Блог им. Sid_the_sloth

Праздник и угроза голода: как россияне вмиг обеднели после Нового 1992 года

Ровно 34 года назад, 2 января 1992 года, в России был запущен процесс либерализации цен: государство фактически перестало вмешиваться в процесс ценообразования, из-за чего стоимость продуктов и услуг в стране резко выросла.

🚀К концу года цены выросли в 25 раз. В следующем году они подскочили еще в 8,4 раза. Полки магазинов быстро заполнились товарами, но сбережения граждан превратились в пыль. Иногда полезно вспоминать недавнюю историю, чтобы более трезво подходить к своим инвестициям сейчас.

Чтобы не пропустить другие интересные и полезные посты, подписывайтесь на мой фирменный телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.
Праздник и угроза голода: как россияне вмиг обеднели после Нового 1992 года

🍗Массовый голод или бешеный взлёт цен

Товарный дефицит к началу 1990-х годов приобрел угрожающие масштабы: по некоторым данным, товарное предложение было втрое меньше, чем стоимость денег на руках у населения. Главной проблемой стала катастрофическая нехватка продовольствия, особенно в крупных городах.

🥴Указ президента РФ с 02.01.1992 освобождал от гос. регулирования 90% розничных и 80% оптовых цен. Именно «либерализация ценников» стала главным пунктом реформ, предложенных в 1991 г. Борисом Ельциным.

Изначально указ сохранял предельно допустимый рост цен для наиболее важных социальных товаров (в т.ч. хлеба, молочных продуктов и топлива), однако уже в марте 1992 регионам было позволено отменять эти ограничения, и в большинстве случаев на местах этим воспользовались.

🍞Главной задачей реформы стало наполнение магазинов продуктами и борьба с угрозой массового голода в стране, которая была вполне реальной. С ней справиться удалось: после Нового года российские магазины быстро заполнились самыми разными (прежде всего импортными) товарами.

Праздник и угроза голода: как россияне вмиг обеднели после Нового 1992 года
Ценники после либерализации, от которых население офигевало. Источник фото: Яндекс.Картинки

📈Огромная инфляция

При этом в правительстве наивно надеялись, что либерализация не приведет к взрывному росту цен, а только скорректирует до нормального уровня спрос и предложение. Здесь вышел явный просчет: отпуск цен привел к гиперинфляции, по итогам 1992 г. цены в среднем выросли более чем в 25 раз.

⛽️Государство в административном порядке повысило цены на энергоносители: нефть подорожала в 5 раз, газ — в 4,7 раза, уголь — в 5,5 раза. Это решение также повлияло на огромный рост цен в течение 1992 года. Рост цен на нефть в 5 раз задало нижнюю планку повышения всех остальных цен.

Одной из причин столь высокой инфляции была также практически бесконтрольная вынужденная эмиссия рублей. Дополнительно обесценивал российскую валюту и приток рублей, которые продолжали печататься в бывших союзных республиках.

Праздник и угроза голода: как россияне вмиг обеднели после Нового 1992 года
Митинг против Ельцинских реформ в начале 1990-х. Источник фото: Яндекс.Картинки

🇷🇺К чему это привело страну

Следствием либерализации цен стали обесценивание заработной платы, доходов и сбережений населения, рост безработицы и задержки выплат населению.

📉Все негативные факторы, связанные с либерализацией, привели к глубокому экономическому спаду, огромному разрыву в доходах бедных и богатых, неравномерному развитию региональных экономик. Доля бедных и очень бедных домашних хозяйств за четыре года выросла с 33,6 до 45,9%.

Российская экономика долго не могла оправиться от последствий либерализации цен. Реальный уровень зарплат к концу 1990-х годов упал практически вдвое и смог вернуться к уровню 1991 г. лишь спустя 15 лет.

Праздник и угроза голода: как россияне вмиг обеднели после Нового 1992 года
Сравнение смертности в 1991 (СССР) и 1992 годах (РФ). Источник фото: Яндекс.Картинки

🤔Личные размышления

Мне тогда было 5 лет, и я уже был во вполне сознательном возрасте, чтобы испытать на себе последствия этой замечательной реформы, произошедшей сразу после развала Союза.

🤷‍♂️Искренне рад за людей, которые в 90-е посреди всеобщего хаоса «нашли себя» и сумели сколотить капитал. Наша семья и многие знакомые семьи тогда окунулись в почти беспросветную бедность, усугубленную тем, что мы жили в маленьком закрытом городке на Крайнем Севере. Отцу вместо зарплаты на службе часто выдавали какое-то скудное продовольствие с оборонных складов.

🥕🍅Очень спасало то, что у бабушки и дедушки была дача в Лен. области, куда нас с сестрой отправляли на всё лето. На даче можно было поесть свежей зелени и хоть каких-то овощей и фруктов, которые в Заполярье достать было очень трудно даже при наличии денег.

Помню, чтобы купить себе желанную шоколадку типа «Виспы» или (ещё круче) «Сникерса», мне приходилось по несколько дней собирать и сдавать пустые бутылки — типичная подработка тех лет для россиян всех возрастов.

🤦‍♂️Поэтому мне смешно сейчас слышать рассуждения некоторых молодых людей о том, что якобы «К нам вернулись 90-е!» Девяностые для меня — это когда отец уходит на несколько месяцев в плавание, а мама растягивает один батон на неделю для себя и двоих детей. Когда на тебя 7-летнего может напасть и избить у ларька толпа гопников постарше, потому что ты при них вынул из кармана мелочь на 3 жвачки.

🎬Короткое видео об этих событиях — здесь. Посмотрите, очень интересно.

👉Подписывайтесь на мой телеграм — там всегда качественная аналитика, новости и инвест-юмор.

📍 Покупайте Газпром по 350,38 ₽: Объявление в старой газете 2006 года
📍 Чек из Ленты, которому исполнилось 23 года
--------------------
✅Ещё больше интересного — в моем телеграм-канале
Мой блог в Дзене: Инвестор Сид
Профиль в Т-Пульс: sid_the_sloth
4.8К | ★7
101 комментарий
Купил вагон водки пока он ехал подорожал в 5 раз, вот так мой отец и стал долларовым миллионером. А я чуть чуть не успел на этот праздник жизни, да и вообще чудом выжил, даа замечательные были времена, не дай бог никому.
Джейсон Стопхамов, да уж, а сколько народу из НИИ и поликлиник пошли на рынок торговать и в бизнес «посерьёзнее», кто покрепче физухой и с более свободными моральными принципами)
avatar
Любил то время, за хлебом в пять утра зимой постоять милое дело. А какой вкусный был спирт Рояль и собачья ветчина Tulip. Ууу
avatar
Клетчатый, молока накупил и на балкон заморозить.
avatar
Клетчатый, я был мелкий, поэтому ни то ни другое не пробовал) А за хлебом часами стояли, это да
avatar
Sid_the_sloth, часами стоять за хлебом — помню такое только при Хрущеве. Где-то с полгода были тяжелые перебои из-за нехватки пшеницы. В 91-92 году такого вроде бы и не было. По крайней мере как массового явления. 
avatar
Sid_the_sloth, ага, а еще и хлеб давали по 1 буханке в 1 руки. Во время были золотые
avatar
Sid_the_sloth, не было часовых очередей за хлебом.
были талоны — по ним все по гос цене.
были рынки — там все без очереди но дорого... 

были очереди за алкоголем и вином — вот это помню.
очередей снаружи магазина — а часовые это снаружи были раз в квартал — ровно 1 раз в квартал за колбасой и мясными деликатесами.
по гос цене чтобы план выполнить раз в квартал давали.

эти же деликатесы по цене x2 — по цене которая не датируется — по текущей лежали в кооперативном отделе ЭТОГО ЖЕ ФИЗИЧЕСКИ МАГАЗИНА,

Попробуете сейчас выложить мясо и мясные дилакиетсы по 1/3 от текучей коммерческой цены.
И тоже будут очереди.
Очереди никуда не делись — они так-же за гос цену == 1/3 коммерческой выстоятся и в 2026 году.

