Блог им. KDvinsky
Вчера Сбербанк представил финансовые результаты по РПБУ за первое полугодие. Многие обратили внимание на сохранение для текущих реалиях хороших показателей про прибыли. В июне и вовсе заработали рекорд с начала года — 140 млрд рублей. Однако если анализировать показатели более детально, то становится понятно — высокая ключевая ставка и прочие ужесточения ДКП бьют даже по Сберу. Второе полугодие, скорее всего, будет слабее.
Также в начале отмечу, что положение Сбера лучше, чем у других финансовых организаций еще и тем, что он имеет возможность привлекать дешевые пассивы в виде зарплат бюджетникам, пенсий и т.д., которые капают на карту и на которые не начисляются проценты. Это частично хоть и исправляет ситуацию, но, все равно, полностью выправить не может.
Итак, разберем основные финансовые показатели.
В первую очередь, обратим внимание на кредитный портфель. Так объем кредитования юридических лиц за полгода вырос всего на 4,4% с 23,074 до 24,339 трлн рублей. Причем значительная часть из «новых» кредитов составляет рефинансирование.
Портфель кредитования физлиц вырос на 8,1% с 15,676 до 16,842 трлн рублей. Вроде бы, цифры неплохие, однако более половины пришлось на май и июнь, когда граждане пытались запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда льготной ипотеки и ужесточения макропруденциальных мер по потребительским кредитам. Для понимания — из 16,8 трлн рублей портфеля физлиц жилищные кредиты составляют 10,7 трлн. Только за июнь их объем месяц к месяцу вырос на 3%. Очевидно, что в июле будет резкое замедление.
Объем средств юридических лиц, размещенных в Сбере, увеличился за полгода всего на 1,9%. Это мало. Банк объясняет подобное некой «оптимизацией» стоимости привлечения пассивов. Может быть, и так. Однако я бы связал подобное также и с тем, что в условиях высоких ставок предприятия оттягивают ликвидность для своей операционной деятельности + закрывают займы.
По физическим лицам ситуация, что логично, противоположная. Объем средств, размещенных в Сбере, за полгода вырос аж на 11,9%. Причем Основной прирост (7%) пришелся на май и июнь, когда банк начал повышать ставки ставки по вкладам. С одной стороны, это можно расценить как плюс, но, с другой, учитывая замедление темпов кредитования, подобное будет сильно давить на процентную маржу. Уже в третьем квартале.
Из позитивного можно отметить, что рентабельность капитала (ROE) подрастает. С 20,7% в январе до 22,9% по итогам полугодия. Впрочем, ориентироваться только на данный показатель в этой ситуации нет смысла. Когда «Сбер» расстанется с 751 млрд рублей дивидендных выплат, капитала станет меньше и ROE, что логично, вырастет. Но будет ли это плюсом? В текущей ситуации сомневаюсь.
С начала года мы видим сильное замедление роста чистого процентного дохода (ЧПМ) с 21,8% до 16,9%. Уже тогда высокая ставка стала бить по ЧПМ. Очевидно, что показатель продолжит снижение. В январе ЧПМ был равен 211,7 млрд, в июне — 207,1 млрд. Даже минимального роста нет. Это негатив.
Чистый комиссионный доход вырос всего на 9,7% при сопоставимой инфляции. Тоже так себе.
Зато опережающими темпами растут операционные расходы. За полгода темп составил 20,2% (г/г). Отсюда мы имеем увеличение показателя CIR (отношение операционных расходов к операционным доходам), который с начала года вырос с 22,5% до 27%. Тоже минус.
И теперь о резервах. Сюда «Сбер» отправляет удивительно небольшие суммы. За первое полугодие — 267 млрд рублей, что на 22,5% (!) меньше, чем годом ранее. И это при том, что тогда ключевая ставка была равна 7,5%, а сейчас — 16% с перспективой повышения до 17-18%. Да, у «Сбера», действительно, качественный кредитный портфель, но против математики не попрешь. Отчисления в резервы все равно будет необходимо увеличивать во втором полугодии.
Важным моментом является тот факт, что хорошие пока что показатели по чистой прибыли обусловлены как раз низкими отчислениями в резервы. Например, в июне они составили всего лишь 14,8 млрд рублей. Вдвое больше — и чистая прибыль «Сбера» (125 млрд вместо 140 млрд) уже не выглядит так роскошно.
Таким образом, во втором полугодии финансовые показатели, скорее всего, будут сильно слабее. Безусловно это не означает, что «Сбер» провалится в какой-то кризис. Наоборот, по сравнению с большинством других банков в текущих условиях он продолжит чувствовать себя уверенно. Но до смягчения ДКП особого роста финансовых показателей ждать не придется. Да и див доходность за 2024 год в 10-11,5% не выглядит привлекательной, учитывая наличие иных безрисковых инструментов на финансовом рынке.
У меня в «Сбере» сформирована большая позиция, которую я сегодня сократил (по 319 руб) на 20-25%. Продавал те акции, которые были куплены несколько месяцев назад с доходностью в 5-7%. Основную часть в портфеле, где средняя цена около 200 руб за единицу, решил не продавать, так как придется заплатить с них существенный налог. Но роста до смягчения ДКП не жду.