Копипаст
Правление Национального банка Украины приняло решение повысить учетную ставку до 10% годовых. Реализация значительного количества проинфляционных рисков требует усиления денежно-кредитной политики НБУ для улучшения инфляционных ожиданий и обеспечения устойчивого снижения инфляции до целевого уровня в 5%.
После прохождения пика осенью 2021 года инфляция снизилась, но медленнее, чем ожидалось, а фундаментальное инфляционное давление даже усилилось.
В конце года инфляция снижалась из-за рекордных доходностей и коррекции отдельных мировых цен на продовольствие, последствий укрепления гривны в предыдущие месяцы, исчерпания низкой базы сравнения и усиления денежно-кредитной политики. Административные решения по установлению тарифов на некоторые жилищно-коммунальные услуги (ЖКХ) также сдерживались инфляцией. В результате рост потребительских цен замедлился с пика в 11% в сентябре до 10% в декабре..
В то же время более быстрое замедление инфляции помешало переносу дальнейшего роста мировых цен на энергоносители и давления со стороны прочих производственных издержек бизнеса, включая заработную плату, на стоимость товаров и услуг. Влияние устойчивого потребительского спроса также сохраняется. Это, в частности, привело к дальнейшему росту базовой инфляции до 7,9% к концу года.
Инфляция замедлится в 2022 году, но вернется к целевому показателю в 5% только в 2023 году.
Нацбанк ухудшил прогноз инфляции на 2022 год с 5% до 7,7% с учетом реализации ряда проинфляционных факторов.
В частности, мировые цены на энергоносители будут оставаться выше в течение более длительного времени, чем ожидалось ранее. Это не только окажет давление на производственные затраты бизнеса, но и потребует постепенной корректировки тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Значительное ценовое давление со стороны торговых партнеров Украины, при которых инфляция только приближается к пиковым значениям, также сохранится. В дальнейшем будут реализованы вторичные эффекты от роста себестоимости продукции бизнеса на сырье и заработную плату. Что более важно, чем ожидалось, рост заработной платы будет подпитываться повышенным спросом на внутреннюю рабочую силу как внутри страны, так и за рубежом, а также профессиональными и квалификационными диспропорциями на рынке труда. На фоне роста доходов населения сохранится устойчивый потребительский спрос, что также будет сдерживать замедление инфляции.
Кроме того, ухудшение информационного фона на фоне геополитической напряженности в конце прошлого года сказалось на настроениях разных групп хозяйствующих субъектов и вызвало девальвационное давление на гривну. Это в ближайшие месяцы сформирует дополнительное ценовое давление через курсовой канал и канал ожиданий.
Постепенному снижению инфляции будет способствовать усиление денежно-кредитной политики НБУ, коррекция мировых цен на сырьевые товары, а также влияние прошлогодней рекордной доходности. Глобальный инфляционный всплеск и исчерпание последствий пандемии окажут дополнительное воздействие, которое, в частности, отразится в более существенной коррекции цен на сырье, продовольствие и логистику.
Усиление денежно-кредитной политики Национального банка также поможет снизить фундаментальное инфляционное давление. Ожидается, что базовая инфляция замедлится примерно до 4% в ближайшие годы, а основной вклад в рост потребительского рекрутинга будет иметь административную составляющую.
При этом инфляционная динамика в течение 2022 года будет достаточно волатильной из-за влияния базы сравнения. Кроме того, как и во многих странах мира, в Украине инфляционный всплеск будет более продолжительным, чем ожидалось ранее. Учитывая силу проинфляционных факторов и необходимость дальнейшей поддержки постфинансового восстановления экономики, возвращение инфляции к целевому диапазону 5% ± 1 года для соблюдения монетарных условий, заложенных в базовом сценарии, предусмотрено в середине 2023 года.
Рост ВВП немного ускорится до 3,4% в 2022 году, но более быстрое восстановление экономики ограничит дорогостоящие энергоресурсы и влияние информационного фона вокруг геополитической напряженности.
По итогам 2021 года рост реального ВВП, по оценкам НБУ, составил около 3%. Восстановлению экономики способствовали устойчивый потребительский спрос, увеличение инвестиций предприятий после кризиса, а также рекордная урожайность. В то же время восстановление экономики было медленнее, чем ожидалось. Среди причин – стремительный рост цен на энергоносители и их дефицит, влияние низкой доходности в 2020 году, более медленное восстановление сектора услуг, ограниченные возможности отдельных производственных секторов, более значительные потери от пандемии, а также более быстрая бюджетная консолидация.
Прогноз роста реального ВВП на 2022 год пересмотрен с 3,8% до 3,4%. Экономика будет поддерживаться потребительским спросом и по-прежнему достаточно благоприятными торговыми условиями. Вместо этого существенным сдерживающим фактором останется напряженная геополитическая ситуация, которая негативно скажется на инвестиционных решениях. Кроме того, несмотря на постепенное затухание пандемии, последствия коронавирусного кризиса останутся вполне ощутимыми. Относительно высокие цены на энергоносители и дефицит отдельных видов сырья, прежде всего в первом полугодии, также ограничат потенциал роста.
В 2023-2024 годах рост реального ВВП ускорится примерно до 4% в год. Этому должна способствовать стабилизация геополитической ситуации в течение 2022 года, окончательное исчерпание негативных последствий пандемии, дальнейший рост мировой экономики и сохранение достаточно благоприятных условий торговли.
Из-за благоприятных торговых условий дефицит текущего счета в 2021 году был незначительным, но в будущем он будет умеренно расширяться за счет увеличения внутреннего спроса.
В 2021 году счет текущих операций сократился до небольшого дефицита (1,9% ВВП). Этому способствовали высокие мировые цены на основные товары украинского экспорта – продукты питания и продукцию горно-металлургического комплекса (ГМК). При этом по итогам года дефицит счета текущих операций стремительно расширялся под влиянием значительного роста цен на энергоносители, сокращения внешнего спроса на продукцию ГМК и рекордных дивидендных выплат. В результате оживления внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, отрицательное сальдо продолжит расширяться – до 3,3% ВВП в 2022 году и до 3,3-3,5% ВВП в последующие годы.
Дальнейший прогресс в сотрудничестве с МВФ является одним из основных факторов, которые будут способствовать более устойчивому экономическому развитию.
Финансирование МВФ существенно поддержало украинскую экономику в 2020-2021 годах. Сотрудничество с Фондом будет не менее важным и в дальнейшем – особенно в условиях нынешнего ухудшения информационного фона на фоне напряженной геополитической ситуации и усиления конкуренции развивающихся стран за иностранный капитал из-за ужесточения денежно-кредитных условий в мире.
Согласно базовому сценарию макропрогнозирования, денежно-кредитные условия будут оставаться умеренно жесткими на всем прогнозном горизонте.
Учетная ставка будет не ниже нейтральной в течение этого и последующих лет.
Кроме того, в целях укрепления процентного канала денежно-кредитной трансмиссии путем управления структурным профицитом ликвидности в банковской системе Нацбанк увеличит в феврале на 2 процентных пункта соотношение обязательных резервов по текущим счетам в гривне, а также по средствам в иностранной валюте. Это будет стимулировать более срочное участие при сохранении роли обязательных резервов в дедоларизации. Также в марте будет рассмотрен вопрос о введении иных мер по регулированию структурного профицита ликвидности банковской системы.
Нацбанк продолжит использовать механизм валютных интервенций для сглаживания чрезмерных колебаний на рынке. При этом НБУ принял решение в ближайшие кварталы воздержаться от плановых ежедневных интервенций по покупке валюты на межбанковском валютном рынке для пополнения резервов (с августа 2021 года их объем составил $5 млн).
Ключевыми рисками для прогноза остаются эскалация Россией военного конфликта и более длительный и значительный рост цен в мире, чем ожидалось ранее.
Усиление информационного фона вокруг потенциальной военной агрессии отражается в падении стоимости украинских активов и девальвационном давлении. Длительное сохранение геополитической напряженности может крайне негативно сказаться на ожиданиях населения, бизнеса и инвесторов. Это также станет существенным препятствием для инвестиций в экономику и осложнит привлечение внешнего финансирования. В случае обострения геополитических рисков НБУ будет готов к усилению монетарной политики.
Значительным риском остается дальнейшее развертывание глобального инфляционного всплеска, включая сохранение высоких цен на энергоносители и продовольствие. Некоторые страны, в том числе торговые партнеры Украины, только приближаются к пиковым значениям инфляции. Дальнейшая динамика цен в мире будет в значительной степени зависеть от скорости реагирования ведущих центробанков на инфляционные вызовы. Промедление приведет к усилению внешнего ценового давления. Вместо этого быстрое ужесточение денежно-кредитной политики ключевыми центральными банками рискует значительным оттоком капитала с развивающихся рынков.
Базовый сценарий прогноза НБУ предусматривает дальнейшее снижение влияния пандемии на украинскую экономику. Однако появление новых вариантов коронавируса на фоне все еще недостаточных уровней вакцинации создает риски дополнительных экономических потерь в 2022 году. Новые вспышки пандемии вряд ли сильно ударят по потребительскому спросу, но будут снижать деловую активность. Это будет сопровождаться усилением инфляционного давления.
Есть и другие проинфляционные риски.
Таким образом, значительное ухудшение условий торговли и/или резкое снижение доходности после прошлогодних рекордов может сформировать дополнительную девальвацию и ценовое давление.
Оживление трудовой миграции на фоне постепенного затухания пандемии может усилить диспропорции на внутреннем рынке труда и привести к большему росту издержек бизнеса на заработную плату, что впоследствии также скажется на потребительских ценах.
Отдельным риском является вопрос о скорости изменения административно регулируемых тарифов. Одностороннее доведение тарифов коммунальных компаний до экономически обоснованных уровней устранит дисбалансы в энергетическом секторе, но создаст значительное инфляционное давление и приведет к ухудшению ожиданий. Вместо этого отсрочка принятия решений по тарифам для коммунальных компаний будет усугубляться квазифискальными дисбалансами и ценовым давлением в будущем.
Как и прежде, Национальный банк оценивает баланс рисков для своего базового прогноза инфляции и процентной ставки как смещенный вверх, особенно на среднесрочном горизонте.
Ввиду этого Национальный банк продолжит цикл усиления денежно-кредитной политики и готов действовать решительно в случае дальнейшей реализации проинфляционных факторов.
Повышение учетной ставки до 10% годовых с 21 января 2022 года утверждено Решением Правления Национального банка Украины No24-го от 20 января 2022 года «О размере учетной ставки».
Новый подробный макроэкономический прогноз будет опубликован в Инфляционном отчете 27 января 2022 года.
Результаты обсуждения членов Комитета по денежно-кредитной политике, которое предшествовало принятию данного решения Правлением Национального банка Украины, будут опубликованы 31 января 2022 года.
Следующее заседание Правления Национального банка Украины по вопросам денежно-кредитной политики состоится 3 марта 2022 года в соответствии с утвержденным и опубликованным графиком.
bank.gov.ua/ua/news/all/natsionalniy-bank-ukrayini-pidvischiv-oblikovu-stavku-do-10