Блог им. autotrade

Алюминий для автопрома: производство деталей из своего сырья уже стало реальностью

Алюминий для автопрома: производство деталей из своего сырья уже стало реальностью

Развитие отечественной промышленности, ситуация на крупнейших предприятиях, успехи в импортозамещении и производство комплектующих для автопрома – эти темы сегодня интересуют многих.

Об этом в Открытой студии медиаресурса «За рулем» главный редактор Максим Кадаков побеседовал с Евгением Васильевым, директором по развитию внутренних рынков компании «Русал» – флагмана отечественной промышленности, чья продукция важна для страны так же, как сталь и нефть.

Разговор состоялся на выставке «ИнтерАвтоМеханика», которая проходит с 19 по 22 августа 2025 года в МВЦ «Крокус Экспо».

– Если в двух словах, что такое «Русал»?

– «Русал» – это компания, которая производит алюминий и алюминиевую продукцию. Это крупнейший производитель алюминия в России и странах СНГ, один из мировых лидеров. В России наша доля в производстве алюминия – 100%.

– Сырье, которое вы используете, полностью из России?

– Мы импоритруем часть глинозема, и, естественно, бокситы, которые являются основой для глинозема.

– Вы полностью закрываете потребность российской промышленности в алюминии?

– Потребность в первичном алюминии мы закрываем на 100%. Если говорить о продуктах на его основе, то здесь, конечно, есть небольшие импортные поставки. Но мы считаем, что внутренний рынок должен полностью потреблять продукцию из российского алюминия.

– Компания «Итэлма», которая выпускает блоки АБС, с большим трудом нашла нужный им особо плотный сплав для прецизионного сверления. Почему компании сталкиваются с такими проблемами?

–То, что мы обладаем всей линейкой сплавов, включая автопром, – это факт. Наши проектные команды как раз помогают с локализацией, как это произошло с «Итэлмой». Для этого и существует наша Дирекция по развитию внутреннего рынка. Мы сотрудничаем с компанией АЛ5, которая создает из наших слитков нужный продукт для систем АБС.

Они покупают у нас слитки – большие алюминиевые цилиндры длиной от 6 до 12 метров. А уже из них под прессом выдавливают нужный профиль, из которого потом делают заготовки и отдают на «Итэлму» для финальной обработки.

– Первое, что приходит в голову про алюминий в авто – это колеса. Еще двигатель, блок цилиндров, головка блока, корпус коробки передач. Сколько вообще автопром потребляет вашего алюминия?

– На автомобильный сегмент идет порядка 15–16% от всего потребления алюминия в стране. Сейчас в России потребляется около миллиона тонн, а к 2035 году мы планируем выйти на 2,5 миллиона. Так что это 150–170 тысяч тонн для автопрома. Это много, но, например, в Южной Корее или Японии этот показатель достигает 20–22%.

– А мы можем до такого объема подняться?

– Да, должны! Поможет не только легковое машиностроение, но и транспортное: грузовой и пассажирский железнодорожный транспорт. Например, вагоны-хопперы из новых скандиевых сплавов. Они делают конструкцию легче и обладают антикоррозийными свойствами. Есть проекты по цистернам для перевозки СПГ. В Европе, кстати, уже вовсю используют алюминиевые цементовозы.

– Вернемся к автопрому. Алюминиевые двигатели, колеса, мелкие детали… Что еще, на ваш взгляд, может быть алюминиевым?

– Про колеса добавлю: наша компания СКАД в Красноярске – лидер на рынке РФ, ее продукция ничем не уступает китайским аналогам. Что касается новых возможностей – взрывной рост электротранспорта. Отечественная компания РЭНЕРА отлично поработала над корпусом – «корзиной» для литий-ионной батареи. Ее производство уже локализуется.

Теплообменники батарей – это тоже наша продукция. Если в обычном авто 150–170 кг алюминия, то в электромобиле – уже 300–315 кг. Поэтому развитие электротранспорта в России для нас очень интересно.

– «Росатом», строящий фабрики по производству ячеек для аккумуляторов в Калининградской области и Новой Москве, будет использовать ваше сырье?

– Конечно.

– А что в перспективе с кузовами? У нас нет алюминиевых кузовов, но для Aurus, например, делают алюминиевый капот. Есть перспективы?

– Бампер автомобиля или его усилитель, рычаги подвески.

– Алюминий, который делаете вы, и, скажем, китайский алюминий – он чем-то отличается?

– Одно из ключевых наших преимуществ – это «зеленый» алюминий с низким углеродным следом, потому что наше производство работает на энергии ГЭС в Красноярском крае и Иркутской области.

– Неужели на мировых рынках на это серьезно обращают внимание?

– Не просто смотрят! В Европе, например, есть целые программы, и требования по углеродному следу очень строгие. Как раз наш алюминий им идеально подходит.

– Если про экспорт в целом: сколько от общего объема производства он занимает?

– Порядка 75%.

– Где еще планируется использовать алюминий?

