Автор: Роберт Пректер
Опыт 2008 года, когда ФРС не смогла предотвратить захватывающий обвал кредитования и самую глубокую рецессию за 75 лет, не удержал доверие профессионалов к власти ФРС. Это доверие почти так же старо, как и сама ФРС. 19 октября 1929 года, когда на фондовом рынке США началась самая известная катастрофа на сегодняшний день, Гарвардское экономическое сообщество, состоящее из самых умных экономистов в стране, опубликовало это уверенное заявление: «Если рецессия будет угрожать серьёзными последствиями для бизнеса (чего нет в настоящее время) нет никаких сомнений в том, что Резервная система предпримет шаги для облегчения денежного рынка». (Фредерик Льюис Аллен, «Only Yesterday», 1931). Всё просто, не так ли? Да, и упрощено. Наивная вера в «рычаги политики» ФРС, ещё больше распространённая сегодня, основана на ложной парадигме социальной механики, которая, в свою очередь, обусловлена не надёжным доказательством, а бессознательным дефолтом в человеческом разуме, как объяснялось в «Социономической теории экономики» (2016). Главная проблема заключается в том, что современные монетарные теоретики не учитывают активную (в отличие от реактивной) психологию человека. Тем не менее, это тот самый фактор, который разрушает их механические модели. Когда люди внезапно сердятся, боятся и защищаются, ситуация меняется; аккуратная лаборатория становится цирком. Только социономисты понимают первичность социального настроя по отношению к экономике. Мы говорим, что волны социальных настроений вызывают волны социальных изменений. Рассмотрим примеры того, как внезапно всё может измениться:
В 1929 году вечеринка была в разгаре, и мало кто предвидел разворот. Всего три года спустя банки по всей стране рухнули, а безработица на уровне 25% привела к самой глубокой депрессии с конца 1700-х годов.
В 1937 году люди праздновали восстановление экономики и танцевали под Бенни Гудмана. Никто понятия не имел, что мир скоро изменится. В течение трёх лет гитлеровские танки заполонили Европу, людей сгоняли для отправки в концентрационные лагеря, Япония присоединилась к «оси» — бушевала Вторая мировая война.
В 1942 году рынок упал до самого низкого соотношения цена/прибыль (P/E), Япония уничтожила американские военно-морские корабли в Перл-Харборе, а Германия выигрывала войну в Европе. Именно тогда Р.Н. Эллиотт опубликовал график, предсказывающий 70-летний рост цен на акции. Он оказался прав, и вскоре последовали мир и процветание.
Сегодня рынок находится на другой точке экстремума. Психология изменится, и за этим последуют социальные события, что бы ни делали ФРС и правительство, пытаясь остановить их. По иронии судьбы, глубоко укоренившаяся вера во власть ФРС и правительственных программ является одним из менталитетов, который приведёт бесчисленных экономистов и их последователей к краху в следующем кризисе.
Источник