Копипаст

Копипаст | BARRON'S: Торговая сделка США и Китая не так значительна, как может показаться

BARRON'S: Торговая сделка США и Китая не так значительна, как может показаться
17.01.2020 22:15 

Крупнейшая коммунистическая держава мира закупает в США колоссальные объемы зерна, оказывая поддержку американским фермерам в год президентских выборов. Очередное дежавю?

Не совсем. «Большое зерновое ограбление» 1972 года поставило Вашингтон в неловкое положение, поскольку сделка с Советским Союзом была заключена тайно. В результате цены на пшеницу резко подскочили, что стало одним из первых эпизодов инфляционного бума того десятилетия.

Американо-китайское торговое соглашение первой фазы, наоборот, было подписано в Вашингтоне в среду с большой шумихой. Подписание состоялось примерно через три месяца после того, как стороны достигли по сделке принципиальную договоренность. Хотя обещание Китая увеличить закупки американских товаров и услуг на 200 млрд долларов США и дает президенту Трампу дополнительные политические очки в предвыборной гонке, оно вряд ли спровоцирует взрывной рост сырьевых цен в стиле 70-х.

«Возвращение Китая в статус ключевого покупателя может принести большие дивиденды американским фермерам и производителям энергоносителей», — пишет главный экономист по сырьевым рынкам Capital Economics Кэролайн Бейн.

Китай пообещал в этом и следующем году закупать у США энергоносителей на сумму 52,4 млрд долларов. Для сравнения, совокупный объем американского экспорта сырой нефти, угля и СПГ на все мировые рынки в январе-ноябре 2019 года составил 80 млрд долларов. Чтобы Пекин мог выполнить свое обещание, то даже с учетом наращивания добычи сланцевой нефти и производства СПГ США придется направлять в Китай половину всех экспортируемых энергоносителей, что выглядит сомнительно.

Обещание Китая в ближайшие два года увеличить импорт американской сельскохозяйственной продукции на 32 млрд долларов (от базы 2017 года, составляющей 24 млрд долларов) «выглядит еще более сомнительно», продолжает Бейн. Большую часть этого импорта будут составлять соевые бобы. Бейн отмечает, что обеспечить поставку соевых бобов в повышенных объемах США будет очень непросто, добавляя при этом, что заявленное увеличение закупок может быть частично реализовано за счет других товаров, в том числе свинины, пиломатериалов и хлопка.

Наращивание Китаем американского импорта, вероятно, будет означать сокращение долей конкурирующих государств в его импорте. По мере увеличения производства в США в других странах будет формироваться избыток предложения, который может оказывать понижательное давление на цены, определяемые на мировых товарных рынках.

Вопреки заявлениям президентской администрации, торговая сделка вряд ли сможет повлиять на общий торговый баланс США или существенно повысить американский ВВП. Это становится очевидно после экспресс-курса главного экономиста J.P. Morgan Майкла Фероли по теме учета национальных доходов.

Если не вдаваться в алгебраические детали, то дефицит текущего счета платежного баланса (по сути, дефицит внешней торговли) соответствует разнице между сбережениями и инвестициями, которая покрывается за счет положительного сальдо по счету движения капиталов. Таким образом, для сокращения дефицита текущего счета платежного баланса необходимо увеличить превышение сбережений над инвестициями. Между тем «многие надеются, что ослабление напряженности в торговых отношениях будет стимулировать инвестиции, что противоречит заявлениям о сокращении дефицита текущего счета после заключения сделки», пишет Фероли.

Сохранение текущего счета платежного баланса США неизменным в условиях бума экспорта требует повышения курса доллара. Оно будет выгодно производителям, экспортирующим продукцию в Китай, но ударит по тем, кто поставляет продукцию на другие рынки, отмечает Фероли.

Одновременно с подписанием соглашения первой фазы Вашингтон снял с Китая классификацию валютного манипулятора. «В 2019 году Министерство финансов США сделало чисто политический ход, обвинив Китай в валютных манипуляциях, и в этом смысле соглашение никаких нарушений не устраняет, потому что их не было, — говорит экономист Джордж Магнус. – Курс юаня не является свободно плавающим и, возможно, никогда таким не будет, но в то же время юань нельзя назвать существенно переоцененным или недооцененным».

Опубликованные в четверг данные Министерства финансов США по международным потокам капитала противоречат заявлениям о том, что Пекин преднамеренно занижал курс юаня, для чего ему потребовалось бы покупать долларовые активы. За первые 11 месяцев 2019 года Китай, наоборот, продал американских гособлигаций на сумму более 120 млрд долларов США, что должно было поддержать китайскую валюту. С таким объемом продаж 2019 год вполне может занять второе место по активности распродажи Китаем казначейских облигаций после 2016 года, когда их было продано на 155 млрд долларов. Тогда аналитики Barron's тоже объясняли, почему заявления Трампа о валютных манипуляциях Китая являются неверными.

Итак, стоила ли такая торговая сделка того, чтобы за нее приходилось расплачиваться замедлением роста мировой экономики? «Как и в большинстве случаев, ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от политических убеждений отвечающего», — говорит специалист по экономической политике Renaissance Macro Research Стивен Павлик.

«Критики Трампа говорят, что соглашение первой фазы предусматривает увеличение закупок, на которое Китай был готов согласиться еще в самом начале конфликта, что многие из реформ в сфере интеллектуальной собственности и финансовых услуг уже были объявлены Китаем, а большинство пошлин так и продолжают действовать», — пишет Павлик. Взаимные пошлины по-прежнему охватывают китайский импорт стоимостью около 370 млрд долларов и американский импорт стоимостью 110 млрд долларов.

«Сторонники политики Трампа говорят, что введение пошлин вынудило Китай сесть за стол переговоров, и что затягивались они умышленно, чтобы руководство КНР имело возможность объявить реформы заблаговременно, до подписания соглашения, сохранив видимость контроля и не признавая уступок США, и что способность Трампа добиться увеличения закупок и уступок без понижения большинства пошлин как раз свидетельствует о том, что он заключил хорошую сделку», — добавляет экономист.

Хотя Трамп и заработал очки, исполнив одно из ключевых обещаний своей предвыборной кампании, Павлик считает, что еще слишком рано судить о том, будут ли избиратели позитивно оценивать его сделку в ноябре. Пока же рынки празднуют тот успех, который сделкой был обеспечен несомненно — предотвращение введения нового раунда пошлин, которые должны были вступить в силу 15 декабря.

«Хоть что-то всегда лучше, чем совсем ничего, если речь идет о торговле, — отмечает главный экономист High Frequency Economics Карл Вайнберг. – Спасибо и на этом».

★1

теги блога Марэк

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн