за «зверь» и зачем он нужен. НО! Весь современный математический анализ (сложение, умножение, интегралы, дифференциалы и прочее основаны на этой самой счетной аддитивности) и потому можно констатировать, что она добавлена в теорию вероятностей с одной математической целью: чтобы можно было пользоваться методами математического анализа при изучении вероятностных пространств. Поэтому критика счетной аддитивности, как непонятной и бессмысленной абстракции, является не отдельной критикой теории вероятностей, а критикой всего современного математического анализа. Считаете математический анализ бесполезной абстракцией? Ну тогда и теорию вероятностей можно рассматривать аналогично.
Второй «стороной» вероятностного пространства является мера на нашем множестве, называемая вероятностью. Что такое просто мера? Это действительнозначная неотрицательная функция f на сигма-алгебре (т. е. множестве замкнутом относительно операции объединения подмножеств), удовлетворяющая нескольким вполне логичным условиям:
1) f(AUB)=f(A)+f(B)-f(AB)
2) если A подмножество B, то f(A)<=f(B)
3) если для любых i и j МiMj равно пустому множеству, то
f(UМi i=1,2,…,) = сумма f(Mi).
Что неестественного в этих условиях? Разве что в третьем условии бесконечность опять вызывает вопросы, как абстракция.
А почему наша мера Р называется вероятностной? А потому что к условиям для обычной меры добавляются еще два
1. Р(пустого множества) = 0
2. Р(от всего множества)=1
И в чем отличие от меры вообще? Только в конечности, потому что любую конечную меру можно путем центрировки и нормировки «загнать» в интервал [0,1]. Кстати, переход в нечеткой логике от интервала [0,1] к произвольному конечному интервалу выдается за новое слово в науке. С какого будуна, если операциями вычитания и деления, изучаемыми в начальной школе, все сводится к тому же [0,1]?
Как видите, ничего нелогичного и сложного в определении основного объекта изучения теории вероятностей нет, за исключением абстракции с бесконечной счетной аддитивностью. Да и последнее – это следствие основы современного математического анализа.
Вот и вопрос: чем плоха данная модель для описания случая
пока ненаблюдаемое является набором событий с некоторыми шансами их появления, как минимум, два из которых ненулевые?
Разве для таких случаев можно представить, что нет операций «или» и «и» на событиях? Ерунда, это есть всегда. Шансы событий могут быть бесконечными? Ну ка нарисуйте мне бесконечность :). Счетная аддитивность? Ну да, это и представить сложно и ограничение, но для чего? Да только для того, чтобы пользоваться математическим анализом, хотя бы элементарными сложением, вычитанием и делением. Вы считаете, что операции – глупость человеческая? Ну тут уже мне возразить нечего. Это Ваше право так считать. И спорить нужна математика вообще или не нужна можно до бесконечности. Но если мы считаем, что математика нужна и соглашаемся с тем, что то, в том, с чем мы работаем, пока ненаблюдаемое является набором событий с некоторыми шансами их появления, как минимум, два из которых ненулевые, то без вероятностного пространства нам не обойтись, а значит и не обойтись и без теории вероятностей, как единственной науки об изучении его свойств.
А какая альтернатива у предположения пока ненаблюдаемое является набором событий с некоторыми шансами их появления, как минимум, два из которых ненулевые? Только одна: это пока ненаблюдаемое может быть предсказано точно и значит ошибок и даже локальных убытков у нас нет и быть не может. Вы готовы для рынка доказать последнее?
А если серьезно, сиплым я реально не торгую.
)))
Всё же теория вероятностей, занимаясь случайными явлениями, исходит из того, что случайность это как бы природа этих явлений, их суть, но лишь во вторую очередь случайность это мера нашего незнания.
Понятно, что мы можем к процессу, протекание которого полностью детерминировано, применить теорию вероятностей и описывать этот процесс в терминах распределений, потом делать оценки и т.д. Однако, от этого суть данного процесса не становится случайной.
В теории вероятностей речь идет о случайной природе явления. Сам факт того, что мы говорим «условное распределение равно безусловному, а в безусловном есть хотя бы пара вариантов с ненулевыми вероятностями» означает не то, что мы не знаем, а то, что может быть как то, так и другое.
Вот как развести две ситуации? В одной мы не знаем и оно для нас случайно. В другой мы не знаем и узнать не можем, но надеемся на некое среднее знание и его устойчивость.
случайное явление=вероятностное пространство
и «добро пожаловать» в свойства случайных явлений (на самом деле свойства вероятностных простанств). А условное и безусловное распределение — это просто переход от одного вероятностного пространства к другому.
А на вопрос является ли пока ненаблюдаемое случайным явлением или не является в теорвере вообще нет ответа. Это сродни вопросу веры: существует ли объективная случайность? Понятно, что там, где есть точный прогноз, ее нет. А там где мы не знаем есть точный прогноз или нет? В последней ситуации мы конечно не знаем с чем имеем дело: с объективной случайностью или непознанной закономерностью? И при ответе на последний вопрос попадаем в вопрос веры, а не знания.
Но есть разница. Если нужно узнать вероятности у объективной реальности, то туда включится физическое взаимодействие. На рынке будет примешиваться эмоциональный и все прочие особенности присущие и отличающие человека от простых физ объектов.
Для такой сложности, наверное нужно существенно более крутой «двигатель», чем то что высчитывает просто взаимодействие физ объектов.
