Благосостояние народов напрямую зависит от их участия в международном обмене, соответственно, санкции как ограничитель обмена, делают их беднее. Но этот ущерб неравно распределится внутри стран, а кто-то, в конечном счете, и выиграет.
Это следует из современной теории международной торговли, олицетворением которой является Марк Мелиц. Его модель строится на простом допущении, что для любой фирмы экспорт сопряжен с дополнительными издержками. Отсюда следует, что в среднем экспортеры – это более производительные и конкурентоспособные фирмы.
Каков тогда ожидаемый эффект введения санкций? Издержки экспорта возрастают, и иностранная конкуренция на внутренних рынках становится слабее. От этого выигрывают, в первую очередь, отечественные производители, которым до этого не хватало пороху конкурировать с иностранцами. Т.о., отечественный бизнес, ориентированный на работу на внутреннем рынке, в результате наложения санкций будет чувствовать себя более вольготно. С отечественными экспортерами все наоборот – их бизнес ужмется.
Итак, внутренние издержки и выгоды санкций можно суммировать следующим образом:
1. Выигрывает отечественный бизнес от ослабления конкуренции с импортом;
2. Проигрывают отечественные экспортеры из-за сокращения экспорта;
3. Проигрывают потребители из-за того, что доступная на рынке продукция становится хуже по соотношению цена-качества.
Дополнительным преимуществом для общества в целом будет снижение неравенства. Ведь самые большие доходы получают экспортеры – теперь у них убыло, а у тех, кто с ними раньше был не в состоянии конкурировать у себя дома, прибыло.
Таковы предсказания теории Мелица. И они, без сомнения, сработают и у нас, но с некоторой нашей спецификой. Наш экспорт за границу обязан своим существованием не столько высокой производительности, сколько относительному богатству нашей ресурсной базы. Если в обрабатывающей промышленности ограничение экспорта будет вести к перераспределению рынка в пользу отечественных производителей, в сырьевых отраслях, где некому заменить экспортера, будет рост цен. Это, по крайней мере в краткосрочной перспективе, может сгладить негативные последствия санкций для экспортеров и бюджета.
Что же касается остальных отраслей, уход иностранных бизнесов привет к освобождению огромного количества ниш, которые кто-то должен будет заполнить. Это относится как к рынкам конечной продукции, так и к рынку труда, особенно высококвалифицированного. Наступает время вынужденных изменений, которое улыбается тем, кто сам готов меняться.
Мой Телеграм-канал
Возможность задрать цены, не повышая качества)
Санкции это прежде всего возможность для сврьевых компаний, увеличить в разы долю продукции с высокой долей добавочный стоимости, в том числе и для экспорта, помните что нлмк производил и холодильники? Пока гкбительная политика путинский команды считай убило собственное производство для производства западных компаний.
Нефтянка? Развитие собственного моторного и транммиссионного масла не хуже импортного и не только Лукойл а ещё три четыре фирмы, а моторное масло это развитие присадок, ну или чего там, основа масла я думаю нам не проблема.
А всё это должно дать для развития в виде налогообложения от государства, а чтобы эти деньги были надо сократить половина чинуш, функционеров и всякой шушерв в гос.думе в виде отбиьых боксёров и певичек, сократить органы и сократить им преференции...
А этого как вы понимаете они не допустят, это делается только с помощью…
мои зарплаты всё время стремились к штуке баксов, но так и не приблизились к ней. и шансов достичь уже нет. и где-то за горизонтом виднеется пенсия…