Не надо про то что очередей нет — потому что по гос цене не продают.
А как начнет государство по гос цене датируемой продавать так эти очереди ТУТ ЖЕ ПОЯВЯТСЯ.
avatar
Клетчатый, Помню, на Рояле тогда вся страна «играла». А потом пошла паленка и народ перестал «играть на Рояле»!
avatar
помню Гайдару сказали что в стране навес денег над товарами и он махнул рукой 
решаемо 
вот и порешали 
мой любимый рогалик стоил 30 копеек стал стоить 3 руб
цены в ларьках меняли два раза в день — утром и вечером
незабываемое время 
в деревне было полегче 
Валерий Осипенко, «цены в принципе-то нормальные, если ничего не покупать» 
avatar
Валерий Осипенко, ценники в магазине я и сейчас меняю два раза в день… Утром и вечером
Оля «Hare»… (заяц)..., ценники на некоторые товары в разных розничных сетях совпадают с точностью до рубля
avatar
Оля «Hare»… (заяц)..., вам везет 
вы вне времен 
Технические возражения к тексту. 
Называть события 1992 года ОГРОМНОЙ гиперинфляцией сильное преувеличение. 
Огромная гиперинфляция — это Зимбабве. Или Германия после 1 мировой войны. Кто-то помнит, что у Ремарка после получения зарплаты утром делали перерыв, чтобы люди успели её к обеду потратить?  У нас такого не было. Хотя скачек цен в январе 92 был жестокий. 
Брать доходы 91 года за базу вообще несерьезно. Инфляция 91 года превысила 100. Цены в госторговле (фиг что купишь, но ценники есть, потому что что-то иногда можно купить по талонам, которые дают раз в месяц) и в частной торговле разошлись к концу года раза в 3. 
Собственно, весь почти январский скачок цен — это приведение ценников обычных магазинов к кооперативным по состоянию на конец 91 года. 
avatar
SergeyJu, спасибо за дополнения! Согласен, что «огромная+гипер» — это перебор, но пресыщенный глаз читателя 2 января ж надо чем-то этаким цепануть) 
avatar
Но больше всех повезло пацанам кто кредиты взял в ком банках, под 30 процентов годовых, а потом инфляция 300 выдала… управляющие филиалами тоже не брезговали этой темой.
Джейсон Стопхамов, народ пишет в комментах, что кредиты на квартиры закрывал за пару месяцев. Были ж времена)))
avatar
Sid_the_sloth, но и других приколов много было купил, ты цистерну нефти, а она «потерялась» по дороге или камазик с водкой в степях Башкирии тоже часто пропадал вместе с водителем… Ещё в офис спортсмены любили заходить, штанги наверно потерянные поискать…
Sid_the_sloth, да, стоимость кооперативной квартиры в СССР была 7-8 тысяч рублей. Те кому удавалось купить квартиру в кредит на излете СССР потом закрывали эти кредиты о стоимости коробки спичек.
Дмитрий Иванов, да, жаль никто в нашей большой семье не покупал и не планировал покупать недвижимость в это время) первую собственную комнату уже только тётя купила, в 2000-м по-моему
avatar
Джейсон Стопхамов, сдается мне, что это сказки… кредитов на квартиру как  явление не было… банки не имели таких продуктов… возможно были займы от предприятия? А по поводу цен — в декабре обед в столовой стоил 70 копеек, ушли на новый год, после нового года пришли — 4 рубля… столовая пустая, все перестали туда ходить.
avatar
ima, 70 копеек — это сильно. Наверное, весь промежуток времени между между 80 годом и 92 Вами был пропущен. 
Уже в 85 году в рубль на обед уложиться было проблемно. Инфляция 91 года более 100%, инфляция 90 года около 40%, ну и так далее. Какие там 70 копеек. 
avatar
SergeyJu, Столовая АЗЛК… полноценный обед 1988-1989… 40 копеек… завод Метеорит, 1989-1991 — 70 копеек… в деменции замечен небыл, пока))
avatar
ima, в 2006 году я работал в организации, в которой обеды сотрудникам оплачивались централизовано. Так что я обедал бесплатно. 
А вот в НИИ, где я работал до 91 года, обеды не дотировались за счет предприятия. Поэтому цены были такие, как я назвал. 


avatar
ima, ссуда на кооперативную квартиру была от сбербанка. 2%годовых — кто в 1990-91взяли, отдавали со сдачи с пивного ларька 1992 году
avatar
про обмен денег лучше не вспоминать 
“весь почти январский скачок цен — это приведение ценников обычных магазинов к кооперативным по состоянию на конец 91 года. ”

Огромное количество «экспертов» снимали и продолжают снимать ролики на Ютубе / Рутубе на тему того как надо было в СССР решить вопрос с дефицитом — просто отпустить цены. Ну в 1992 отпустили, и все увидели что получилось.

СССР реформировать было невозможно, он экономически полностью сдох.
Дмитрий Иванов, А как же коммунистический Китай?
avatar
Игорь ПМ, в Китае от «коммунистического» одно название. Это капиталистическая страна. Частная собственность на средства производства там существует, бесплатной выдачи жилья нет как и пенсий.
Дмитрий Иванов, глупость. Сдохла правящая верхушка
Не сдохли ни социалистическая идея, ни СССР сам по себе.
Китай тому подтверждение — слепые, что ли?

Если РФ даже за все 90-е не сдохла, то как можно говорить, что она сдохла в 1991-м? Это ж совсем не в себе надо быть.
avatar
… а сейчас стеклотара «обесценилась»
… хотя её себестоимость включена в стоимость товара, а за её вывоз берется сбор за тбо
avatar
VnykPeryna, вообще я очень грустил, когда к началу 2000-х идея сбора и сдачи стеклотары себя изжила. Интересное было занятие для детей-подростков, почти как грибы собирать по азарту) А грибы собирать мне, помню, тоже очень нравилось.
avatar
Sid_the_sloth, бутылки сдавать мы начали ещё в начале 70х. 12 коп при цене мороженого 15 или пакета солдатиков 25.
Вот так и ковались первые предприниматели. Пробовали макулатуру — не выгодно. А стеклотара- ликвидный ресурс.
avatar
Sid_the_sloth, только места и контингент очень мутный и рискованно, там где стеклянные грибы обитают. На верандах детского сада распивали, например.
avatar
Самая жесть началась через год когда остановились заводы и народ был вынужден натурально выживать кто как может.

« Очень спасало то, что у бабушки и дедушки была дача в Лен. области, куда нас с сестрой отправляли на всё лето».

В те времена была очень распространена практика «выкопать чужую картошку».
Это когда ты приходишь на свою дачу утром, а ночью кто то твою картошку выкопал.
Дмитрий Иванов, да, бывало и такое. Но у нас было СНТ от предприятия, там все друг друга знали и вряд ли на чужие 6 соток приходили копать.
avatar
Sid_the_sloth, так картошку выкапывали залетные. Они же пустые дачи шерстили в поисках всего ценного (в первую очередь цветмета).
якобы «К нам вернулись 90-е!»
действительно, пока ещё не вернулись
avatar
Хрум, да и не вернутся уже именно в том формате. Но то, что потенциально может быть намного хуже, чем сейчас — кто ж спорит?
avatar
Sid_the_sloth, прямо в том виде — конечное нет.
Но от этого не легче.
Вопрос не в том, будет ли, а в том когда.
Я ждал каких-то изменений в 22-23-ом (не особо надеясь, впрочем). Не дождался. В 24-ом всё стало очевидно. Теперь только по наклонной.
avatar
Sid_the_sloth, может кто-то поспорит, что это может быть всегда и везде, с любой страной? Идиотская постановка вопроса.
Конечно может! Осталось вспомнить что обсуждаем.
И в сравнении с кем и чем, ибо всё познаётся в сравнении.
Иначе… Бред ни о чём. Каждый о своём, как бабки на скамеечке.
avatar
А у меня знакомые массово от нефтяного предприятия взяли в начале 1992 года в кредит 20 тысяч, на которые построили коттеджи. Отдали в 1994 одной зарплатой. Человек 500 так сделали на предприятии. Потом смеялись все дружно. У кого вместо кредитов были деньги, конечно, потеряли все что зарабатывали. Так что кому война, а кому мать родна!
avatar
Trendovik, это да. Вот почему-то в нашей семье никто так не догадался сделать, все хоть какие-то сбережения были в рублях и сгорели. Финансовая чуйка была на нуле) 
avatar
Sid_the_sloth, это не так просто было сделать.

Во-первых возможность купить кооперативную квартиру давали не всем а только тем у кого был недостаток жилплощади. Купить вторую / третью / пятую квартиру было нельзя.

Во-вторых тогда потребительских кредитов по сути не было. Например взять кредит на телевизор или видеомагнитофон было практически невозможно.

В-третьих все сильно зависело от того где жил человек и чем он занимался. Если ты жил в ЗАТО и родители крутились в сфере оборонки то у них мозги и не думали в сторону «где взять выгодный кредит».

Одно дело работать в нефтянке где деньги текут из под земли а другое дело в каком нибудь НИИ где каждый год одно и тоже.
Trendovik, у меня на память с тех времен осталась советская сберкнижка. Родители каждому ребенку положили по 1000 рублей. В СССР это были огромные деньги — практически годовая зарплата инженера (120 рублей в месяц).

Сейчас советские вклады только с коэффициентом 3 можно компенсировать.
Дмитрий Иванов, я закончил универ в 1978 году. И моя первая зарплата на должности инженера была 132 рубля. 
Так что насчет зарплаты инженера в 1991 году в размере 120 рублей я как-то глубоко сомневаюсь. У меня средняя за 90 год под 500 в месяц выходила в НИИ. И еще приработки были.  
Да, и про инфляцию уже к 89 году все, кто хотел, многое поняли. Ну, а если не поняли, то остается только посочувствовать. 
avatar
SergeyJu, да какая разница 120 или 140. Если на эту зарплату можно было жить минимально.

Да, на еду хватало. Но не больше.

Сейчас например никто жареные макароны с сахаром не ест. А в СССР их лопали постоянно.

Цветный телевизор 450 рублей. Машина 5000 рублей. Квартира 7000 рублей.
Джинсы 200 рублей.
Дмитрий Иванов, цветной телевизор стоил в разные годы по разному. И году так к 89 вообще исчез из свободной продажи. Жигуль стоил, положим, 6 000 к 85 году, но его уже не было в свободной продаже. Талон можно было получить после стояния в многолетней очереди в профкоме на предприятии. И сходу его перепродать по 15 000. Именно такая цена была на черном рынке. Реальные цены 91 года не знаю, предполагать не стану, но не 5 000 и даже не 15 000. 
И так во всем. 
avatar
Trendovik, Кредит в то время получить это просто нереально было — значит ваши знакомые люди не совсем простые были.)))
avatar
Ха, 90е — можем повторить!
avatar
Просто в 1992-м обесценили фиат и завершили очередной кредитный цикл. Пирамида из советского фиата рухнула.

Помню, как мы детьми — я, 2 моих двоюрных сестры, наши мамки и бабушка ездили с пакетами на областные поля собирать остатки моркови, свеклы и прочих овощей после уборки.

Мамка, работавшая всю жизнь пограммистом на ЭВМ (электронно вычислительные машины) в такой организации — «МосЭнергоРемонт» договаривалась о работе после работы уборщицей. Мыла полы.

Много чего было...

 

А последний абзац про обувал у ларька очень жизненный.

Купить себе какой-нибудь копеечный ништяк был целый квест.

avatar
Вот люди и докопились в рублях на вкладах... 
avatar
Весь ужас 90- х был не в ценах как таковых, а в несправедливости и в беззаконии.Поэтому люди уходили из жизни, не могли и больше не хотели так жить- а это и была самая главная цель дерьмократов- либералов!
Хотя, я считаю-Можно было бы провести реформы по человечески, всё сделать тоже самое, но организованно: объяснить, прямо телевизору что и как- делать и что не делать! И Сколько это будет продолжаться( чтобы люди могли продержаться, до либерализации цен и до поднятия зарплат до среднемеждународного уровня).
Назначить ответственных по каждому направлению.
avatar
Alex Under, нас тупо хотели этим уничтожить 
даже дефицит был организованный спецом 
не вышло 
Валерий Осипенко, он не был специально организованным. В плановой экономике дефицит всегда существует.
Дмитрий Иванов, уже есть доказательства 
как в Питере в 1917 году
одна рука
один раз в виде трагедии второй раз в виде фарса
Alex Under, “ Можно было бы провести реформы по человечески, всё сделать тоже самое, но организованно: объяснить, прямо телевизору что и как- делать и что не делать! И Сколько это будет продолжаться( чтобы люди могли продержаться, до либерализации цен и до поднятия зарплат до среднемеждународного уровня).”

Как вы себе это представляете?

У вас есть часть экономики которая занимается ничем. Например НИИ в котором люди занимаются черт знает чем. Разгадывают кроссворды. А есть часть экономики которая приносит деньги. Например нефтянка.

И тут по телевизору выступает кто то который говорит «служащие НИИ, потерпите еще пару лет, мы ваш НИИ собираемся закрыть потому что он нам не нужен».

Как вы представляете что после этого будут делать люди работающие в этом НИИ?

А с заводами ВПК которые ничего кроме оружия не производили? А не нужно теперь столько оружия.

Если вы народу прямо скажете по телевизору что 3/4 экономики нужно закрыть потому что реформировать невозможно?
Дмитрий Иванов, Не могу представить такое НИИ, которое занималось бы ничем! Экономика должна быть- экономной: это жеж ещё Косыгин сказал!? Все НИИ, были для чего то нужны! И У меня, как раз недалеко от дома, есть такое НИИ. Так вот, оно закрылось( уменьшилось), несколько лет(10?) назад, но не потому что не делало ни хрена, а потому что те светлы профессора советской эпохи ушли из жизни и некому тянуть изобретения, а из более молодых нет Гениев.А вообще потребители у них были японские корпорации, которые заказывали изобрести разные новшества в свою технику! У нас в цехе был человек как раз оттуда( из НИИ)- хорошо они там жили, но задачи там… ну слишком сложные, поэтому он ушёл на завод на стабильный заработок.
avatar
Alex Under, посмотрите фильм «Служебный роман», увидите чем там люди в рабочее время занимались.

И это были не шутки и не выдумки сценаристов фильма.
Дмитрий Иванов, хинтелегенция пила чай и разгадывала кроссворды, а рабочий люд забивал козла.
avatar
Alex Under, « Все НИИ, были для чего то нужны».

Посмотрите советские фильмы, о том как научных сотрудников в колхозы на картошку посылали и на овощные базы. Это людей которые якобы чем то полезным занимались на работе.
Дмитрий Иванов, да, на картошку ( морковку и свёклу) нас всех посылали. Это была большая советская глупость, одна из многих. Ну а в фильме" Служебный Роман", если бы показывали, как люди весь фильм работают то Кино бы не получилось!
Ваще фильм вредностный- но это другая большая Тема.
Можно жеж, ещё сюда добавить фильм " 17 мгновений весны"- там Штирлиц ваще ничего для рейха не делал, а только по своим делам, по сюжетным!
Так ваще все фильмы построены.
avatar
Alex Under, если бы они работали, мы бы в коммунизме уже жили. А так, двуногие уроды, считают, что, кто-то, где-то, свою работу выполнит, а ему можно и не напрягаться, ничего не изменится.
avatar
Дмитрий Иванов, ключевое слово «ЯКОБЫ». Большинство штаны просиживало, поэтому не вижу в этом никакой проблемы.
Да и сами научные сотрудники в этом беды не видели.
Это был отличный отдых от «трудов» «праведных».
Сейчас это называется тимбилдинг
и проводится в виде корпоративов — ничего ж против не имеете?
А после этих билдингов месяц в себя приходят )))

Какую связь вы умудрились увидеть с нужностью НИИ???
Разные они были, РАЗНЫЕ! А ездили ВСЕ.
avatar
Alex Under, 
Экономика должна быть- экономной
Угу а масло должно быть масляным.
Какой идиот такие лозунги придумывал?
avatar
Alex Under, « объяснить, прямо телевизору что и как- делать и что не делать».

Кто и кому это должен объяснять? Кто будет принимать решения что и как делать? И самое главное — нести за свои действия ответственность?
Alex Under, ну вот каких еще дерьмократов-либералов, чито ты несешь?
Все реформы проводились бывшей партийной и комсомольской номенклатурой ! 
avatar
Beach Bunny, Так одно другому не мешает! ЕльцинБ.Н.- первый секретарь ЦК КПСС:
Самый Первый и самый отличный пример- ну и там, многие с Правительства и До самого низу, в эту новую либеральную «позицию» встали.
avatar
Alex Under, главная цель: грабануть, а дальше хоть трава не расти. Я не думаю, что вообще рассчитывали что страна останется.

А реформировать надо было как минимум в начале 80-х.
avatar
Alex Under, у поляков шоковая терапия была еще в 1989-м. Было тяжко, сложно, голодно, но необходимо. Как для хирурга отрезать ногу с гангреной, пока она не перекинулась дальше.
Поляки с жадностью хватали мясорубки, фены и другие товары, которые им тащили из СССР челноки. Но все быстро поменялось.

Маркиз Лафайет, даже фильм помню как раз про это время у них, про капитана и про его отношения в семье:" Счастливый Берег". ( Этот Фильм победитель в какой- то там номинации на кинофестивале.)
avatar
Маркиз Лафайет, Это повально было с 90 по 92 год — я сам туда катался с элетродрелями и цепями для великов — оттуда доллары вез. В 89 году — оттуда доллары не привезешь ( только сигареты зефир и жвачки дональд))))
avatar
LSV, ментоловый Зефир и жвачки отлично продавались тоже)
Маркиз Лафайет, да норм — но чтобы втариться ( в 89 было трудно в Польшу попасть) легче было слетать ( съездить ) во Львов или еще лучше Луцк и там затариться ( цены со средней полосой от 2 до 3 раз отличались).
avatar
Какой плохой был СССР. Зато добрые капиталисты сразу подняли цены в 25 раз, или снизили зарплаты в 25 раз иными словами.
Обитатель матрицы, капиталисты решили вопрос с дефицитом который коммунисты 70 лет решить не могли. Все карикатуры в «Крокодиле» на эту тему годами рисовали.

