🤔 Приняв решение о добавлении Сургутнефтегаза в портфель, у инвестора возникает вопрос – сделать выбор в пользу привилегированных акций с расчетом на крупные дивиденды, или приобрести обыкновенные акции, которые находятся практически на своих исторических минимумах?
❓ Для начала разберемся, почему у этих двух типов акций одной компании такая большая разница в дивидендах (див. доходность у префов часто выше 14%, в то время как у обыкновенных акций – не более 2-3%).
• Дело в том, что дивиденды по префам прописаны в уставе Сургутнефтегаза и составляют 10% от чистой прибыли по РСБУ, разделенной на число акций, которые составляют 25% уставного капитала.
• В то же время, дивиденды по обыкновенным акциям не регламентированы ни уставом, ни дивидендной политикой. Кроме того, дивиденды по префам не могут быть ниже, чем по обыкновенным акциям.
❓ Могут ли обыкновенные акции подорожать до уровня префов?
• Хоть отставание и может сократиться, но сравняться они не могут. По крайней мере, при текущей дивидендной политике, ведь в стоимости обыкновенных акций практически не учитывается наличие «кубышки».
• Количество перевезённых пассажиров по итогам третьего квартала увеличилось на 14,8% год к году и составило 17,1 млн человек.
• Пассажиропоток на внутренних линиях за третий квартал составил 13,6 млн пассажиров (+12% год к году), на международных линиях – 3,5 млн пассажиров (+27,1% год к году).
• Процент занятости пассажирских кресел составил 92,3% (+1,8 п.п. год к году), отдельно на внутренних линиях показатель вырос на 1,4 п.п., до 93,5%. Компания поставила цель на 2024 год – нарастить занятость кресел до 90%, в 2023 году показатель был на уровне 87,5%.
• Хоть Аэрофлот и покажет внушительный рост выручки по итогам 2024 года, но стоит учитывать, что этот рост будет достигнут за счёт увеличения цен на билеты, в то время как на компанию давит дефицит самолётов, а процент занятости кресел близок к своему максимуму. Таким образом, рост операционных показателей Аэрофлота в 2025 году будет более умеренным, чем в текущем, а увеличить маржинальность компания сможет лишь благодаря непрерывно растущим ценам на билеты.
• У компании вышел позитивный отчет по итогам первого полугодия текущего года, в то время как цена акций снизилась на 45% после выплаты дивидендов в мае. Чистый долг остается отрицательным, что позволяет компании выплачивать дивиденды. Див. доходность по итогам 2024 года может достигнуть 20% (27,8 рублей на акцию).
2️⃣. Сургутнефтегаз-префы ($SNGSP).
• Хоть чистая прибыль по итогам первого полугодия 2024 года и снизилась в 6 раз, у Сургутнефтегаза по-прежнему остается знаменитая «кубышка» размером 6 трлн рублей. Около 80% «кубышки» размещено в иностранной валюте, поэтому чем слабее будет рубль, тем потенциальные дивиденды будут выше. Следующая выплата будет в июле 2025 года, и вполне возможно, что можем увидеть див. доходность на уровне 18% (10,2 рублей на акцию).
3️⃣. МТС ($MTSS).
• Несмотря на то, что долг компании продолжает увеличиваться, согласно дивидендной политике МТС в 2024-2026 годах будет ежегодно выплачивать 35 рублей на акцию. Однако важно учитывать риск, что МТС может в любой момент скорректировать свою политику в случае, если денежно-кредитная политика ЦБ будет оставаться жесткой слишком долго. По текущим котировкам див. доходность может составить 17% (35 рублей на акцию).
🤔 В предыдущем посте мы рассмотрели компании, которые больше всего могут пострадать от высокой ключевой ставки, поэтому теперь выясним, кому высокие ставки не только не навредят, но еще и помогут получить дополнительную прибыль.
1️⃣. Банковский сектор.
В период высоких ставок банки оперативно увеличивают свои ставки по кредитам, и не так активно – ставки по депозитам. Как итог, растет маржинальность бизнеса. Именно поэтому пару недель назад ЦБ повысил прогноз чистой прибыли банковского сектора на 2024 год с 3,1-3,6 трлн рублей до 3,3-3,8 трлн рублей.
В наиболее выигрышном положении находятся банки, которые выдавали много кредитов по плавающим ставкам – к таким относятся Сбер и Совкомбанк.
2️⃣. Компании с низкой долговой нагрузкой и большим запасом средств на балансе.
Чем больше у таких компаний хранится средств на депозитах, тем больший доход они приносят во время высоких ставок.
В список таких компаний входят Сургутнефтегаз (накоплено 6 трлн рублей), Интер РАО (430 млрд рублей), Лукойл (1,1 трлн рублей) и Юнипро (70 млрд рублей). При этом у первых двух компаний так называемая «кубышка» превышает размер капитализации.
🤔 В сентябре ЦБ РФ принял решение повысить ключевую ставку с 18% до 19%, поэтому сегодня мы выясним, каким компаниям и почему придется особенно тяжело в период высоких ставок.
1️⃣. Компании с долгами, взятыми под плавающую ставку. В периоды низких ставок такие кредиты позволяют компаниям снижать свои процентные расходы, однако сейчас ситуация ровно наоборот. К ним стоит отнести Русал (около 70% долга под плавающей ставкой) и Евротранс (около 30% долгов привязаны к ключевой ставке).
2️⃣. Компании, нуждающиеся в финансировании. Некоторые компании погашают свои задолженности не собственными средствами, а с помощью привлечения новых долгов, в этом случае перекредитование увеличивает процентные расходы и уменьшает чистую прибыль.
К таким компаниям относятся М.Видео (в этом году ей придется погасить облигации на сумму более 13 млрд рублей) и Сегежа (грядет допэмиссия, а долг компании уже превысил 190 млрд рублей при капитализации в 20-22 млрд рублей).
Также стоит отметить Магнит и Fix Price, у которых 50% и 70% долгов соответственно являются краткосрочными, а значит, скоро этим компаниям придется рефинансироваться под более высокие ставки.