Блог им. MihailVlasenko
Высокая ставка с нами надолго, а значит о бурном росте пока можно забыть. В такие моменты важно быть уверенным в своих активах — одно дело смотреть на краснеющий Сбербанк, и совсем другое — на тонущие Мечел или М. Видео.
Поэтому я решил составить топ проблемных компаний, от акций которых лучше держаться подальше. Многие из них уже на минимумах, но это не мешает им упасть еще ниже — долги, мутные бизнес-модели и ужасное управление не оставляют им шансов на рост.
Сегежа и Мечел. Я специально объединил их вместе, чтобы не тратить на них много времени. Про эту парочку все давно известно — их долги не сгорели в огне инфляции, а скорее сожгли остатки их капитала. Сейчас они работают на кредиторов, а впереди у них допэмиссии, продажи активов и попытки спасти бизнес.
Так что инвесторам тут ничего не светит — компании в ужасом состоянии, и на их восстановление могут уйти годы. При этом далеко не факт, что вера в светлое будущее себя оправдает.
МТС. Тут тоже целый букет проблем — огромный долг, падение чистой прибыли, слабый рост экосистемы и бегство клиентов МТС Банка. Денежный поток уже два квартала в отрицательной зоне, и дивиденды за прошлый год уже пришлось частично выплачивать в долг.
По факту компанию просто выдоили, ведь ее «маме» постоянно нужны деньги. До конца года МТС нужно погасить 125 млрд. рублей, но ее руководство все равно обещает рекордные дивиденды. Такое ощущение, что о будущем там никто не задумывается.
ВК. Компании создали идеальные условия — казалось бы, бери и зарабатывай рекордные прибыли. Но в этой черной дыре пропадает все, что туда попало — расходы растут опережающими темпами, а долг уже превысил 170 млрд. рублей.
На горизонте маячит допэмиссия, ведь иначе обслуживать долги просто не получится. И вряд ли тут поможет «расцвет» VK Video, ведь получать прибыль руководство так и не научилось.
Woosh. Самокаты вдруг забуксовали — в 1 полугодии чистая прибыль рухнула практически в 5 раз. Компания агрессивно росла за счет крупных займов, а сейчас приходится платить — поэтому ее финансовые расходы выросли на 140% (до рекордных 1,15 млрд. рублей).
Сейчас она занимает под еще более высокую ставку, но и от дивидендов не отказывается — ни к чему хорошему такой подход не приводит.
ЕвроТранс. Тут у меня сплошные вопросы без ответов. Во-первых, зачем сначала продавать 3 млн. акций, а потом предлагать их выкупить в 2027 году? Во-вторых, как можно платить рекордные дивиденды, когда на счетах нет денег и половина прибыли уходит на проценты?
У компании огромный долг под плавающую ставку, а она обещает инвесторам золотые горы. Либо это что-то гениальное, либо банальный развод.
Делимобиль. Стал жертвой своей бизнес-модели — для увеличения парка нужны кредиты, но при такой ставке они становятся слишком дорогими. Сейчас на их обслуживание уходит почти вся EBITDA, а ведь еще нужно выкупать арендные автомобили.
Дальше есть только два пути — либо сбавлять темпы роста, либо идти ва-банк и наращивать долги. В обоих случаях акции компании ждет падение.
Распадская. Результаты у компании более-менее, но нужно смотреть на другие вещи — дебиторская задолженность достигла 50 млрд. рублей. То есть, эти деньги крутятся у кого-то другого… хотя Распадская могла бы получать по ним проценты или выплатить своим акционерам.
Пока головная компания не переедет, о дивидендах тут можно забыть. И судя по всему, в Евразе о таком переезде даже не думают.
Вне топа— АФК Система и Норникель. Из-за их прошлых успехов я просто не смог включить их в этот список. Но об их проблемах нельзя не упомянуть — у первой это долг и проблемная «дочка», а у второй — долг, санкции и низкие цены на металлы.
Так что их акциям еще есть куда падать — увы, такое случается даже с бывшими любимчиками рынка.
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там я публикую ежедневные обзоры и пишу свои мысли по рынку.