24 февраля произошли кардинальные экономические изменения – российские инвесторы проснулись в «новой реальности». Девальвация, санкции, SDN – такого удара наша страна еще не переживала, но переживали другие страны в мире.
Посмотрим, как мощные санкционные удары воздействовали на экономику и фондовый рынок Ирана: что-то похожее можно будет ожидать и у нас. Но есть много особенностей, которые скорее всего сделают ситуацию не такой плачевной, как у Ирана после 2012 года.
Постараемся ответить на самый главный вопрос — попадет ли Россия в инфляционную спираль и насколько ужмется ее экономика в текущей ситуации.
График индекса Иранского фондового рынка TEDPIX (аналог Мосбиржи) в местной валюте
Рисунок — График коэффициента P/E (цена/прибыль) иранского рынка
👉 Иранский индекс даже в момент полной беды и уполовинивания добычи нефти в 2 раза не стоил дешевле 4,5 прибылей.
👉 Россия стоит сейчас примерно так же (по закрытию 24 февраля, речь про индекс MSCI Russia).
Рисунок — График коэффициента P/E (цена/прибыль) российского рынка
В чем существенная разница между экономикой России и Ирана?
Начнем с бюджета Ирана и России. Иран исторически работал с дефицитным бюджетом (до санкций и после), причем его постоянно наращивая:
Россия исторически действует иначе — бюджет становится дефицитным только в кризисные ситуации, когда еще и резко падает цена на сырье (2008, 2014-2016, 2020)
Если говорить про инфляцию: то даже в кризисные годы (девальвация х2 во время Крымских событий, дефолт 1998 в расчет не берем в текущей ситуации) в России инфляция не превышала 20%, в отличие от Ирана
Причина высокой инфляции Ирана не только в дефиците бюджета, падении производства нефти и цен на нее в 2014 году (это кстати тоже было очень важно для Ирана т.к. иностранные долги были), но и весьма странная ДКП, при которой реальные отрицательные ставки доходили до 20% (инфляция 40, ставка ЦБ 18)
Отечественный ЦБ действует более жестко, зажимая денежную массу и ограничивая потребление (в первую очередь импорта) — сбивая спрос и инфляцию путем положительной реальной ставки. Что и происходит в 2022 году после проведения спецоперации.
Рисунок — прогноз по добыче нефти в России до 2035 года
ВЫВОДЫ:
👉 Текущая ситуация в Российской экономике и нефтегазе не выглядит катастрофической — краткосрочно и среднесрочно, когда уляжется пыль от спецоперации, экономика пусть и потеряет в ВВП и объеме экспорта, тем не менее будет чувствовать себя нормально. Этому способствует отсутствие полного бана со стороны совбеза ООН (нереальный шаг, т.к. Россия член Совбеза и может на любое решение наложить ВЕТО) — соответственно даже если часть экспорта и уйдет, ничего страшного не случится.
👉 В долгосрочном периоде возможны проблемы с учетом снижения объемов добычи на текущих провинциях в Западной Сибири и отсутствии технологий на новых месторождениях — но опять же вопрос цены за баррель. Китайцы так же умеют бурить на шельфе, CNOOC активно бурит в Китайском море (за что американцы его санкционируют кстати).
👉 Повторения ситуации с 30-40% инфляцией, как в Иране в текущем формате ждать не приходится — ЦБ быстро поднял ставку, экономика России обладает гораздо большей диверсификации и самообеспеченностью, чем Иран. Кроме того, есть ЗВР (кубышка), половину которой недружественные страны заблокировать не смогли (у Ирана такой кубышки не было).
👉 Если говорить про ВВП, то в худшем случае есть риск вернутся в 2014 год (в долларах), упав на 10-15%. Хотя высокие цены на сырье могут даже и не дать это сделать — кроме того ослабленный курс рубля делает наших экспортеров выгодоприобретателями на мировом рынке, себестоимость добычи нефти наверняка сравняется с Ближним Востоком, если доллар будет по 100-120.
Рисунок — Импорт в Иран 2010 год
Если сравнить с 2010 годом — перестали покупать автомобили (пересели на отечественные), сталь. В полтора раза усохла доля промышленного импорта (компьютеры, самолеты, турбины, оборудование для нефтедобычи).
Долю европейцев занял Китай, Индия и Турция (видимо у нас будет так же)
Рисунок — Импорт в Иран 2019 год
Поэкспериментируем с Россией
35% экспорта идет в страны, которые объявили серьезные санкции. Быстро перераспределить объемы товаров на аналогичные не удастся, но если объемы немного подсохнут (даже с учетом роста цен на энергоносители) — процентов на 10-15 экспорт усохнет.
По аналогии с Ираном напрашивается увеличение доли нефтехимии (СИБУР, НКНХ?), чтобы было проще продавать сырье.
С импортом ситуация печальнее — больше 50% приходится на Европу, которая замораживает поставки (авто, компьютеры, одежда). Придется воспрянуть автовазу, КАМАЗу и Соллерсу. Основная проблема — снижение импорта высокотехнологичной продукции, из-за которой в том числе упадет добыча сырья (не только нефти) через пару лет.
По поводу шансов развернуть санкции — это маловероятно, скорее всего нас ждет «Новая реальность», сближение с Китаем, Индией, Турцией и аналогичными странами. Некоторые связи, типа трубопровода «Дружба» разорвать не получится у Европы, но полноценное сотрудничество, которое было до 2022 года скорее всего утеряно на ближайшие пару лет, а возможно и навсегда.
мы-то что с вами можем поделать?
з.ы. Что бы были такая конституция и законы которые нельзя переписать за один день по щелчку пальцев.
Если не поддаваться панике и отсутствию Адидаса с Картье в российских ТЦ — разве не это ли шанс для российской экономики стать более самостоятельной, открытой и справедливой?
+++
Открытой — нет. Увы, не получится. Надо отдавать себе отчет, что пробиться на мировой рынок мы не сможем. Не смогли за 30 лет, не сможем и теперь. Вывод продукта на мировой рынок, особенно если там не просто не ждут, но и готовы противодействовать — это сейчас сверхзадача. Даже Китай может себе (и ему могут) позволить далеко не все. Гражданские самолеты, например, не может. Хотя, запускает космические корабли, так что в техническом потенциале сомневаться не приходится.
Импортозамещение хорошо только тогда, тогда ты можешь выдавить чей-то продукт с чужого рынка. Импортозамещение только ради импортозамещения — путь в никуда. Вот есть в Иране собственные интернет сервисы. Наверное, миллион человек трудится на них. А теперь представьте, что приоткрылся железный занавес. Как только на местный рынок заползут все эти вражеские соцсети, микрософты и прочие продукты, что произойдет, хорошо представляете? Через полгода все разработчики, а также за компанию с ними огромная армия обслуживающего персонала (бухгалтера, HRы и прочие) пойдут на базар фруктами торговать. По мере подъема занавеса все неконкурентные на международном рынке локальные продукты быстро станут невостребованными и на местом рынке, что приведет к кризису производства, краху национальной экономики. Со всеми вытекающими проблемами — социальными, гуманитарными и проч. Нефтяная промышленность тоже рухнет и быстро будет приватизирована за три евро новыми иностранными друзьями.
Горожан погнали в деревни — заниматься сельским хозяйством.
Раздали мотыги и...
Товарищ Пол Пот не даст соврать.
Поэтому ждать такого же роста не приходится, даже в обесценивающихся рублях.