«Мы пришли на биржу с проектом, а не с сухими мультипликаторами»
Топливная группа ПАО «Евротранс» в ноябре 2023 года провела одно из самых необычных первичных публичных предложений (IPO) на Московской бирже. Компания собирала заявки на участие в размещении в течение полугода; агентами по продвижению IPO она сделала персонал своих заправок, а целевой группой инвесторов – своих клиентов из программы лояльности. В результате «Евротранс» привлек 13,5 млрд рублей – это стало крупнейшим размещением с 2021 года.
Генеральный директор компании Олег Алексеенков рассказал «Ведомостям», сложно ли вписаться в российский фондовый рынок и как вырабатывается иммунитет к действиям конкурентов.
Основные тезисы:
🟢Как только люди почувствуют, что можно на электромобиле проезжать расстояние больше, чем от дома до работы, то начнется совершенно другое потребление. Люди ждут этого «выстрела», поэтому наш проект абсолютно насущный.
🟢С классическим букбилдингом мы бы никогда столько не собрали. Он предусмотрен прежде всего для институционального инвестора. Еще одной-двух недель хватит профессиональным спекулянтам. Большинство физлиц за это время не готовы принять решение.
🟢Продленное размещение стало самым большим вызовом. Мы понимали, что людям нужно 3–4 месяца, чтобы подумать. Но как компенсировать доходность тем инвесторам, которые решили купить акции в июле, а размещение только в ноябре? Мы приняли решение выплачивать проценты по офертам. Люди получали 12% доходности, затем, когда ставка выросла, – 18%.
🟢Нам пытались сказать, что «Евротранс» и сеть АЗК – это не формат бизнеса для IPO. Но шаблоны будут меняться, а неформатный подход – навсегда.
📷 Алексей Орлов / Ведомости
@vedomosti
t.me/vedomosti/45761