Блог им. Koleso

Баффетт. Биография. Часть 3. 1930-1942. «1000 способов заработать $1000». Уоррен в 10 лет заявил, что к 35 годам станет миллионером

Баффетт. Биография. Часть 3. 1930-1942. «1000 способов заработать $1000». Уоррен в 10 лет заявил, что к 35 годам станет миллионеромЧасть 1. июль 1999

Часть 2. август-декабрь 1999. Внешняя система оценок

Часть 4. 1942 – 1947. К 15 годам открыл несколько фирм, купил ферму. Применял Карнеги по статанализу 

 

 Внутренняя оценочная шкала

Джон Баффетт, первый из Баффеттов в Новом Свете, занимался ткачеством и, как полагают, происходил из семьи французов-гугенотов. Спасаясь от религиозных преследований, в XVII веке он бежал в Америку.

Перед прочтением, пожалуйста, подпишитесь на канал «Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ»

Омаха, 1930-е.

В 1920-х неискушенные американцы решились на первые шаги в инвестициях: пузырящийся фондовый рынок пьянил, как шампанское.

Несмотря на это, только трое из ста американцев владели акциями, при этом многие брали большие кредиты, чтобы играть на бирже.

В 1927 году Говард Баффетт, отец Уоренна, устроился биржевым брокером в Union State Bank.

А в «черный вторник» 29 октября 1929 года рынок рухнул за день на 14 млрд долларов. Богатство, в четыре раза превышающее бюджет правительства Соединенных Штатов, улетучилось за несколько часов.

Через десять месяцев после краха, 30 августа 1930 года, на пять недель раньше срока родился второй ребенок Баффеттов, Уоррен.

За две недели до первого дня рождения Уоррена, люди стояли в бесконечных очередях на 40-градусной жаре, ожидая возможности забрать свои деньги из местных банков.

С раннего утра и до десяти вечера они продвигались вперед, беззвучно повторяя:

«Господи, пусть там еще останутся деньги, когда подойдет моя очередь».

Далеко не все молитвы были тогда услышаны: четыре государственных банка закрылись, оставив вкладчиков без денег.

15 августа 1931 года отец Уоррена пошел на службу, но банк был закрыт. Говард остался без работы, а его деньги лежали в банке. Дома его ждали жена и двое маленьких детей.

Найти другую работу в такое время непростое дело.

Но, спустя две недели Говард и два его партнера, открыли брокерскую фирму Buffett, Sklenicka & Co.

Поистине смелое решение – создать биржевой бизнес, когда акции никто не покупает.

Три недели спустя Англия отказалась от золотого стандарта. Это означало, что во избежание банкротства страна, погрязшая в долгах, просто напечатает больше денег, чтобы выплатить кредиты.

По сути, страна с самой надежной и признанной валютой того времени объявила:

«Мы будем выписывать необеспеченные чеки, а вам придется их брать».

Это мгновенно подорвало доверие к банкам, финансовые рынки обрушились по всему миру.

Экономика Соединенных Штатов, и без того работавшая с грехом пополам, отправилась в свободное падение. Но посреди всего этого водоворота бизнес Говарда преуспевал.

Его клиенты, в основном друзья семьи, покупали надежные ценные бумаги – акции коммунальных предприятий и муниципальные облигации.

В первый же месяц работы, когда мир охватила финансовая паника, он заработал 400 долларов комиссионных, и его фирма получила прибыль.

В следующие месяцы, когда сбережения людей таяли, а вера в банки испарялась, Говард придерживался тех же консервативных инвестиций, неуклонно увеличивая число клиентов.

В это время Небраска погружалась в беззаконие.

В Омахе процветала подпольная торговля спиртным.

В начале 1930-х действительно было чего бояться, помимо нависшего над страной страха развала экономики. По Среднему Западу бродили подражатели известных гангстеров – Аль Капоне, Джона Диллинджера и Малыша Нельсона, грабя и без того дышащие на ладан банки.

Многие в те годы пострадали, уровень жизни упал, но Говард сумел подняться в более обеспеченные слои среднего класса.

«Даже в те трудные времена, – вспоминал он, – мы жили скромно, но неотступно продвигались вперед».

Говард своим упорством в обивании порогов добился успеха брокерской фирмы, которая теперь называлась Buffett & Co.

А, Уоррен учился ценному навыку: рассчитывать шансы.

Осмотревшись, он понял, что возможности для расчета есть повсюду. Главное, собрать побольше информации.

7. День перемирия.

Омаха, 1936 – 1939

Как только в 1936 году Уоррен пошел в первый класс, он сразу полюбил школу, которая открыла для него совершенно новый мир.

Уоррену нравилось все, что было связано с коллекционированием, подсчетом и цифрами.

Он увлеченно собирал марки и монеты, подсчитывал, как часто повторяются буквы в газетах и Библии. Обожал читать и проводил много часов с книгами. Однако больше всего Уоррен любил состязательные игры, даже если соревновался только с самим собой.

Уоррен с детства легко сходился с людьми, но в то же время любил побеждать.

Развитый не по годам, он подавлял сверстников интеллектом, но от физических соревнований уклонялся. Когда ему было восемь, родители купили сыну боксерские перчатки. Тот сходил на одно занятие и больше их не надевал.

Позже пробовал кататься на коньках, но у него подворачивались лодыжки. Он не участвовал в уличных играх с другими мальчиками, хотя обладал хорошей координацией.

Единственное исключение его нелюбви к физическим соревнованиям – пинг-понг.

Пристрастие Уоррена к мелочам крепло. К пятому классу он с головой погрузился в энциклопедию The World Almanac 1939 года выпуска, которая стала его любимой книгой. Он не только запомнил названия столиц всех штатов, но и численность населения каждого города.

Тетя Элис пробудила в Уоррене следующее увлечение, подарив ему книгу о бридже – социально-психологической карточной игре, в которой определить проблему так же важно, как и решить ее.

Уоррен решил, что бридж интереснее шахмат.

Еще одним из его многочисленных увлечений стала музыка: несколько лет он учился играть на корнете.

8. Тысяча способов.

Омаха, 1939 – 1942

Первые несколько центов Уоррен Баффетт заработал, продавая жевательную резинку. С первого дня, как в возрасте шести лет начал торговать, он не уступал клиентам. Это станет его стилем ведения бизнеса и в будущем.

С каждой целой пачки он получал два цента прибыли.

Перекатывал увесистые, твердые монеты в ладони – первые снежинки в будущем снежном коме его состояния.

Но, продавать Coca-Cola оказалась прибыльнее: за каждые шесть бутылок он выручал по пять центов и с гордостью складывал монеты в никелированную монетницу, которую носил на поясе.

Она наделяла его чувством причастности к профессии. Олицетворяла часть торговли, которая больше всего нравилась Уоррену: накопление.

Монеты он хранил дома в ящике стола, регулярно считая, насколько увеличились 20 долларов, которые отец подарил ему на шестилетие. Расчеты он записывал в бордовую книжечку – свой первый банковский счет.

Когда ему было девять лет, он собирал и продавал мячи, оставшиеся на поле для гольфа. Правда, вскоре полицейские его выгнали.

При каждом удобном случае Уоррен заходил в офис отца и читал колонку «Трейдер» в еженедельнике Barron's или книги из библиотеки.

Верхом счастья он считал, когда в этой брокерской фирме, расположенной на два пролета ниже офиса Говарда, ему разрешали мелом выписывать на доске цены на акции.

Уоррен заметил, что цифры меняются по своему непреложному закону.

Говард каждому из детей дарил на десятилетие поездку на Восточное побережье. В жизни каждого из них это было важным событием. Уоррен точно знал, где он хочет побывать. Его интересовали три вещи: компании Scott Stamp and Coin и Lionel Train, а также Нью-Йоркская фондовая биржа.

В 1940 году Уолл-стрит начала возрождаться после краха, но атмосфера оставалась сдержанной.

Но по-настоящему воображение Уоррена покорила сцена из биржевой столовой.

– Мы обедали с членом фондовой биржи, голландцем по имени Ат Мол. К нам подошел парень с подносом, на котором лежали разные виды табачных листьев. Мистер Мол выбрал листья, а парень скрутил из них сигару. Я подумал:

«Вот оно. Сигара, сделанная на заказ. Что может быть лучше?»

Курение сигар Уоррена не интересовало, но он понял, что значит нанять человека для такой легкомысленной задачи.

Большая часть страны все еще вязла в трясине Великой депрессии, а работодатель сигарного мастера зарабатывал большие деньги.

Уоррен мигом это ухватил.

Биржа извергает потоки денег: реки, фонтаны, каскады, ручьи… достаточные, чтобы нанять человека для чистого баловства – скручивания сигар ручной работы для удовольствия участников биржевых торгов.

В этот день у него в голове зародилось новое видение будущего.

Вернувшись в Омаху, он сохранил его. Уоррен уже достаточно вырос, чтобы систематизировать свои поиски и продолжать их более планомерно.

Но главное, теперь Уоррен упорно трудился ради будущего, которое отчетливо видел:

он хотел денег.

Позже он вспоминал:

«Деньги могли дать мне независимость. Больше всего я хотел работать на себя, чтобы мной не руководили другие люди. Для меня было важным каждый день делать, что я хочу».

Однажды Уоррен обратил внимание на заманчивую книгу.

Книга называлась «Тысяча способов заработать 1000 долларов».

Иными словами – как заработать миллион!

Идея о росте количества денег показалась ему критически важной.

В книге говорилось, что он может заработать тысячу долларов.

Если он начнет с тысячи долларов и будет увеличивать ее на 10 % в год, через пять лет она превратится в 1,6 тысячи, через десять лет – почти в 2,6, а через 25 у него будет больше 10,8 тысячи долларов.

Он видел, как растут числа, так же отчетливо, как снежный ком, который он зимой катал по лужайке.

Уоррен начал иначе думать о времени.

Сложный процент связывал настоящее с будущим.

Если сегодняшний доллар через несколько лет будет стоить десять долларов, в его понимании эти суммы были равны.

Уоррен в 10 лет заявил, что к 35 годам станет миллионером.

Для ребенка в 1941 году – дерзкое заявление, но его расчеты, как и книга, говорили, что это возможно.

У него впереди 25 лет, и ему нужно больше денег. Он твердо верил, что сможет это сделать. Главное, следовать правилу: чем больше денег он соберет на начальном этапе, тем дольше они будут увеличиваться, а значит, шансы достичь цели выше.

К изумлению семьи, к весне 1942 года накопления Уоррена составили 120 долларов.

В партнеры он привлек свою сестру Дорис, купив ей и себе по три акции Cities Service Preferred за 114,75 долларов.

– Я не очень хорошо знал эту компанию, когда покупал акции, – вспоминает Баффетт. – Знал только, что это любимая компания отца, ее акции он продавал клиентам годами.

В июне того же года акции Cities Service Preferred упали с 38,25 до 27 долларов.

Когда акции восстановились, он продал их по 40 долларов, получив прибыль в 5 долларов для себя и сестры.

Но затем Cities Service быстро взлетела до 202 долларов за акцию.

Считая этот эпизод одним из самых важных в своей жизни, Уоррен усвоил из него три урока.

Первый – не зацикливаться на цене, которую заплатил за акцию.

Второй – не спешить хвататься за небольшую прибыль. К этим выводам он пришел, размышляя о 492 долларах, которые заработал бы, если оказался более терпеливым. Он работал пять лет, чтобы накопить 120 долларов для покупки этой акции. Учитывая, сколько он зарабатывает сейчас, продавая мячи для гольфа и попкорн на стадионе, чтобы возместить «потерянную» прибыль, могут уйти годы. Он никогда, никогда, никогда не забудет эту ошибку.

Третий урок касался инвестирования чужих денег. Не стоит брать на себя ответственность за чужие деньги, если не уверен, что добьешься успеха.

Подпишитесь на канал «Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ»
★2

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн