Решил немного почитать отчеты аналитиков про российский продуктовый ритейл, чтобы сделать заметку для канала. Аналитики Сбербанка пытаются строить модели, которые будут предсказывать разворот негативной динамики трафика покупателей у Магнита после грядущий изменений в ассортименте. Goldman Sachs поет о текущем преимуществе X5 после обновления пятерочек и о низких мультипликаторах. Но конечно самое интересное в отчётах, это фотографии новых улучшений в пятерочках и магнитах у дома. Серьезно. Фотки занимают добрую половину места в отчетах. Как будто сам в магазин сходил.
Жизнь в российском ритейле бурлит. Ежеквартально, конкуренты меняют тактики, стратегии, ремонтируют магазины, вносят изменения в ассортимент, но все это тщетно. Финансовые результаты у всех оставляют желать лучшего. Маржинальности уже не те. Да и та маржа, что остается, уходит на ремонты магазинов в погоне за трафиком покупателей. Короче, современные форматы ритейла в России окончательно победили традиционные рынки, минимаркеты и прочие пережитки прошлого. Теперь они конкурируют между собой, превращая некогда очень доходную и интересную с инвестиционной точки зрения индустрию в совершенно-конкурентный рынок. А как учат на первом курсе экономфака, фирма, работающая в совершенно-конкурентной среде, генерирует околонулевую прибыль.
Судите сами. Доля современных форматов ритейла в России достигает 73% (примерно такой же уровень присущ Европейским странам). При этом ни один игрок не может забрать долю рынка значимо большую, чем 10% (см. картинку в посте
t.me/intrinsic_value/241). У нас кстати в России действует ограничения, что один игрок не может занимать более 25% рынка отдельно взятого региона. Этот факт, на мой взгляд, уничтожает возможности консолидации через M&A.
Вывод
Не думаю, что инвестиции в российский продуктовый ритейл сегодня принесут хорошую доходность.
Больше пишу тут:
t.me/intrinsic_value