Хотя, пример с погодой может подойти и тут, вероятно. Мы не знаем какая будет погода точно, но точно знаем, что зимой будет минус, примерно 5 или 15 в среднем.
Или например то о чём говорили Бериц или Ситников, анализировать текущую ситуацию, куда заходят крупные деньги. Тогда всю прочую сложность можно обойти. Это как предугадать дождь через 1-2 часа по тучам, порывистому ветру, запаху воздуха, молниям, птицам. У кого-то сверхспособность — ноют суставы)
Рынок не предсказуем, не потому что никогда этого не может быть, а просто чудовищно сложный процесс. Но если найти подход и браться или за глобальное движение или за очень локальное и найти точно показывающие факторы, то можно выполнить цель.
Чисто мнение это всё)
Ещё у меня есть такое представление. Есть 2 вселенных: первая очевидная и материальная, вторая — вселенная сути вещей. Во второй лежат все законы, формулы, науки — всё то что описывает внутреннюю сущность.
Они как песочные часы. И вот что думаю, нам нужны механизмы, такие же как космические аппараты, но для путешествия во второй вселенной. Например сильный ИИ. А иначе, пространство слишком большое и сложное.
Сам я в математике вообще ноль, только по сути вещей могу что-то понять. Прошу прощение если столько банального и неинтересного изложил.
А то, что будущее приращение цены непредсказуемо точно в большинстве моментов времени подтверждает существование таких инструментов, как опционы.
Другими словами, если нам скажут что будет «пила» на рынке в ближайшие 5 мес, допустим, то заработать не составит труда. Примерно про это же речь?
Единственное, нужно как-то суметь обыграть ситуацию, когда будет сдвиг и выход из прежнего диапазона в новый. Это как поезд, который может увезти осенью в краснодарский край)) Тогда похолодание не только отложится, но и ограничится.
Получается, важно научиться понимать «погоду» (распределение) и знать примерные моменты отправления/маршруты «поезда» (сдвиг цены).
И да, очень важное примечание, что нужно учитывать время позиции. Т.к. смена парадигмы со временем очень вероятна. Чем дольше, тем больше потенциал разброса цены. Кризис, война, санкции или более мелкое — вероятность события со временем растёт. Баланс/дисбаланс.
Если это реализовывать, пусть и не совсем точно заходя и умело распределяя нагрузку на депо, потенциал заработка станет преобладать.
Скажите пожалуйста, это понимание может быть похожим на то о чём вы говорите?
Если есть доля толка в том, то как научиться видеть границы распределения и быть готовым к смещению?
Может:
1. Прямой опыт — тонкие навыки в процессе наблюдения
2. История уровней и объёмов
Благодарю за ваши мысли!)
Вас ещё раз благодарю за укрепление моих направлений мысли, не сразу понял с какого уровня мне идёт вещание по делу трейдинга) С наступающим Вас! Новых высот в жизни и деле, достижения потаённых глубин своей природы желаю!)
И, кстати, я никогда не говорил, что случайность в результате трейдера такая же, как и случайность на рынке. Функция от случайных величин может иметь совсем другое распределение, чем исходные величины. Равенство будет лишь тогда, когда будущая случайность никак не связана с прошлыми реализациями случайных величин.
А то что индексы глобально растут пропорционально денежной массе — это я говорил. Только вот Ваша доля в выпущенных государством деньгах при продаже с прибылью может упасть и сильно. Т. е. относительно выпущенных денег Вы станете беднее.
А что касается Никкея и Насдака — так это тоже исключения, посмотрите сколько на них приходится % из общего вероятностного поля, по аналогии с Газпромом)
Или можно сказать — я случайно не встретил на улице динозавра)) Ведь вероятность его встретить — тоже не нуль… но и не 50%, как у блондинки)))
Аллирог, Да, психология не уходит полностью из процесса в случае алгоритмического трейдинга, но связь становится другой. Когда я торгую руками — я ориентируюсь на свой опыт, видение, что-то ещё — да, тут в полной мере срабатывают психологические ловушки навроде прожигания в памяти отдельных болезненных кейсов, которые воспринимаются мозгом как закономерность и т.д. и такие ловушки искажают мои оценки, + получаем многократный эффект субъективности когда в позиции при высокой волатильности нереализованной прибыли вылезают психологические демоны наружу)).
А при системной как: — демоны во время позиции не вылезают.
— а при оценке стратегии ты по-хорошему видишь всю картину, у тебя есть вся выкладка «а что если так, а что если вот так», и ты её уже оцениваешь. Допустим ты видишь, если будешь с плечом торговать то макс просадка будет 50%, а вероятный профит 300%, а если без плеча, то макс просадка 5, а профит 70%. Да, делая выбор между вариантами ты конечно не исключишь психологию, но это уже другая психология — не вылезающие в позиции или просадке демоны (о которых выше), и не субъективное представление о характере стратегии вместо более объективного.
А. Г., Это одна из тех характеристик рынка, которая привлекает людей, ну по крайней мере меня — что можно не говорить на языке математики, можно вообще ни на каком, можно сидеть в стакане одной единственной акции, синхронизироваться с ней на интуитивном уровне и торговать в плюс себе спокойненько.
Проверка закономерностей на реальность/мнимость на мой взгляд как минимум не менее важный этап и фактор успеха, чем сам поиск закономерностей, ну вернее это даже часть самого такого поиска)
Спасибо за ликбез.)))