Блог им. Investbank
Мой портфель на американском рынке в основном состоит из широко диверсифицированных ETF’ов и управляется пассивно. Я редко рассматриваю отдельные акции и меня интересуют только те истории, в которых можно значительно обыграть рынок. Является ли такой историей текущая просадка акций Boeing? Давайте разбираться.
В чем проблема новых Boeing 737 Max?
На рынке среднемагистральных самолетов сейчас царит дуополия Boeing и Airbus. Обе компании бьются над топливной эффективностью своих самолетов – это их главное конкурентное преимущество. По данным Boeing, 737 Max эффективнее предыдущей модели (737-800) на 13% и на 8% эффективнее своего конкурента (Новейший самолет Airbus — А320neo).
Чтобы достичь лучшей топливной эффективности, компании увеличивают размеры лопастей в двигателях самолетов, а, следовательно, и сами двигатели. Из-за этого они больше не умещаются под крылом и из устанавливают впереди него. Эти технические особенности приводят к нестабильности на низких скоростях и к большей вероятности сваливания (самолет задирает нос). На новых Boeing установлена специальная IT-система, которая автоматически предотвращает задирание носа. Если же она случайно сработает в штатных условиях, то ее действие приведет к направлению носа самолета вниз и катастрофе. Именно это произошло c Boeing 737 Max, упавшим в октябре 2018 года в Индонезии, и скорее всего такая же ситуация произошла теперь в Эфиопии (расследование не закончено).
Возможные последствия катастрофы для Boeing
Ирония ситуации в том, что конструкции Boeing и Airbus похожи. На самом деле двигатель А320neo даже больше по размерам, чем тот, который установлен на 737 Max, при этом ни один из них не упал. Это намекает на то, что Boeing может отделаться относительно дешевыми изменениями IT систем и компенсациями пострадавшим.
Главной проблемой для Boeing сейчас являются масштабные запреты полетов 737 Max по всему миру (см. картинку). 78% текущего портфеля заказов компании приходится на этот самолет (>4’600 шт.). До аварии аналитики Goldman Sachs прогнозировали, что 737 Max обеспечит 33% выручки и 45% EBIT Boeing в ближайшие 5 лет. Все это оказалось под угрозой в связи с официальными запретами.
Но к счастью для Boeing, у компании нет конкурентов. Ситуация дуаполии Boeing и Airbus обеспечивает компаниям 100% загрузку. Портфель заказов Boeing сейчас составляет 7 лет непрерывной работы заводов компании, у Airbus этот показатель ещё больше – 8.1 лет. То есть просто так взять и отказаться от самолетов Boeing нельзя, купить самолеты больше негде. Поэтому мой прогноз состоит в том, что запреты на 737 Max будут сняты после изменений в IT-системах и дополнительных тестовых полетов. Вопрос в ценном времени, которое будет на эти снятия будет потрачено.
Выводы
Все мои рассуждения выше конечно очень оптимистичны. Проблема состоит в том, что рынок мой оптимизм разделяет. С момента падения самолета в Эфиопии акции Boeing упали всего на 11%. Смехотворный дисконт, учитывая, что 78% портфеля заказов под угрозой. Более того, акции компании и так сильно выросли в январе-феврале. В связи с вышесказанным, я считаю, что игра не стоит свеч. Акции Boeing я не беру.
Посты без задержки выходят здесь: https://t.me/intrinsic_value