И с тотальным воровством на предприятиях решили легко и просто. И эту проблему коммунисты тоже 70 лет решить не могли.

И почему то сейчас люди живут в разы лучше чем при СССР и обратно в этот социалистический «рай» не хотят.
Дмитрий Иванов, Вот вечно всякие 15-рублевые боты любят сравнивать уровень жизни СПБ 2025 и Ленинград 1942. Во-первых, сейчас другой технологический уровень. Во-вторых, дефицит организовали капиталисты: Горби и ко. В-третьих, только в РСФСР 15 миллионов погубили рыночные реформы. В-четвертых, еще неизвестно сколько людей заберут вооруженные конфликты.
сравни уровень жизни СПБ 2025
и любой год СССР
3 банка 2 вклада = %, во-первых надо сравнивать 1992 и 1990. Во-вторых  сравните, квартира за 13 лет работы или бесплатно.
Обитатель матрицы, дефицит в СССР был всегда. Уже с 70х годов в Москву на электричках за колбасой ездили. Когда никакого Горбачева еще и близко не было.

Вы вспомните сколько людей погубил голод который организовали коммунисты в 1932-33 годах. Когда они силой оружия людей из голодающих колхозов не выпускали. Это тогда единственный раз во всей истории страны были зафиксированы факты людоедства.
Дмитрий Иванов, ага щас еще будете вспоминать как при царе горохе коммунисты свидетелям невидимой руки рынка в штаны насрали. Организация колхозов- это был единственный шанс победить в наступающей войне. Крестьяне единоличники просто начали бы спекулировать зерном.
Обитатель матрицы, “ Организация колхозов- это был единственный шанс победить в наступающей войне. Крестьяне единоличники просто начали бы спекулировать зерном”.

Замечательный вариант решения.

Значит надо было загнать крестьян в колхозы, забрать у них все имущество при коллективизации, забрать паспорта чтобы не убежали, не платить за трудодни или платить копейки, а при голоде не выпускать из деревень? Напомню — голод 1932-33 это был единственный голод с людоедством. И устроили его коммунисты.

Напомню — в России при Первой Мировой войне никаких колхозов не было и крестьянам за поставки зерна платили золотом. А не заставляли их бесплатно работать.

И никакой войны в 1932 году еще не планировалось. Гитлер к власти пришел через год. Когда в СССР уже морили голодом своих людей чтобы сломать их сопротивление.
Дмитрий Иванов, колхозы это был монастырь  
во время войны и выживания привычный переход для России 
Сталин не знал иного способа общественного бытия  кроме монастыря 
так мы с этим все время его власти и прожили 
и выжили  тем
все было нормально и верно сделано 
просто мало кто знает до какого уровня опустили страну  понятно чии кагалы на местах 
Дмитрий Иванов, Вы правы. Моя учительница по Истории, рассказывала нам школьникам: про трудное детство и людоедство в Тюменской области, Тобольск.
avatar
Дмитрий Иванов, весь мир живет в разы лучше чем 20 лет назад, за счет глобализации, цифровизации, телефонов. ни коммунисты ни либералы к этому не имеют никакого отношения.
avatar
Igor, именно коммунисты 70 лет стране голову морочили какими то антинаучными бреднями.

В результате они за 70 лет не смогли решить проблема дефицита всего. И проблему воровства на предприятиях.

А в России эти проблемы почему то быстро и эффективно решили.
Дмитрий Иванов, читал вас, читал, даже ответил выше, но...
понял — место вам в ЧС
по причине полного отсутствия знаний и логики
avatar
Дмитрий Иванов, воровство на предприятиях это часть социальной справедливости, сначало у людей все отобрали построили гос предприятия потом люди тащили с этих предприятий. Сейчас тащат те кто на верху, обычный народ работает как белка в колесе за еду и воду. И почему то при ссср демография была хорошей сйчас отрицательная, содержать семью и детей в россии стало не покорману
avatar
Igor, “ содержать семью и детей в россии стало не покорману”.

В СССР чтобы получить квартиру (квартиру а не комнату в общаге) надо было делать детей ускоренными темпами.

Мои родители через это все прошли. В 1982 году вышло постановление Брежнева об ускоренном продвижении в очередях многодетных. Многодетные это от трех детей.
Приехали на завод они в 1975, получили квартиру в 1984 когда уже было трое детей.

Тесть жены в общежитии жил 15 лет (с 1969 по 1984). Детей у него было двое.

В России прекрасно можно содержать детей только сейчас куча вариантов жить для себя и никто не хочет этим заморачиваться.
«российские магазины быстро заполнились»

а в других республиках?
2 VladMih

Напишу специально ответ для тех кто прочитает.

«Не сдохли ни социалистическая идея, ни СССР сам по себе.»

Социалистическая идея сдохла везде. В Китае нет никакого ни социализма ни коммунизма. У них госкапитализм с частной собственностью
на средства производства, отсутствием бесплатного жилья и отсутствием пенсий практически для всех.

Реанимировать СССР было невозможно.

Потому что к концу была полностью убита мотивация людей к труду уравниловкой.
Надо было делать чудовищной сложности реформы на которые тупое советское руководство не хотело идти. Потому что у него было все хорошо в отличии от людей.
92 был годом сладким — помню брали в хоз магазинах- еще советские дрели, рубанки итд, задние втулки от великов, цепи и все это добро ( вес был в двух клетчатых сумках- этого добра, кг под 80 — мне было 23 года) и возили на поезде в Польшу( загранпаспорт тогда был на год через ОВИР)- там на стадионе в Варшаве был рынок, с электронным табло — на котором вместо итогов футбольных матчей, был курс доллара к злотому польскому- который менялся ( первый раз в жизни такое видел) — продавали привезенное из рф за злотые, или сразу за баксы ( злотые тоже можно было поменять на доллары или марки — было куча менял и обменников прям на стадионе). Потом с этими долларами ( марками) обратно в мск — меняли их на рубли — несколько раз ездили в регионы, там у перекупов ( которые стояли на рынках с табличами куплю ваучер, валюту, зотото итд) за рубли или баксы ( марки) покупали пачки ( иногда до 200 шт) ваучеры — помню что-то рублей по 6500 — потом везли в мск и продавали % на 15-20 дороже.
avatar
90-e — лучшие годы в новейшей истории России!
Из протухшего совка страна вышла полуживая, но свободная...
Жаль, что ненадолго
avatar
90-е — одни из самых тяжёлых и трагических лет новейшей истории России.
Из великого и могучего Союза страна вышла ослабленной и растерянной,
разграбленной изнутри и разорванной извне.
Цена “свободы” оказалась утратой порядка, достоинства и будущего для миллионов.
Хорошо лишь то, что этот путь оказался тупиком — и назад в него возвращаться не нужно!
Да, сейчас точно не 90-е, однако ветчинка за килограмм почти по тем же ценам!
avatar
Николай, однако добавлю для тех, кто не помнит, цены на продукты сейчас сопоставимы, с учётом того что была деноминация в 1998…
avatar
Примерно в сентябре, по пути на работу, мне повстречались детишки начальных классов с виду и обсуждали они сдачу бутылок, что-то около 5 рублей за штуку. Их деловитость напомнила мне себя в этом же занятии. Интересно так же было, где нынче сдать можно, аж за 5 рублей.
Я помню по 50 копеек сдавал…
avatar
Gonzo_071, Узнаете, расскажите. Я где- то видел объявление: стеклотара по 6 руб/кг.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Кластеризация – основа роста в 2026
В этой серии мы говорим о ключевых трендах 2026 года в ИТ. Некоторые из них формируются внутри компаний — как ответ на изменения рынка. Для...
Фото
Бигтех строит фундамент будущего. Интересные идеи в глобальном ТМТ-секторе
Эксперты констатируют начало нового цикла в ТМТ-секторе: глобальные корпорации вкладывают триллионы долларов в инфраструктуру для...
Фото
NZD/USD: «Киви» летит вверх, наращивая импульс?
Новозеландская валюта совершила активный прорыв линии нисходящего тренда и уверенно закрепилась на свежих максимумах 2026 года. Покупатели...
Фото
Сохрани себе эту супер-таблицу, проверишь результаты в конце года!
Мы собрали для вас все макро-прогнозы от брокеров и управляющих компаний и свели их в одну таблицу.   Сохрани себе, проверишь в конце года у...

теги блога Sid_the_sloth

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн