Финансовые показатели работы АЗС в России серьезно отличаются в зависимости от локации и бизнес-модели: выручка станции может разниться в 50 раз, а рентабельность – вдвое.
Реализация топлива – основной источник выручки АЗС (85% валового дохода заправок) — данные консалтинговой компании «ОМТ-консалт». Доля сопутствующих — от 10 до 25%.
Вклад в выручку тех или иных сопутствующих товаров также зависит от месторасположения АЗС:
- В крупных городах и регионах с развитой инфраструктурой наибольший вклад вносят напитки (кофе, минеральная вода) – на их долю может приходиться от 6 до 8% валовой выручки АЗС.
- В регионах с менее развитой торговой инфраструктурой лидируют автотовары – до 15% валовой выручки АЗС.
- Оказание сервисных услуг, по оценке компании, вносит минимальный вклад
Вклад реализации сопутствующих товаров в прибыль существенно выше: продажа таких товаров формирует более 50% прибыли АЗС, а в период низкой маржинальности показатель может превышать 80%.
Представитель Евротранса: топливо формирует 85% выручки и 55% прибыли компании, а сопутствующие товары и кафе – 15% выручки и 45% прибыли. Наибольший доход приносят продажи кофе, чая, фастфуда, летом – прохладительных напитков и мороженого, зимой – стеклоомывающей жидкости.
Выручка АЗС может существенно варьироваться в зависимости от месторасположения — средняя 462 000 руб. в сутки, но может достигать и 3,4 млн руб.
При выборе места размещения АЗС в основном учитываются три фактора:
- трафик (поток транспорта),
- доступность (удобство подъезда)
- конкуренция (наличие поблизости других АЗС).
В Московском регионе, по оценке «Евротранса», минимальное расстояние между АЗС одной сети должно составлять не менее 20 км в одном направлении. По оценке «Евротранса», автозаправочный бизнес позволяет окупать объект за 5–8 лет.
Доля налогов и сборов в стоимости топлива достигает 60–70%.
Чистая маржинальность АЗС в России в течение года может колебаться от отрицательных значений до 4–5 руб./л для бензина и до 2 руб./л для дизтоплива.
По данным «ОМТ-консалт», в период с 29 июля по 5 августа 2024 г. средняя маржинальность продаж на АЗС дизтоплива в России (без учета Дальнего Востока) составляла 6,11 руб./л, бензина Аи-92 – 5,04 руб./л, Аи-95 – минус 0,42 руб./л.
В целом прибыльность АЗС, по оценке «ОМТ-консалт», может варьироваться от 5 до 12%. Представитель «Евротранса» отмечает, что прибыль АЗС компании, как правило, не превышает 10% от выручки.
Актуальным трендом на российском рынке остается размещение на АЗС заправочных станций для электромобилей, пунктов выдачи товаров, заказанных в маркетплейсах, и аптечных пунктов.
По данным Российского топливного союза,
в России насчитывается 23 000–24 000 АЗС. Крупнейшие сети у «Роснефти» – около 3000 станций, за ней следуют «Лукойл» (2800) и «Газпром нефть» (1500).
По данным «ОМТ-консалт»,
крупным нефтяным компаниям сейчас принадлежит около 37% АЗС в России.
www.vedomosti.ru/analytics/krupnyy_plan/articles/2024/08/13/1055626-rossiiskii-toplivnii-rinok-dostig-stabilnosti