Блог им. BoldInvestor
Мне захотелось получше узнать каким образом можно открыть 3 счета ИИС-3. И оказалось, что в законе может содержаться ловушка. Можно так открыть счета, что потом лишиться права на налоговые льготы.
Согласно новой формулировке 39-ФЗ статьи 10.2-1 (про ИИС-3) п. 2:
«2. Физическое лицо вправе одновременно иметь не более трех ИИС.
Лица, открывающие и ведущие ИИС, заключают договор на ведение ИИС, если физическое лицо заявило в письменной форме в виде отдельного документа, что у него количество действующих договоров на ведение ИИС не превышает двух.»
Согласно законопроекту №462670-8 о налоговых льготах по ИИС-3 проект ст. 219.2 НК РФ звучит так:
«3) если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый вычет на долгосрочные сбережения граждан, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется налогоплательщику налоговым органом при представлении налогоплательщиком налоговой декларации либо при исчислении и удержании налога налоговым агентом при условии, что в течение срока действия договора на ведение ИИС налогоплательщик не имел более двух других договоров на ведение ИИС, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на ИИС, на другой ИИС, вновь открытый тому же физическому лицу в целях такого перевода активов.»
На первый взгляд может показаться, что слова другие, но смысл тот же, однако это не так.
В 39-ФЗ сказано о том, что нельзя иметь более трех действующих ИИС в любой, отдельно взятый момент времени.
В проекте ст. 219.2 же сказано, что нельзя иметь более трех действующих ИИС в интервале между открытием и закрытием счета.
Теперь пример, как можно пролететь.
В 2024 году Вася открыл 3 ИИС (№1, №2, №3).
В 2025 году у Васи произошла непредвиденная ситуация и пришлось 2 счета (№2, №3) досрочно закрыть и забрать с них деньги.
В 2029 году Вася имея только один открытый ИИС (№1) решил открыть дополнительный ИИС (№4). 39-ФЗ этому никак не препятствует, ведь Вася совершенно честно подписал бумагу, что «у него количество действующих договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета не превышает двух».
Теперь Вася при закрытии ИИС №1 хочет получить льготу, однако выясняется, что в течение срока действия договора на ИИС №1 имелось более двух других договоров (№2, №3, №4), и Васе в льготе будет отказано.
Будем надеяться, что к моменту принятия закона это противоречие будет устранено.
Насколько часто средний Вася читает прямые формулировки закона и пытается осознать подводные камни лежащие там между строк? Я вот вижу по комментариям, что большинство инвесторов считают ИИС-А и ИИС-Б разными типами счетов и в целом не понимают механику, лежащую за этими терминами.
Сергей Макаров, если вам кажется, что всё так очевидно, то вот вам задачка на подумать.
Закон позволяет переводить ИИС из одного брокера к другому. Во втором открываем, в первом закрываем, активы переводим. Так же закон говорит о том, что при закрытии ИИС можно пойти получить вычет.
Внимание вопрос: Что будет, если прекратить договор ИИС с переводом всех активов на другой ИИС, и одновременно воспользоваться вычетом на этот прекращаемый договор? Можно? Нельзя? Если нельзя, то почему?
А по исходному тексту- Васе нужно закрывать ИИС, которые раньше по сроку открыты ( 1 и 2 например) и не будет на сроке действия больше двух договоров и соответственно потерей вычетов. И это специально прописано, дабы умные Васи не искали приключений себе на одно место. Зачем сделано, видно как раз из текста поправок.
То, что вы пишите, это вам лишь интуитивно кажется, что это не одно и тоже. Но в налоговой интуиция не канает. Обоснуйте вашу позицию со ссылкой на конкретные нормы закона.
Чтобы пример был более конкретным: ИИС1 — завёл 100 руб. Купил акцию за 100 руб, продал за 200 руб. На счете 200 руб, больше ничего нет.
Теперь закрываю счет с переводом 200 руб на другой ИИС. Дальше иду в налоговую, и говорю, у меня 100 руб прибыли на ИИС — заявляю вычет, отдайте мне 13 руб. Вы налоговый инспектор — заверните меня со ссылкой на закон.
Вот я вам свою позицию обосновываю
ст 219.1 п.4 пп. 1
4. Инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:
1) налоговый вычет предоставляется по окончании договора на ведение индивидуального инвестиционного счета при условии истечения не менее трех лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета;
Вот у меня справка, что договор у брокера закрыт, прошло больше 3 лет.
Ваш ход товарищ инспектор :)
Добавлю, что задачка не про ИИС-3, а про старые ИИС.
Он, договор, не закрыт, а прекращено действие в связи с переводом. И это разные понятия. И именно " в связи с переводом ", не даёт Вам право получить вычет б, если Вы об этом, так как договор продолжает действовать. И эти 13 рублей возвращать Вам никто не будет, также как и брать изначально, вообще говоря. Налоги Вам будет считать уже другой брокер, когда будете закрывать без перевода ИИС. Сами пытаетесь дословно читать текст закона в одном случае и не делаете этого в другом.
И это касается ИИС открытых и до и после 1.01.24.
И это следует из приведенной Вами же статьи ну и правил перевода ИИС другому брокеру.
А в законе написано «налоговый вычет предоставляется по окончании договора». А не «налоговый вычет предоставляется по окончании договора без перевода всех активов на другой ИИС».
Вы исходите из интуитивного понимания, как должно быть. Но как должно быть и как есть на самом деле не одно и тоже. Оттого и существуют в законодательстве всякие «лазейки».
Например когда создавали исходный ИИС, не думали, что люди будут открывать пустой ИИС, ждать 3 года, потом в последний день класть 400 000, закрывать на следующий день и сразу идти за вычетом. Интуитивно смысл ИИС в том, чтобы люди надолго инвестировали в рынок, а не стригли с государства 52 000 на халяву. Однако по факту такая возможность есть.
Дам подсказку, вы правы в том что так нельзя, но законодательно запрет устроен совсем по-другому. Т.е. ссылка на ст 219.1 п.4 пп. 1, что якобы он относится только к договорам без перевода неверна.
Когда скажете «сдаюсь», пришлю норму закона :)
Мериться органами не интересно. Я не пытаюсь учить Вас, ну и меня не нужно.
Ваше про верните 13 рублей, вообще не к месту в данном обсуждении, и если Вам это не расписали, то это потому что из другой оперы, о чем Вы сами же и пишите.
Имхо. И про 52 к — это не «стригли государство» а возможность получить вычет в рамках закона. И такую возможность гос-во на конкретном промежутке времени допускало. Ведь не было же проблемы раньше поправки в НК внести. Значит не видели необходимости.
Во-вторых вас интуиция подводит и выбор 2-х счетов из 3-х для закрытия не имеет значения, проблема будет в любом варианте.
Вот вам схема, когда 01.06.2025 я как вы предлагаете закрыл два счета из трех, открытые раньше всего.
ИИС1 — открыт 01.01.2024, закрыт 01.06.2025 (досрочно, без вычета)
ИИС2 — открыт 01.02.2024, закрыт 01.06.2025 (досрочно, без вычета)
ИИС3 — открыт 01.03.2024, закрыт 01.06.2029 (хочу вычет)
ИИС4 - открыт 01.01.2029 (на момент открытия есть лишь 1 действующий счет (ИИС3))
01.01.2030 идём получать вычет по ИИС3 — нас разворачивают потому что:
В период действия ИИС3 с 01.03.2024 по 01.06.2029:
Действовали:
ИИС1 с 01.03.2024 по 01.06.2025
ИИС2 с 01.03.2024 по 01.06.2025
ИИС4 с 01.01.2029 по 01.06.2029
Т.е. более двух счетов.
Здесь правы возможно, надо почитать внимательно, а сейчас не получается, но дьявол в деталях. Нужно вникнуть, пока не могу. Вот это не про Вашу проблему? Может это и не о том. Пока больше не буду спорить, надо тексты почитать, освежить. :)
«В случае несоблюдения указанного в абзаце первом настоящего подпункта условия о количестве договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета по причине наличия договора (договоров)
на ведение индивидуального инвестиционного счета, на котором (которых) не учитывались денежные средства и(или) иные активы, налогоплательщик имеет право на получение соответствующего налогового вычета, если на дату представления соответствующей налоговой декларации или на дату исчисления налога налоговым агентом такой договор (такие договоры) на ведение индивидуального инвестиционного счета прекращен (прекращены). „
Точнее это оговорка, что полностью нулёвые закрытые ИИС не идут в счёт. Видимо она нужна на случай, если человек случайно открыл ИИС сам того не зная. Например какие-то брокеры могут открывать вам к основному счету ещё и ИИС вдогонку, а вы этого и не поняли и не осознали, что у вас есть пустой ИИС. А потом через дцать лет вдруг выясняется, что этот пустой счет мешает получит вычет.
Я же говорю о том, что вы осознанно открыли 3 счета, зачислили деньги. Например, 1 счет дочке к 16 годам, 2 счет сыну к 16 годам, 3 счет себе на пенсию. Или например вы хотите получить в 3-х банках статус премиум. А потом вдруг что-то случилось (пожар, ДТП), резко понадобились деньги. И пришлось закрыть один (даже не обязательно два) счет без вычета. Потом вы эту ситуацию пережили, заработали денег и решили снова открыть ИИС на прежнюю цель. И брокер вас не остановил, потому что открытию ничего не мешает.
Смысл в том, что ограничение на 3 счета сформулировано в разных законах по разному и эта разница не в пользу физ лица. И самое главное, что здесь даже интуиция не помогает (лично мне). Чего именно хочет законодатель?
1 ххххх_____
2 _ххххх____
3 __ххххх___
4 _____ххххх
На данной диаграмме в любой конкретный момент нет более 3 действующих счетов (по вертикале не более трёх Х).
Однако во время действия счета 3 действуют кусочки 1, 2 и 4.
Т.е. вроде бы простое требование «не более 3 счетов». Но есть нюансы…
2) Можно в момент переезда трёх ИИС-3 иметь шесть ИИС-3, три закрывающихся и три открывающихся и в итоге законно воспользоваться вычетом на всех трёх ИИС-3?
1. Если не выдержаны минимальные сроки действия договоров, то нет. При досрочном закрытии договора, теряете возможность вычетов по ранее открытым.
Если минимальный срок выдержан, тут не уверен, нужно самому уточнить, по поводу
" не более двух договоров на сроке действия"
вызывает сомнения формулировка, может вообще о другом.
2. Можно, если не нарушите условия по переводу.
Могу ошибаться.
1) Как влияет один из трёх ИИС на другие ИИС?
Невыполнение условий получения льгот по любому открытому ИИС влияет на возможность получения вычетов на других ИИС?
Если на ИИСах не были получены вычеты и не были заявлены к получению, то эти ИИС нельзя закрывать, чтобы сохранить вычеты на ИИС на котором условия получения вычета не были нарушены?
2) Как влияет инвестиционный вычет на другие вычеты?
Потеря возможности получения инвестиционного вычета влияет на вычеты за недвижимость, за лечение и обучение и нужно вернуть все ранее полученные вычеты с соответствующими условиями возврата?
Минимальный срок- это срок действия ИИС после которого Вы не теряете возможность пользоваться вычетами при закрытии (3 или 5-10 лет которые)
1. Досрочное закрытие одного из ИИС (нарушение условия получения вычетов) также лишает Вас возможности получения вычетов по ранее открытым ИИС (при их наличии). На ИИС открытые позже не распространяется. Получение, неполучение вычетов ранее по этим ИИС не важно .
2. Это касается только вычетов по ИИС.
Это исходя из текста поправок на данный момент, учитывайте, что они ещё не приняты и наверняка будут изменения .
Могу ошибаться.
Сказанное относится только когда у вас несколько не связанных ИИС типа 3.
Если же речь идёт про цепочку из счетов ИИС (т.е. старый закрывается с переводом активов на новый), то это другая ситуация. Здесь важен срок открытия первого и закрытия последнего счета.
И вы правы, что это пока законопроект. Хочу надеяться, что в финальной версии опасения высказанные в данном посте будут учтены.
Изменения ст219 п2.2
При закрытии счета теряется возможность получить вычет за пополнение ИИС по ранее открытым договорам с года закрытия(налогового периода). И не важно досрочно или нет закрыт счет.
С этих слов и далее по тексту
2) начиная с налогового периода, в котором в установленном порядке назначены выплаты по договору долгосрочных сбережений или прекращается договор на ведение индивидуального инвестиционного счета…
Geksor, ранее я имел ввиду вычет на положительный финансовый результат (ст 219.2 п.1 пп. 4).
Но действительно, если говорить про вычет на взнос 400000 (ст 219.2 п.1 пп. 3), то получается, что как только я закрываю любой из 3-х ИИС, я теряю возможность получать этот вычет и по остальным 2-м ИИС.
Как по мне, это тоже несправедливо. И ещё одна подстава. Закрыл лишний счет на 1 рубль, а лишился вычета по другим ИИС, которые были открыты много лет.
Что любопытно, в текущей версии законопроекта не сказано, что для получения вычета на взнос 400000 нужно держать ИИС 10 лет :)
Т.е. можно вообще открыть на 1 день и закрыть (ну или возможно додержать до конца периода, т.е. открыть 31 декабря и закрыть 1 января).
При этом в конце закона, где про переходный период 5-10 лет, указано на подпункты 4 и 5 пункта 2 и подпункт 2 пункта 3 статьи 219.2.
В статье же сроки вообще упоминаются только в 2х местах: п.1 пп.2 и п.3 пп.2.
А в пп. 4 и 5 п. 2 ничего про сроки не говорится. Т.е. попали в молоко.
В пп 2 п 3 действительно говорится про 10 лет по вычету на положительный финансовый результат.
Это конечно очевидный ляп, видимо поправят в финальной версии.
Однако с точки зрения текущего законопроекта это не имеет значения. Имеет значение сколько всего было договоров, действительных в любой момент с даты начала до даты окончания закрываемого вами ИИС по которому вы хотите вычет.
Ещё раз даю выдержку нормы:
"налоговый вычет ..., предоставляется ... при условии, что в течение срока действия договора на ведение ИИС налогоплательщик не имел более двух других договоров на ведение ИИС".
Ничего про их сроки, порядок открытия, закрытия не говорится. Ничего не говорится о том, воспользовались ли вы на тех счетах вычетом или нет. Достаточное условие — они хотя бы 1 день были действительны в период действия вашего договора.
2) Да — можно. Обратите внимание на конец ст. 219.2:
«..., за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на ИИС, на другой ИИС, вновь открытый тому же физическому лицу в целях такого перевода активов.»