Акции «Северстали» с последней декады февраля медленно ползут вниз и интересно оценить ее перспективы на текущий год с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры.
Ее результаты за 2024 год выглядят противоречиво: с одной стороны, выплавка чугуна уменьшилась на 11% до 10 млн тонн, стали – на 8% до 10,4 млн тонн, тогда как продажи металлопродукции выросли на 1% до 10,8 млн тонн, с другой же — выручка увеличилась на 14% до 829,8 млрд рублей, зато свободный денежный поток обвалился на 19% до 96,8 млрд рублей и дивидендов не ожидается — совет директоров «Северстали» порекомендовал их не распределять, следовательно, у топ-менеджмента могут быть опасения по поводу будущего и он предпочитает экономить деньги.
Положение же дел на рынке видится не в самом позитивном свете. Прекращение действия в прошлом году государственной программы льготной ипотеки в сочетании с высокой ключевой ставкой давит на строительный комплекс и уже привело к сворачиванию проектов сооружения нового жилья. Да и строительство офисной, торговой и промышленной недвижимости стало чересчур затратным, с прокладкой дорожной инфраструктуры тоже все непросто.
К середине нынешнего года Кольская горно-металлургическая компания, входящая в состав «Норильского никеля», запустит новое производство кобальта взамен пострадавшего от пожара, случившегося два года тому назад.
Тогда в кобальтовом отделении цеха электролиза никеля загорелись реагенты. Очаг возгорания удалось быстро локализовать и потушить, тем не менее в течение последующих лет выпуск кобальта «Норильским никелем» составлял 1 тыс. тонн в год, тогда как до пожара он был 3 тыс. тонн в год. Поэтому был реализован проект создания нового производства кобальта аналогичной мощности и первую продукцию оно должно выпустить летом.
Оно заработает как раз вовремя: глобальный рынок кобальта сейчас переживает период трансформации, обусловленный падением цен на него, — в апреле 2022 года он стоил 82 тыс. долларов за тонну, скатившись до 21,550 тыс. долларов в минувшем месяце. Причиной послужил резкий рост выпуска кобальта в Конго и Индонезии, приведший к его переизбытку на мировом рынке, емкость которого составляет всего 300 тыс. тонн.
В 2024 году страны Европейского Союза импортировали из России титана на сумму 214,8 млн евро против 216,6 млн евро по итогам 2023 года. Лидером по закупкам выступила Франция: ввоз в нее отечественного металла увеличился на 19% до 108,6 млн евро. Ей пьедестал почета уступила Германия, сократившая импорт титана на 18% до 77 млн евро.
Также российский титан приобретали и другие государства, входящие в состав Европейского Союза, например, в Испанию его было поставлено на сумму 11,2 млн евро, в Бельгию — на 8,1 млн евро, в Италию — на 3,5 млн евро.
В натуральном же выражении завоз титана в Европейский Союз в минувшем году можно оценить в районе 4,7 тыс. тонн.
Сохранение импорта отечественного титана в Европейский Союз на фоне ситуации вокруг России выглядит неудивительным. Во-первых, власти Европейского Союза никаких санкций против продаж титана из нашей страны не вводили.
Во-вторых, европейский авиастроительный концерн Airbus, заявивший в декабре 2022 года об отказе от приобретения титана в России, действовал по собственному усмотрению исходя из собственного понимания политической конъюнктуры.
В 2025 году цены на медь на мировом рынке могут составить порядка 10,4 тыс. долларов за тонну, в 2026 году — 11 тыс. долларов, допускает американский банк JP Morgan. Для сравнения, сейчас они находятся в диапазоне 9,7-9,8 тыс. долларов, в январе же 2025 года они были на отметке 8,691 тыс. долларов.
Подъем цен на медь JP Morgan связывает с возможным введением в США защитных пошлин против импорта меди и продукции на ее основе. Как ожидается, их ставки могут составить 10-25%.
Пока же Министерство торговли США будет проводить расследование по поводу степени его влияния на национальную безопасность. В 2024 году в США было выплавлено всего 890 тыс. тонн меди, из них 840 тыс. тонн — из руд, 40 тыс. тонн — из лома и отходов. Зато ввоз меди растет из года в год: в 2020 году он достиг 676 тыс. тонн, в 2024 году — 810 тыс. тонн. Потребление же меди в 2024 году оценивается в 1,6 млн тонн.
В случае установления таможенных пошлин на импорт меди, в США в преддверии их введения могут сформироваться ее избыточные запасы на складах, тогда как в остальной части мира ее, наоборот, будет на хватать. В результате на глобальном рынке может образоваться дефицит меди в 160 тыс. тонн (в декабре 2024 года она был равен 22 тыс. тонн).
В ближайшие месяцы нефтехимический холдинг «Сибур» должен приступить к строительству фабрики катализаторов, разместив ее поблизости от «Казаньоргсинтеза» и создаваемого научно-исследовательского центра.
Мощность предприятия составит 1 тыс. тонн продукции в год. Оно будет выпускать хромовые катализаторы, затем к ним добавятся металлоценовые и титановые. В итоге фабрика будет производить все типы катализаторов полимеризации, необходимых для синтеза полиэтилена и полипропилена.
Поставки будут вестись в адрес предприятий «Сибура» — «Казаньоргсинтеза», «ЗапСибНефтехима» и строящегося Амурского газохимического комплекса (АГХК), входящих в состав «Сибура» (АГХК он возводит вместе с китайской корпорацией Sinopec). Помимо них возможны продажи в адрес покупателей в России и за ее пределами.
Сравнительный анализ отечественного рынка катализаторов показывает, что проект «Сибура» имеет хорошие перспективы: на сегодняшний день катализаторы полимеризации в России вообще не выпускаются и импортируются из-за границы. В 2024 году выпуск полиэтилена и полипропилена в России и СНГ приблизился к 8 млн тонн, с вводом в эксплуатацию АГХК он может превысить 10,5 млн тонн.
Публикация «Норильским никелем» финансовых показателей за 2024 год и последовавшая за ней телефонная конференция его топ-менеджеров с инвесторами и аналитиками вызвала бурную дискуссию по поводу возможной невыплаты им дивидендов: дескать, пострадают интересы миноритарных акционеров.
Поскольку я являюсь миноритарным акционером «Норильского никеля», позволю себе высказать личное субъективное мнение по поводу необходимости дивидендов за минувший год.
Как следует из его финансовой отчетности, выручка «Норильского никеля» в 2024 году выручка уменьшилась на 13% до 12,5 млрд долларов. Ее снижение было обусловлено слабыми ценами на цветные и драгоценные металлы, например, стоимость никеля опустилась с почти 16,6 тыс. долларов за тонну в январе до 15,3 тыс. долларов в декабре.
Еще «Норильский никель» решал ряд сложных задач и среди них — оптимизация доставки продукции для потребителей в условиях логистических ограничений. Здесь конкурентным преимуществом «Норильского никеля» выступает сформированный им флот кораблей ледового класса, позволяющий ему «перекидывать» грузы практически в любую точку мира (ничего подобного нет ни у одной металлургической компании в России).
Курс акций корпорации ВСМПО-АВИСМА на Московской бирже перевалил за отметку 30 тыс. рублей за штуку, тем самым достигнув максимума, зафиксированного в июле минувшего года.
Подорожание ее ценных бумаг явно связано с позитивными новостями, приходящими из российского авиастроения. Например, двигатель ПД-8 переданы для установки на лайнер Sukhoi Superjet 100, предназначенный для летных испытаний. Вместе с тем скоро должны стартовать сертификационные испытания самолета МС-21, оснащенного двигателем ПД-14. Одновременно появилась информация о планируем расширении перевозок пассажиров авиакомпанией «Победа» на Sukhoi Superjet 100.
Эти и другие сообщения отечественной прессы свидетельствуют о том, что серийное производство лайнеров Sukhoi Superjet 100 и МС-21, не считая Ту-214 и других самолетов, явно уже не за горами и в горизонте ближайших двух-трех лет должно резко взмыть вверх.
Все российские авиационные двигатели имеют детали, изготовленные из титана, выпускаемого ВСМПО-АВИСМА. Помимо двигателей, титан используется для изготовления различных элементов конструкции самолетов.
Компания «Норильский никель» опубликовала финансовые результаты за 2024 год (подготовленные по международным стандартам финансовой отчетности).
Согласно пресс-релизу «Норильского никеля», выручка уменьшилась на 13% до 12,5 млрд долларов, чистая прибыль — на 37% до 1,8 млрд долларов, свободный денежный поток — на 31% до 1,9 млрд долларов. Зато чистый долг вырос на 6% до 8,6 млрд долларов.
Несмотря на сокращение финансовых показателей, «Норильский никель» точно не стоит на пороге коллапса: снижение его доходов было ожидаемым вследствие слабости мирового рынка цветных и драгоценных металлов, невысоких цен на них и действия пошлин на их экспорт из России. Вместе с тем «Норильский никель» предпринял ряд действий, например, провел уменьшение объема инвестиционной программы на 20% до 2,4 млрд долларов за счет оптимизации предусмотренных ею расходов и отказов от ненужных в сложившихся условиях мероприятий.
И хотя капитальные вложения «Норильского никеля» в 2024 году достигли пика из-за выхода его «Серной программы» на Надеждинском металлургическом заводе на проектную мощность, в будущем они могут сократиться до приемлемой величины, учитывающей складывающиеся на глобальном рынке цветных и драгоценных металлов конъюнктуру.
Американский инжиниринговый гигант KBR получил от компании Weardale Lithium контракт на строительство демонстрационного завода по извлечению лития из подземных рассолов в Великобритании.
По его условиям, KBR подготовит проект предприятия, изготовит его оборудование и запустит в работу в следующем году. На нем будет использоваться технологии прямого получения хлорида лития из растворов с его низкими концентрациями, запатентованная Geolith, и его конверсии в карбонат с очисткой от нежелательных примесей, принадлежащая KBR. Будущий завод должен выпускать до 10 тыс. тонн карбоната лития в год для последующих его продаж предприятиям по производству литий-ионных аккумуляторов для электромобилей.
Помимо Weardale Lithium, схожий проект по извлечению лития из подземных рассолов в Великобритании осуществляет Cornish Lithium. В ее планы также входит извлечение лития из пегматитов Корнубийского батолита. Их конкурентами выступают Northern Lithium и British Lithium.
На сегодняшний день в Великобритания вообще не ведется добыча литиевого сырья, поэтому ее правительство поддерживает игроков, намеренных осваивать его месторождения, видя в их проектах возможность снизить зависимость от его импорта и тем самым войти в глобальный клуб поставщиков лития.
Автомобильная индустрия Европейского Союза переживает далеко не лучшие времена: регистрация новых машин в 2024 году увеличилась на ничтожные 0,8% до 10,6 млн штук, из них электромобилей рухнула на 5,9% до 1,4 млн штук, тогда как гибридных машин, напротив, резко рванула вверх — на 20,9% до 3,3 млн штук, сообщается в материалах European Automobile Manufacturers’ Association.
Вышеперечисленные цифры показывают серьезную тенденцию – спрос на электромобили в Европейском Союзе стагнирует, жестко давя на их производство. Она обусловлена сокращением его членами (прежде всего Германией и Францией) субсидий на продажи электромобилей (из-за раздувающих дефицитов их бюджетов) и сохраняющейся их дороговизной для многих потенциальных покупателей.
В 2025 году подобная ситуация имеет большие шансы на продолжение и может привести к значительному уменьшению выпуска и сбыта электромобилей в Европейском Союзе, которое вряд ли компенсирует их импорт из Китая. Оно в свою очередь позволит поддержать заказы на катализаторы, сохранив тем самым стабильное потребление палладия в Европейском Союзе и стимулируя его подорожание.