Блог им. Marek
November 30, 2023
Китай хотел бы больше российского газа. Но он не нуждается в этом срочно, и заставит Москву заплатить за эту привилегию.
Страна, которая является одним из крупнейших потребительских рынков природного газа в мире, естественно, будет смотреть в сторону соседней страны, обладающей самыми большими запасами газа для поставок. И это то, что сделал Китай. В 2019 году Китай начал получать газ с месторождений Восточной Сибири по трубопроводу «Сила Сибири». В прошлом году поставки достигли 15,5 млрд кубометров, а к середине десятилетия должны выйти на полную мощность в 38 млрд кубометров в год.
Затем, в феврале прошлого года, Пекин и Москва заключили вторую сделку на дополнительные 10 миллиардов кубометров газа в год для поставок в Китай с месторождений у побережья российского острова Сахалин через Дальний Восток.
Через несколько недель Москва вторглась в Украину. До войны Пекин имел преимущество во всех переговорах с Москвой по поставкам газа. После начала войны ее переговорная сила только возросла.
В настоящее время Россия потеряла подавляющую часть своей доли на европейском рынке. В 2021 году на континент было отправлено 155 млрд куб. м, а в этом году поставки сократятся до 25 млрд кубометров. Колоссальная попытка причинить себе вред, которая, как надеялся Кремль, подтолкнет Запад к ослаблению поддержки Украины в разгар холодной зимы. Но зима не была холодной, она была необычайно теплой, и Европа пережила холодный сезон без потери отопления и веерных отключений, которых опасались некоторые эксперты и, возможно, надеялись некоторые российские чиновники.
Отключив газ, Москва, вероятно, ожидала, что, как только дела на Украине будут быстро урегулированы, Россия сможет вернуть себе свою прежнюю долю рынка, и все вернется к статус-кво. Но боевые действия продолжается, а тем временем Европа с головокружительной скоростью наращивает свои мощности по регазификации СПГ. Были подписаны новые контракты на поставку СПГ и, в значительно меньшей степени, санкционированы инвестиции в новые месторождения в Северном море.
Пути назад нет. Россия вполне может снова стать относительно важным поставщиком на европейский рынок. Но ее позиции в качестве поставщика трети энергоносителей в Европу вряд ли будут восстановлены.
Поэтому теперь внимание Москвы обращено на восток, к Китаю, в надежде, что однажды она сможет восполнить потерю Европы. Россия в отчаянии, и Китай это знает.
Что касается Китая, то ему потребуется гораздо больше газа для реализации своих амбиций «голубого неба», чтобы расширить роль газа в ближайшие десятилетия. Но у него есть много вариантов. Внутреннее производство растет, импорт СПГ был принят. За прошлый год Китай подписал больше контрактов на импорт СПГ, чем любая другая страна. У нее также есть газ из Туркменистана, если она решит согласиться на их расширение.
Сила Сибири-2
В течение многих лет Россия настаивала на строительстве второго трубопровода в Китай — «Сила Сибири-2». Первоначально трубопровод должен был пройти из Алтайского региона на юге России прямо в Китай. Но затем план был пересмотрен, чтобы построить трубопровод через Монголию. Этот трубопровод будет больше, чем «Сила Сибири-1», с пропускной способностью 50 млрд кубометров в год, доставляя газ от арктических месторождений, которые когда-то обслуживали Европу, до ключевых центров спроса Китая.
Теперь Москва стремится заключить сделку как можно быстрее. И других вариантов у России немного. Она прокачивает больше газа в Центральную Азию и Азербайджан, а также надеется отправить больше газа в Турцию, часть которого может в конечном итоге тайно попасть на европейские рынки. Прежде всего, у нее есть свои амбиции в области СПГ, но неясно, как быстро они материализуются. Российская программа производства СПГ до сих пор в значительной степени зависела от западных технологий и оборудования, которые в настоящее время больше недоступны. Первая из трех ниток проекта «Арктик СПГ-2» вполне может быть введена в эксплуатацию в конце этого года, несмотря на недавно введенные новые санкции США. А как же второй и третий?
Россия уже давно сосредоточена на локализации производства тех вещей, на которые она раньше полагалась на Запад. Но если эта программа, которая началась в 2014 году, до сих пор не дала результатов, то почему мы должны ожидать, что она даст очень быстрые результаты, которые сейчас нужны правительству? В настоящее время эта потребность гораздо более актуальна, а необходимость очень ценна для прогресса, но возможности для достижения этой цели значительно уменьшились, учитывая последствия санкций и более широкую международную изоляцию.
Так что теперь есть Китай, который ждет газа от страны со значительными запасами, не имея достаточного рынка для них. Пекин введет жесткую цену на этот газ и, скорее всего, заставит Москву полностью заплатить за строительство трубопровода для доставки этого газа. Ценовые условия контракта на поставку «Силы Сибири» никогда публично не разглашались, но в сентябре агентство Bloomberg сообщило со ссылкой на документы правительства России, что в следующем году газ с «Силы Сибири» будет стоить 271,6 доллара за тысячу кубометров против 481,7 доллара для Турции и Европы.
Россия надеялась получить китайское финансирование для первой «Силы Сибири». Но этого не произошло. Переговорная сила Москвы была намного сильнее тогда, когда ее отношения с Западом были относительно теплыми, даже после аннексии Крыма. Но она все равно должна была финансировать строительство трубопровода. Не следует ожидать, что на этот раз Китай сделает что-то по-другому, несмотря на партнерство Путина и Си Цзиньпина «без ограничений».
И ясно, кто в этих отношениях более слабый партнер.
www.intellinews.com/comment-china-will-drive-a-hard-bargain-for-russian-gas-303538/?source=russia
www.youtube.com/watch?v=6EXB2Of1zLY