Итак, на этой неделе инвесторы наконец получили облегчение. Рынок начал свой отскок. Я, правда, уверен, что многие из вас думают, что выдыхать пока рано. Действительно, новый коронавирус же никуда не делся и распространяется все в новые страны. На прошедших выходных я поизучал вопрос более детально и сейчас поделюсь основными выводами.
Хорошие новости
1) Смертоносность вируса на самом деле ниже наблюдаемой. Все СМИ сегодня занимаются делением числа умерших на количество выявленных случаев и получают 2-3%. Эта оценка сильно завышена, тк новый вирус довольно часто проходит бессимптомно. Согласно предварительным оценкам вирусологов, смертоносность находится на самом деле на уровне 0.5%-0.9% (против 0.1% у сезонного гриппа)(https://en.wikipedia.org/wiki/Coronavirus_disease_2019#Pathology).
2) Вероятно, новый вирус последует примеру всех своих собратьев и будет сезонным. Помимо обычного гриппа, есть 4 коронавируса человека, которые регулярно ходят среди нас во времена сезонного обострения. SARS-CoV-2, согласно статистике смертности, несколько опаснее своих активных родственников (но безопаснее «затухших» SARS и MERS), поэтому вызывает столько страхов. Но самое важное состоит в том, что все коронавирусы, как и обычный вирус гриппа, плохо передаются при летних температурах. Дело в том, что теплый воздух может содержать в себе в разы больше влаги, нежели чем холодный. Влажный воздух препятствует распространению вирусов (мелкие капли собирают больше влаги и под тяжестью падают вниз)(
Коллеги из Invest Heroes предложили индивидуальным инвесторам поучаствовать в очередном выходе на долговой рынок капитала компании Рольф(https://t.me/InvestHeroes/2030). Меня эта история заинтересовала. Нужно вкладывать свежую порцию денег на ИИСе. А Рольф тут как тут, предлагает хорошую инвестиционную возможность. Срок обращения всего 2 года (Дюрация около 1.84х года). Индикативный диапазон купонной ставки – 9.25%-9.50%.
Понятно, что Рольф крупнейший автодилер России и главный бенефициар консолидации рынка, но будь все так просто, ставка не была бы такой высокой. Надо понимать, что автодилерский бизнес в современной России – очень жесткая штука. Интересный факт – он убыточен уже на уровне валовой маржи. То есть дилеры покупают машины у производителей дороже, чем продают. Рольф – не исключение. Например, компания за 2018 год продала автомобилей на 190 млрд руб., а потратила на их закупку 195 млрд руб. В прибыль деятельность Рольфа выводят ретро-бонусы от производителей за объемы продаж и сопутствующие услуги (сервисное обслуживание, продажа страховок и автокредитов). В итоге, бизнес крайне низко-маржинален. В 2019 компания прогнозирует рентабельность по EBITDA 3.9%. Даже небольшой провал в продажах приведет к коллапсу.
Вчера у меня был «юбилей». Я являюсь акционером Сбербанка ровно год без перерывов и без изменений позиции в штуках акций. Покупал я их с хорошей «скидкой» на новостях о санкциях против Русала. Но, несмотря на низкую цену покупки, прошедший год в акциях крупнейшего банка страны выдался нервным. В прошлом году, в августе они падали ниже своих апрельских минимумов. В тот момент я пошел против общественного мнения и не продал свой пакет: https://t.me/intrinsic_value/125.
Сейчас акции Сбербанка закрепились сильно выше моей целевой цены, и пора задумываться о фиксации прибыли. Если оценивать Сбербанк консервативно, то он стоит 6 с копейками своих годовых прибылей (примерно на этом уровне он оценивался в 2012-13 гг., когда прибыль банка стагнировала). На данный момент Сбербанк стоит 6.4x своей прибыли 2018 года, то есть продолжать держать Сбербанк можно только в надежде на продолжение улучшения финансовых показателей.
Аналитики брокеров в этот рост верят. 15 из 18 брокерских домов, опрашиваемых Bloomberg, ставят рекомендацию «покупать». Но я, естественно, копаю глубже. Вчера долго изучал excel-модель Goldman Sachs по Сбербанку. Сделал краткую выжимку из нее (см. картинку).
12 марта Сбербанк CIB выпустил большой отчет, в котором в очередной раз рекомендовал акции Яндекса к покупке, а также поднял целевую цену на 4% до 3’350 руб. за акцию. Главной причиной для грядущей масштабной переоценки акций до сих пор называются ожидаемые IPO Uber и Lyft. Об этом я уже писал: https://t.me/intrinsic_value/202. Сбербанк CIB оценивает Яндекс такси в $7.5 млрд. Напомню, что Яндексу принадлежит только 59.3% Яндекс такси, т.к. это совместное предприятие с Uber. В итоге, Яндекс такси формирует 27% общей стоимости «большого» Яндекса. Совокупная оценка Яндекса по частям представлена ниже на картинке.
Я решил, что будет полезно рассказать подробнее из чего состоит бизнес Яндекса. Яндекс – это не одна компания, а лоскутное одеяло из различных стартапов. На самом деле бизнес модель Яндекса заключается в поиске успешных стартапов, оперирующих на перспективных рынках, и в их копировании. Однако на данный момент убыточно все, кроме поиска и портала. На мой взгляд этот факт не должен смущать. Многим бизнесам Яндекса всего несколько лет, а некоторым нет и года. Но главное, что почти все они имеют большой операционный рычаг, так как фиксированные затраты велики, а переменные минимальны. То есть, с ростом бизнесов мы увидим ярко выраженный эффект масштаба, который должен привести к их прибыльности.
Мой портфель на американском рынке в основном состоит из широко диверсифицированных ETF’ов и управляется пассивно. Я редко рассматриваю отдельные акции и меня интересуют только те истории, в которых можно значительно обыграть рынок. Является ли такой историей текущая просадка акций Boeing? Давайте разбираться.
В чем проблема новых Boeing 737 Max?
На рынке среднемагистральных самолетов сейчас царит дуополия Boeing и Airbus. Обе компании бьются над топливной эффективностью своих самолетов – это их главное конкурентное преимущество. По данным Boeing, 737 Max эффективнее предыдущей модели (737-800) на 13% и на 8% эффективнее своего конкурента (Новейший самолет Airbus — А320neo).
Чтобы достичь лучшей топливной эффективности, компании увеличивают размеры лопастей в двигателях самолетов, а, следовательно, и сами двигатели. Из-за этого они больше не умещаются под крылом и из устанавливают впереди него. Эти технические особенности приводят к нестабильности на низких скоростях и к большей вероятности сваливания (самолет задирает нос). На новых Boeing установлена специальная IT-система, которая автоматически предотвращает задирание носа. Если же она случайно сработает в штатных условиях, то ее действие приведет к направлению носа самолета вниз и катастрофе. Именно это произошло c Boeing 737 Max, упавшим в октябре 2018 года в Индонезии, и скорее всего такая же ситуация произошла теперь в Эфиопии (расследование не закончено).
К IPO я начал относится с насторожённостью ещё со студенческой скамьи. На одной из лекций по финансовой экономике преподаватель привел результаты исследования перформанса акций после IPO. Оказалось, что с 1980 по 2011 год IPO в среднем приносили на 19.8% меньшую доходность в следующие 3 года после старта торгов, чем S&P500. Было бы интересно увидеть свежую статистику, но думаю, что ситуация только ухудшается. Особенно, если речь идет про новые высокотехнологичные компании, которые до IPO пережили десяток раундов инвестиций от частных инвесторов. Причина банальна, в таких историях деньги привлекают не для инвестиций в бизнес, а для выхода институциональных фондов из акций компаний по дорогой оценке. По большому счету, это и есть бизнес-модель этих фондов, проинвестировать в стартап, а потом продать его на IPO на пике ожиданий.
Пример IPO Uber и Lyft
Что нам известно на данный момент? Lyft хочет выйти на IPO во второй половине марта (то есть вот прям сейчас) и стать первой в мире публичной компанией-оператором он-лайн платформы, соединяющей водителей и пассажиров (далее ride-hailing услуги). Uber же выйдет на публичный рынок капитала вторым — в апреле. Lyft хочет быть оценен на IPO в $19.6 млрд, что на 30% больше оценки в ходе последнего привлечения частных инвестиций (лето 2018). Ожидаемая оценка Uber – $120 млрд (на 67% больше предыдущей оценки летом 2018).
Краткая история конфликта: Анализируя рынок высокодоходных облигаций, я написал для своих подписчиков пост, в котором разбирал отчетность одного из эмитентов — «ГК Светофор»: https://t.me/intrinsic_value/193. На его примере я хотел показать, как сильно страдает раскрытие информации у маленьких эмитентов в третьем уровне листинга Московской биржи. В большинстве своем, такие эмитенты предоставляют только РСБУ отчетность и лишь лучшие из них делают МСФО. Но, к сожалению, МСФО отчетность от них не соответствет общепринятым нормам.
Получилось так, что организаторы выпуска облигациий данного эмитента на меня обиделись и опубликовали очень неприятный пост у себя на канале, где обвинили меня в непрофессионализме: https://t.me/russianjunkbonds/262 (после этого изоблочающего поста есть pdf с их ответом «по существу»). Странно узновать о существовании такого разбора моего анализа спустя 2 недели из комментариев на смартлабе, но я все равно отвечу.
В августе писал, что хотел бы продать обычные акции Сбербанка по 230-240 руб. за штуку: https://t.me/intrinsic_value/125. Выкладывал этот пост на Смартлаб (https://smart-lab.ru/blog/486741.php#comments), там все надо мной дружно посмеялись, но я своего мнения не поменял и оставил акции в портфеле. Сейчас Сбербанк непрерывно растет уже больше месяца. Я в очень жирном плюсе, особенно по префам, которые были куплены 169 руб.
Сейчас из каждого утюга начали кричать рекомендацию «покупать» (Имею ввиду брокеров, работающих с институционалами, а не ритейлом). Чтож, сижу дальше, 28 февраля выйдет МСФО отчетность за 2018 год. По ее итогам буду думать, какие перспективы у банка на 2019 год. А вообще, ждем официального объявления увеличения дивидендных выплат до 50% от чистой прибыли. Думаю, что вот это станет мощным драйвером.
PS: Goldman Sachs в последнем отчете почти триллион рублей чистой прибыли Сберу рисует в 2019
Больше:
https://t.me/intrinsic_value/
Каждый год перед рождеством аналитики крупнейших мировых банков работают с утроенным усердием на благо инвесторов. Декабрь – это месяц огромных отчетов со всеобъемлющими прогнозами на будущий год. 2018 год выдался нервным для американского рынка. S&P 500 впервые за долгое время не растет, а вот волатильность увеличилась. При этом, мы с вами уже обсуждали, что признаков кризиса в американской экономике пока не наблюдается. Следует ли воспользоваться возможностью и откупить подешевевшие акции? Этот вопрос меня сильно беспокоит, так как в портфеле долларов много и хочется получать что-то большее, чем 4% по евробондам РФ. Ответы я искал в отчетах Goldman Sachs и JP Morgan. Делюсь с вами основными тезисами аналитиков.
В обоих отчетах преобладает бычье настроение. Но если Goldman Sachs умеренно позитивен, прогнозируя рост S&P 500 до 2’850 пунктов к концу 2019 года в базовом сценарии, то JP Morgan верит в гораздо более благоприятный исход (рост до 3’100 пунктов).
Причины быть умеренным быком в 2019
Как я писал в предыдущем посте, за последние пару месяцев цены на золото выросли более чем на 4%. Спрос на золото объясняется вернувшимся на рынок «страхом». Рост цен совпал с распродажами на американском фондовом рынке. Вопрос в том, как долго этот рост может продлится, так как рост американской экономики до сих пор силен (2.9%), а инфляция пока не сильно превышает таргеты федеральной резервной системы (2.2%).
В целом, среди крупнейших брокерских домов преобладают бычьи настроения. Goldman Sachs и JP Morgan прогнозируют среднегодовую цену за 2019 на уровне $1’300 за унцию, при этом в конце года она может составлять $1’350-$1’400. Bloomberg консенсус менее оптимистичен, $1’280 за унцию к концу 2019, но он усредняет прогнозы большого количества аналитических команд, в том числе не очень известных.
Факторы, играющие на руку золоту
1) Страх скорой рецессии в США. Безработица в США находится на рекордно низких уровнях (в районе 4%). Исторически, сильное снижение безработицы в США часто приводило к росту инфляции и рецессии (См. картинку). Но здесь надо отметить, что упавшие цены на нефть и рост ставки Федрезерва должны по крайней мере отложить эти проблемы