– Перспективы огромны. Естественно, стройка! Очень растет сегмент навесных вентилируемых фасадов и светопрозрачных конструкций – окон, входных групп. Уделяем большое внимание транспортной инфраструктуре: обустройство дорог, мостостроение. В Китае, Северной Америке, Скандинавии мосты из алюминиевых сплавов – это уже обычная практика. И мы к этому стремимся.

604
18 комментариев
В 1980-х годах в СССР уже были алюминиевые двери и окна. Собиритесь, не будьте тряпками и работайте в поте лица, чтобы достичь успехов пропавшей более развитой цивилизации. 
Александр Сережкин, почему бы тебе добровольно не отказаться от туалетной бумаги и не начать подтираться газетами? чтобы достичь успехов пропавшей более развитой цивилизации. 
avatar
John Smith, потому что есть экономические показатели, а не твоё эмоциональное отрицательное отношение к СССР
Александр Сережкин, так начни подтираться газетой и продолжай рассуждать об экономических показателях. я ж тебе не запрещаю. в чем проблема? или тебе хочется как в совке, только без очередей и тотального дефицита? что там за экономические показатели? продовольственная программа 82го года? тебя сильно сограеет чугун на душу населения, когда из всей жратвы в магазине — томатный сок и кефир? 
avatar
John Smith, даже не хочу перечислять, чем ты пользуешься из СССР. У тебя проблемы с жопой, в СССР тебя поставили бы на ноги, а сейчас ты мучаешься и платная медицина тебе не поможет. 

В СССР был дефицит на новинки, но тотальным дефицит стал при Горбачёве. 
Александр Сережкин, даже боюсь представить, чем ты занимаешься, что у тебя проблемы с жопой  
avatar
John Smith, ты каждый спор об СССР переводишь на дефицит туалетной бумаги, поэтому я сделал такой вывод. Разве я ошибся?
Александр Сережкин, так не надо ничего додумывать. почему ты упорно отказываешься подтираться газетой как в ссср? тебе ж никто не мешает стать советским человеком — стой перед магазином по 3-4 часа, прежде чем зайти. покупай только буряк и томатную пасту, за зеленый горошек и майонез доплачивай продавцу 3-4 цены, не пользуйся телефоном, езди на троллейбусе и подтирайся газетой. в чем проблема? начни с прелестей совка уже сегодня. 

и да, я не знаю какой понос в голове у тех, кто катит бочку на горбачева, если продовольственную программу принимали в 82 — жрать было нечего, а горбачев пришел в 85м. что, элементарная математика вообще выше понимания? 
avatar
John Smith, продовольственная программа в СССР была принята 24 мая 1982 года на майском (1982) Пленуме ЦК КПСС. Она представляла собой государственную программу, рассчитанную на период до 1990 года. Брежнев сразу умер, после его был Андропов и Черненко. Основная работа по реализации продовольственной программы была во времена Горбачёва. Он просрал всё и не только это.
Александр Сережкин, а сам факт того, что коммуняки с с 22го до 82го доуправлялись так, что понадобилась продовольственная программа, тебе ни о чем не говорит? 

я устаю от диалогов с тупыми людьми. забаню-ка я тебя. и других совкодрочеров тоже. 
avatar

приличные автопроизводители давно не стесняюцца использовать алюминий где ни попадя.

например Jaguar XJ начиная с 350-го (2003–2009) алюминиевый почти везде, причём не сварной, а клееный.

а если его ободрать от краски да отполировать — то он начнёт отражать лучи славы своего владельца))

 

в электрокарах ищо актуальнее, ибо батарейки тяжеленные, а получать категорию «цэ» домохозяйкам нехоцца.

 

avatar
Наша продукция ни в чем не уступает китайским аналогам ))))

avatar
«В Европе, например, есть целые программы, и требования по углеродному следу очень строгие. Как раз наш алюминий им идеально подходит.» -вот только ЕС практически не покупает РУСАЛовский алюминий. И к концу 2026 года планирует вообще от него отказаться. А китайцам углеродный след до лампочки. Так что к чему подобные заявления — непонятно.

avatar
Andrew_Kl, они ВИЭ широко начинают использовать но не только
avatar
autotrade, 
Возможно это в т.ч. способ уйти от нефтегазовой зависимости. Либо снизить ее при росте экономики. Китай конечно декларирует цели по снижению выбросов, но при этом до сих пор строил угольные электростанции.
Да и снижение собственных выбросов и выбросов в других странах — разные вещи.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Как менялся Индекс МосБиржи в 2025 году
Индекс МосБиржи является основным бенчмарком, который используется для определения динамики российского рынка акций. В течение года Московская...
Фото
Уолл-стрит рассчитывает на продолжение $2,4-триллионного ралли китайских акций
Китайские акции в последний год привлекают все больше внимания глобальных фондов, причем инвесторы ожидают дальнейшего роста за счет достижений...
Фото
"При низкой ставке наш главный конкурент не депозит, а Iphone" - вышло интервью CEO «Ренессанс жизнь» Олега Киселева изданию Forbes
«При низкой ставке наш главный конкурент не депозит, а Iphone» — вышло интервью CEO «Ренессанс жизнь» Олега Киселева изданию Forbes По данным...

теги блога autotrade

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн