Вопрос: Если переговоры не сработают, когда Россия скажет, что она достигла целей и закончит войну?
С.В.Лавров: Послушайте, наши цели никогда не менялись, и я привел Вам примеры. Когда они начинали свое нанесение «стратегического поражения» России, никаких переговоров не было. А сейчас они упрашивают и угрожают. Немедленно прекратите огонь безо всяких предварительных условий, потому что у Украины кончается оружие. Нам нужно пополнить ее арсеналы. Или необходимо добиться стабильного долгосрочного мира, как выразился Президент США Д.Трамп после Аляски. Сейчас европейцы пытаются доминировать в повестке своей риторикой о прекращении огня. Они меняют свою позицию в зависимости от того, что происходит на линии фронта.
Мы уверены, что необходимо спасти людей от нацистского режима, тех людей, которые всегда были частью русской культуры. Они говорили на русском языке. Они обучали своих детей на русском языке. Они смотрели российские фильмы. Они получали новости из российских средств массовой информации.
Культура, театры – да что угодно. И когда все это было запрещено законодательно – украинская конституция по-прежнему утверждает, что государство Украина гарантирует права национальных меньшинств, особо выделяя при этом русское меньшинство, русских и другие меньшинства в плане образования и так далее – (а начались эти запреты в 2017 г., задолго до специальной военной операции), с тех самых пор мы считаем, что это одна из главных первопричин.
Первая и основная причина – это НАТО, потому что задумывалось втянуть Украину в альянс и построить военные базы в Крыму на Азовском море, у нас на пороге. Я уже приводил слова Президента США Д.Трампа, который четко пояснил, что это абсолютно неприемлемо для России. И каждый должен это понимать.
Но еще одной первопричиной является уничтожение всего русского – истории, языка, СМИ, культуры, образования, снос и уничтожение памятников представителям русского народа, которые являются основателями нынешних восточных и южных областей Украины, снос памятников тем, кто спас Украину и Европу от Гитлера и фашистских полчищ. Мы периодически спрашиваем публично и при личных встречах у наших коллег, которые проявляют хоть какой-то интерес к участию в урегулировании этого конфликта, – ну хорошо, немногие готовы публично рассуждать о НАТО, но вопрос о правах человека, ведь они закреплены в Уставе ООН, где прямо говорится, что всем должны предоставляться права человека независимо от расы, пола, языка или религии. Как я уже сказал, русский язык полностью запрещен на Украине. В повседневной жизни люди продолжают использовать русский язык, потому что это их родной язык. Каноническую украинскую православную церковь также запретили законом.
Но при этом спрашивают – когда вы собираетесь закончить войну? Когда вы согласитесь на прекращение огня? Это нечестно! Честным будет, если вы скажете украинцам, чтобы они, прежде всего, восстановили языковые права, все права национальных меньшинств, потому что это закреплено в их конституции. А вы в нарушение конституции принимаете столько законодательных актов, в том числе, кстати, и законодательство, которое дискриминирует венгерское нацменьшинство на Западной Украине. Хотя украинцы особо стараются отличиться в дискриминации русского языка, они все-таки пытаются дать какие-то послабления для языков Евросоюза. Не существует ни одной международной конвенции, в которой бы говорилось, что некоторые языки важнее других. Похоже на Дж.Оруэлла, правда? Все животные равны, но некоторые из них равнее других.
Мы неоднократно обсуждали это с П.Сийярто, и он заверил меня, что, когда Венгрия политическими, дипломатическими средствами борется за права национальных меньшинств, то это значит все национальные меньшинства, как того требуют международные конвенции и Устав ООН. И мы ценим ту роль, которую Венгрия сыграла при обсуждении переговоров с Украиной о вступлении в Европейский Союз. Думаю, Венгрия единолично настояла на том, чтобы разделы, посвященные переговорам о вступлении в Евросоюз, также включали довольно развернутые положения о национальных меньшинствах, об их правах. И это касается не только языков Евросоюза. Речь идет обо всех языках и обо всех национальных меньшинствах. И мы ценим, что Венгрия, по сути, добилась этого в одиночку.
Другое дело, что в Брюсселе не хотят вспоминать об этом соглашении, об этом консенсусе. И потом различные представители ЕС – например, М.Кос, комиссар по вопросам расширения ЕС, говорят, что Украина полностью готова начать переговоры о вступлении. Для того чтобы Украина была готова, ей сначала нужно исправить то, что она натворила в нарушение своей конституции и множества конвенций.
Поэтому, я считаю, неуместно, когда люди спрашивают о том, когда закончится война, когда мы собираемся остановиться, когда мы вернем Запорожье? На самом деле, мы уже контролируем и другие территории за пределами регионов, включенных в нашу Конституцию. Причина проста. Нам необходима буферная зона. Потому что украинцы по-прежнему обстреливают, бомбят и засылают беспилотники на территорию России, включая территории, которые никогда никем не оспаривались, например, Брянскую, Белгородскую, Курскую области. Поэтому ключом к пониманию, как эффективно действовать в этой ситуации, должно быть устранение первопричин кризиса, а не попытки отвоевать территорию или спасти лицо политиков, которые сейчас сидят в Киеве. Главной заботой тех, кто называет себя поборниками демократии, должны быть люди. Вместо этого нас обвиняют в разных нарушениях: в том, что мы «вторглись в суверенное государство», нарушили его независимость, нарушили Будапештский меморандум 1994 г.
Прежде всего, мы признали Украину на основании ее собственной Декларации о государственном суверенитете и Конституции. В 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете, в которой говорится о безъядерном, нейтральном, внеблоковом государстве, признающем права всех национальных меньшинств и так далее. И это затем было закреплено в Конституции страны.
Итак, мы признали ту Украину, сильно отличающуюся от страны, которой сейчас управляет откровенно нацистский режим. И когда люди втягивают ее в НАТО и говорят, что она имеет право вступать в любые союзы, мы видим ситуацию иначе. Когда мы признаем страну, это основано на том, что она из себя представляет, как она сама о себе заявляет.
Вопрос: Еще один вопрос прежде, чем мы перейдем к российско-венгерским отношениям. Я много думал о том, что если вступление Украины в НАТО является «красной линией» для России, то почему вступление Финляндии в НАТО не было таковой? В чем, с точки зрения России, заключается разница между Украиной и Финляндия?
С.В.Лавров: Думаю, власти Финляндии совершили ошибку. Я хорошо знаю нынешнего Президента Финляндии А.Стубба. Если вы помните, в 2008 г., когда он был министром иностранных дел, тогдашний президент Грузии М.Н.Саакашвили напал на Цхинвал и миротворцев, которые находилась там на основании мандата ОБСЕ. А.Стубб был в Тбилиси, а возвращался через Москву. И он дал, на мой взгляд, очень трезвую и точную оценку того, каким человеком был М.Н.Саакашвили. А.Стубб был разумным человеком. У нас были прекрасные человеческие и хорошие профессиональные отношения.
А потом, после начала специальной военной операции против нацистского режима в Киеве, финское руководство, как мне кажется, впало в ностальгию по временам, когда они помогали другому нацистскому режиму победить Россию во Второй мировой войне.
Вопрос: Если бы главой украинского государства был не В.А.Зеленский, а кто-то другой, это все равно был бы нацистский режим?
С.В.Лавров: Это вопрос из серии «если бы да кабы». Перед нами откровенно нацистский режим, который открыто презирает и запрещает все русское. Это единственная страна на Земле, которая запретила какой-то язык, не говоря уже о том, что это официальный язык ООН. В Палестине, как и в любой другой арабской стране, иврит не запрещен. Израиль не запрещал арабский язык. А В.А.Зеленский русский язык запретил. Теперь они включили А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Достоевского и других всемирно известных писателей в список материалов, пропагандирующих «имперскую политику». Без комментариев.
Вопрос: Перейдем к российско-венгерским отношениям. Несколько дней назад, 23 октября с.г., в Венгрии отмечалась годовщина революции 1956 г. Это был один из самых печальных дней в истории нашей страны, когда ее оккупировал Советский Союз. Некоторые венгры до сих пор боятся русских. Мы любим свободу и независимость. Честно говоря, мы не хотим, чтобы на нас снова напали. Что Вы можете сказать таким венграм? Стоит ли им беспокоиться о том, что Россия нападет на Венгрию?
С.В.Лавров: Нет необходимости им что-то говорить. Они и так это знают. Мы давно договорились с венгерскими коллегами, что будем честно, без эмоций и без переосмысления, относиться к истории. Когда Президент России В.В.Путин посетил Будапешт в далеком 2006 г., он возложил цветы к памятнику погибшим участникам событий 1956 года.
И недавно, два года назад, в 2023 г. во время Восточного экономического форума во Владивостоке Президент В.В.Путин также упомянул события 1956 года. Он признал, что эта часть политики Советского Союза была ошибочной. И у них нет разногласий в оценке этих событий с премьер-министром Венгрии В.Орбаном. Но, как я уже сказал, не нужно разжигать пожар вокруг этого вопроса. Хотя, возможно, в Венгрии и России найдутся те – особенно эмигранты, – кто хотел бы вбить клин в наши отношения и попытаться «раскачать» эту историю.
Но нашим лидерам виднее. Это часть нашей истории. Мы дали свою оценку. Венгрия дала свою оценку. Теперь мы живём новой жизнью, помня обо всех периодах нашей истории. Были хорошие времена. Были не очень хорошие. Были и плохие. Но они остаются в нашей памяти. Они остаются частью истории. И они не мешают нам развивать взаимовыгодное сотрудничество – политическое, экономическое, технологическое и т.д.
Вопрос: Я спрашиваю, потому что Вы приехали на Аляску в толстовке с символикой Советского Союза, а некоторым в Венгрии это не слишком понравилось. Кто-то увидел в этом тайный сигнал. Так ли это, или Вы решили просто кого-то подразнить?
С.В.Лавров: Кто-то переживал, что я приехал на Аляску?
Вопрос: Вы на Аляске надели толстовку, то есть свитер, с символикой Советского Союза.
С.В.Лавров: У нас есть и футболки с гербом Российской империи. Многие их носят. Это часть истории. К тому же, свитер был очень стильный, и он очень популярен...
Вопрос: На Аляске это был случайный выбор или тайный посыл?
С.В.Лавров: Нет.
Вопрос: А у вас есть свитеры с «Колумбией» или с «Новороссией»?
С.В.Лавров: Послушайте, в любой стране есть элементы одежды, посвященные истории, каким-то ярким моментам истории или каким-то событиям… Для меня Советский Союз – это моя Родина. Я там родился. Я наслаждался своей молодостью. Я наслаждался работой в Министерстве иностранных дел. Я не думаю, что мы должны стыдиться своей Родины. Напротив, Советский Союз сыграл ключевую роль в Победе во Второй мировой войне. Да, тогда мы воевали с Венгрией. Мы тогда воевали с Финляндией. Но это была война, которая позволила всем нам заложить фундамент нового мира –Организация Объединенных Наций, равенство.
Помимо Нюрнбергского и Хабаровского процессов, мы думали, что в целом все теперь решили быть открытыми. Как французы и немцы преодолели старые обиды, так же поступили и мы со многими странами, которые считали, что Советский Союз эксплуатировал их в СЭВ, в рамках Варшавского договора. Но вот что интересно.
Возьмем Германию. Все думали, что Германская Демократическая Республика была «вассалом» Советского Союза, и что как только появится свобода, Германия воссоединится. Так и случилось. Она воссоединилась, но не так, как обсуждалось. Это было не равное воссоединение, а поглощение ГДР Западной Германией. Я достоверно знаю, что, например, ни один из служащих МИД ГДР не получил работу в МИД объединенной Германии. Многие люди остались без работы и так далее.
Некоторые другие страны, включая, по-моему, Польшу, поступили так же. Не помню, чтобы Венгрия делала что-то подобное, и я считаю, что это правильно. Полагаю, что после многих войн, которые были развязаны в Европе или Европой, должна наступить другая эпоха. Все мы должны объединиться, чтобы построить другой мир подобно тому, о котором мы все договорились в 1975 г. в Хельсинки и разработали принципы, которые сейчас абсолютно игнорируются и грубо нарушаются руководством ОБСЕ, включая председателей и генеральных секретарей. Нынешний генеральный секретарь, наш турецкий коллега Ф.Синирлиоглу, пытается устранить этот недостаток, и мы желаем ему успеха.
Да, я забыл упомянуть о Будапештском меморандуме. Многие говорили, что приглашение в Будапешт и встреча там будут, по большому счету, означать унижение, поскольку в Будапеште уже однажды подписывались гарантии для Украины, и это вызовет очень плохие ассоциации.
Люди, которые так говорят, никогда не читали Будапештского меморандума. Там говорится, что Украина, равно как и другие бывшие советские республики, отказавшиеся от ядерного оружия, получит гарантии, которые ядерные державы дают неядерным государствам. Вот и все. Это все. Эти гарантии гласят, что ядерное оружие не будет использовано против неядерных держав, которые являются участницами Договора о нераспространении ядерного оружия. При этом параллельно с Будапештским меморандумом те же стороны подписали Декларацию, в которой были прописаны их официальные обязательства соблюдать все принципы ОБСЕ, включая права национальных меньшинств, демократию, свободу слова, и так далее. Все эти обязательства, которые были отражены в документах ОБСЕ и подтверждены в рамках принятия Будапештского меморандума, были грубо нарушены киевским режимом. Так что мы не считаем, что каким-либо образом нарушаем этот документ, который в свое время сыграл очень важную роль.
Вопрос: Последний небольшой вопрос. Стоит ли ожидать, что Вы, Президент В.В.Путин или, может быть, Президент Д.Трамп в скором времени приедете в Будапешт? Могут ли переговоры в случае их проведения состояться в Будапеште? У нас много отличных футболок и свитеров, на некоторых даже изображены наши старые границы. Но это сложная тема, а у нас очень мало времени. Так можем ли мы ожидать Вашего визита в Будапешт?
С.В.Лавров: Меня не приглашали. Президент США Д.Трамп предложил Президенту В.В.Путину встретиться в Будапеште. Президент В.В.Путин сказал, да, давайте начнем подготовительную работу. У нас состоялся хороший разговор с Госсекретарем М.Рубио. Инициатива исходила со стороны Соединенных Штатов.
Как я говорил, я слышал, что Госдепартамент выпустил сообщение, в котором сказано о том, что М.Рубио и С.В.Лавров провели хороший и продуктивный телефонный разговор, который (как можно было понять) был настолько хорош, что в настоящее время какие-либо встречи не требуются.
Так что инициатива есть, а мы люди вежливые. Когда нас приглашают, мы говорим, да, давайте договоримся, как, где и когда. Президент США Д.Трамп 23 октября с.г. в Белом доме сказал, что приглашение отменяется. Позже американцы сказали, что «отмена» означает «перенос». Так что решать инициаторам.
www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/2055699/
Добавьте посту до 15 плюсов, если он достоин первой страницы. Стоит подписаться:
smart-lab.ru/my/master1/ почитайте, кстати.
С.В.Лавров: Я лишь упомянул факт, который хорошо известен любому образованному человеку, что Одесса – это город. На его месте когда-то была маленькая деревушка. И Екатерина Великая основала Одессу. Она ее построила. Она построила порты, дороги, заводы. Вот что имелось в виду. Одесса всегда была интернациональным городом и славилась своим юмором. И конечно же, Одесса является наследием. ЮНЕСКО включила его в Список всемирного культурного наследия.
Люди, которые так говорят, никогда не читали Будапештского меморандума. Там говорится, что Украина, равно как и другие бывшие советские республики, отказавшиеся от ядерного оружия, получит гарантии, которые ядерные державы дают неядерным государствам. Вот и все. Это все. Эти гарантии гласят, что ядерное оружие не будет использовано против неядерных держав, которые являются участницами Договора о нераспространении ядерного оружия. При этом параллельно с Будапештским меморандумом те же стороны подписали Декларацию, в которой были прописаны их официальные обязательства соблюдать все принципы ОБСЕ, включая права нац.меньшинств, демократию, свободу слова, и так далее. Все эти обязательства, которые были отражены в документах ОБСЕ и подтверждены в рамках Будапештского меморандума.