Блог им. vds1234

🦄 Яндекс-доставка: троянский конь в стане розницы



Добрый день, друзья! 


Совсем недавно я обращался к Смарт-Лабовцам за помощью в толковании любопытного феномена, который нам демонстрирует Яндекс (Яндекс-доставка: экономическая загадка).

Напомню, что суть вопроса состояла в том, кто и с какой целью финансирует доставку продуктов из розницы?

Забегая вперёд, подчеркну, что мой интерес к этому вопросу носит не умозрительный, а вполне прикладной характер. Я пытаюсь понять, сохраняет ли Яндекс потенциал дальнейшего роста, либо пора фиксировать прибыль по его акциям, которые находятся в российской части моего инвестиционного портфеля.

Дело в том, что по моим индикаторам во II полугодии прошлого (2020) года наметился тренд на повышение конкурентного потенциала Яндекса (см. график), благодаря чему котировки акций компании показали неплохой рост.  

🦄 Яндекс-доставка: троянский конь в стане розницы  

Однако, финансовая отчетность Яндекса за I полугодие 2021 г. неприятно удивила инвесторов значительным снижением операционной эффективности (на графике – KR): компания по МСФО получила убыток в 7 884 млн. руб. (за I полугодие прошлого года была получена прибыль в сумме 1 684 млн. руб.).

При этом из отчётности эмитента (https://yandex.ru/company/press_releases/2021/2021-07-28) следует, что одной из причин отрицательного финансового результата Яндекса является убыточность Яндекс-Доставки и Фудтеха, (который включает сервис доставки продуктов из магазинов). Примечательно, что эти направления демонстрируют потрясающую динамику выручки и столь же потрясающую убыточность (см. таблицу ниже).

🦄 Яндекс-доставка: троянский конь в стане розницы 

Именно поэтому моё внимание привлёк тот факт, что заказ моей супруги, который она сделала в приложении торговой сети, привёз курьер Яндекс-Доставки. Именно поэтому я внимательно сравнил цены в чеке и обнаружил, что они копейка в копейку совпадают с теми, что выставлены в магазине (включая скидки и акционные товары). Именно поэтому я обратился к Смарт-Лабовцам за помощью в разгадке этой головоломки.

Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении! Благодаря Вашим комментариям я получил множество интересных идей и сегодня хотел бы подвести итог обсуждению.

👉🏻 Большинство Смарт-Лабовцев сошлось во мнении, что мы имеем дело с агрессивным маркетингом со стороны Яндекса, благодаря которому он завоёвывает долю рынка в рознице.

При доставке продуктов торговая сеть не получает никакой выгоды от такой продажи: роста выручки нет (мы и ранее покупали продукты в этом магазине) и логистической экономии также нет (курьеры Яндекса набирают заказ с прилавков магазина). Следовательно сумма, которую торговая сеть может заплатить Яндексу за доставку – минимальна.

Поэтому сейчас Яндекс вынужден брать львиную долю затрат по доставке на себя. Теперь становится понятно, почему Яндекс получает огромные убытки по этому направлению.

Тогда возникает вопрос: зачем это надо Яндексу?

Очевидно, что схема доставки продуктов через розничный магазин при фиксированных ценах – убыточна по определению. Для того, чтобы сделать её прибыльной необходимо исключить из логистической схемы розничную торговую точку с её издержками, чтобы товар потребителю доставлялся напрямую с оптового склада (именно этим занимается Яндекс-Лавка).

А теперь давайте представим, что в один прекрасный момент (когда доля населения, «подсевшего» на бесплатную доставку продуктов, будет достаточно велика) Яндексу надоест заниматься альтруизмом, за свой счёт доставляя россиянам продукты.

В этом случае Яндекс станет выставлять торговым сетям счета за доставку в полном объёме. Очевидно, что принять на себя столь значительные дополнительные издержки торговые сети не смогут, в силу чего будут вынуждены отказаться от услуг по доставке.

И здесь на авансцене появится Яндекс-Лавка, которая будет готова по тем же ценам осуществлять доставку продуктов на дом (за счёт более короткой логистической цепочки). Занавес.  


___________

Вместо эпилога

Некоторое время назад мне довелось поразмышлять на тему возможной конкуренции между Яндексом и Газпромом (https://smart-lab.ru/blog/707781.php).

В условиях глобализации в экономическое соперничество за лучшие кадры, за государственную поддержку, а также капиталы инвесторов вступают даже те компании, которые относятся к различным отраслям.

Сегодня становится очевидно, что цифровые компании (такие как Яндекс) вступают в конкуренцию со многими традиционными отраслями экономики. Поэтому можно утверждать, что Яндекс скоро вступит в прямую конкуренцию с Магнитом.

Поэтому продолжаю удерживать в российской части своего инвестиционного портфеля Яндекс (грех не держать в портфеле компанию, которая пытается объединить в себе преимущества Google и Amazon). По той же причине в моём портфеле нет ни Магнита, ни X5 Retail Group.

Друзья, а как думаете Вы?

★10
141 комментарий
Друзья, прошу Вас высказывать свою точку зрения в комментариях 
Воронов Дмитрий, Yandex помимо прочего влезает и в другие сферы. Например, с тайваньской Gigabyte организует полноценное производство серверов, СХД и др. на территории России. Сбыт в первую очередь гарантирован собственными потребностями. Запуск производства в 2022 году вроде как.
avatar
Anest, согласен. Яндекс активен во всех сферах (и беспилотные авто тестирует, и свои умные колонки продвигает, и др.). 
Воронов Дмитрий, люди тащатся в магазин, потому что в еде нет стандартизации уровня бигмак или айфон. чел смотрит — а, картошка хорошая надо взять, и ВЫБИРАЕТ себе 2 кг. Горбуша хуевая желтая по сроку старая, а скумбрия симпатичная свежий завоз и глазурь не обтрухалась. Булки пекут щас — и чел покупает глазами. Молодежь пошла в пятеру кофе с булками беру. Торговля дело хитрое, Яндекс обделается со своими рюкзаками
avatar
Vikt, другое дело когда вместо шныря с рюкзаком будет дрон. а в домах постаматы как почтовые ящики. вот это будущее и высокие технологии
avatar
Vikt, можно без дрона. шнырь с рюкзаком и постамат. но это и есть яндекс лавка.
avatar
Vikt, 
Это решаемо. За продуктами которые надо выбирать будем в VR-очках «ходить» по складу яндекса и пальцем показывать что упаковать из картофана и скумбрии. Понимаю что звучит дофига футуристично, но технологически реализуемо буквально камерой и софтом. Главное чтобы VR-очки завелись в каждом доме, а они как раз показывают взрывной рост популярности.
avatar
anonimuz, точно!
бум 3д фильмов был в 2009 году и кончился
зато сейчас VR фильмы есть на ютюбе малые ни о чём

игры VR массово требуют гироскоп

поэтому нормальные VR игры без гироскопа найденные:
около 5 VR игр достаточно и то не удивляют
Логарифм Интегралыч, 
Так было раньше. Но инженерная мысль пошла другим путём. Современные шлемы отлично отслеживают положение и самого шлема, и рук пользователя без гироскопа и базовых станций. Отслеживается всё по камерам, встроенным в сам шлем. У Oculus Quest 2 таких камер 6. Китайскому Qiyu 3 вроде хватило всего 4 камеры.
При этом современные потребительские VR-шлемы самодостаточные устройства. Не нужно проводов, зарядил и играй. Без компа я на Quest 2 играю в попсовые игры, можно браузить интернет (есть гугл хром), можно смотреть ютуб или кино с локальной сети. А если хочется совсем топовые игры с реалистичной графикой, которые шлем просто не потянет — по Wi-Fi он подключается к компу и показывает игру с компа.
avatar
У Магнита и Пятерочки уже есть своя доставка, что говорит о том, что их менеджеры понимают к чему приведут такие действия Яндекса. Так что думаю план Яндекса по захвату доли этого рынка провалится.
Феликс Осколков, дело в том, что мы как раз в Магните и заказываем доставку и каждый раз заказ привозит курьер Яндекса. 

Полагаю, что у Магнита нет шансов самостоятельно организовать эффективную диспетчеризацию. Для этого нужна геолокация, которой у них нет. 
Воронов Дмитрий, вот поэтому и Магнит не конкурент X5
avatar
Воронов Дмитрий, а что если Магнит понимает, что сейчас ему выгоднее, когда доставку оплачивает Яндекс, но имеет свой конкретный план на случай, если придётся организовывать её своими силами? И хитрый план Яндекса, который построен на том, что магазины не смогут быстро «переобуться», пойдёт прахом именно потому, что магазины уже сейчас продумывают, как им переобуваться. Наблюдают за тем, как удобнее покупателям, как вообще происходит этот процесс, но не платят за это ни копейки.
avatar
Воронов Дмитрий, Себестоимость и логистика доставки тоже имеют значение. У нас до Магнита примерно 300 метров, товар туда завозят огромными фурами. Могу сходить, а могу заказать доставку. Оптовый склад в каждом микрорайоне поставить проблемно, а везти товар на 500 руб даром из оптового склада за городом дороговато. Не факт что амбиции реализуются, а будущий успех уже в текущей цене. Яндекс торгуется очень дорого, пока продаётся мечта и есть байбеки, причём при выкупе акций они не гасились. Сейчас сформировал позицию в Киви где текущее PE 3,9 и есть хорошие дивиденды. Там была похожая история, компания продавала мечту по 56$ за акцию, но что то пошло не так и имеем 9,30 за акцию. При любом негативе и Яндекс запросто смогут укатать на порядок, вот тогда можно будет подумать.
avatar
Alchemist01, тем более, что часть магазина у дома будет окупаться покупателями предпочитающими затариваться в нем. Все это хорошо, когда много дармовых инвесторских денег, своими деньгами я думаю они бы так не сорили, я так точно нет.
Alchemist01, могут. Рынки всё могут 
Воронов Дмитрий, геолокацию можно взять сторонних разработчиков, например гугл карты. Ситимобил так делает.
avatar
-=КОТ=-, согласен. Тогда может быть и потянут. 
интересными мыслями дЕлитесь 
avatar
Виктор Петров, с хорошими людьми грех не поделиться 
Все это хорошо, но есть одно «но» конкуренция. Взять тот же Яндекс такси, кто нибудь скажет сколько яндексу по деньгам обошлась программа такси, а сколько программа для того же «максим». Приложения практически одинаковые, даже максим я нахожу немного лучше. То на что тратит Яндекс миллиарды, аналогичный продукт потом обходится за копейки. Так же будет и с Лавкой и другой лабудой. Всегда покупка еды на центральном складе города самая дешевая, еда в магазине у дома дороже, доставленная в квартиру еще дороже. Аналог той же пиццы, хочешь чтобы тебе ее принесли домой одна цена, сам заберешь другая, поешь в ресторане третья. Хотя пиццерия производитель пиццы и по максимуму заинтересована в макс. производстве и сбыте своей продукции. А Яндекс только посредник, и по мне это вообще хрень, когда он своими деньгами оплачивает доставку, занимаясь альтруизмом. Когда он решит что завоевал рынок его субсидированием, то резко в каждом магазине появятся аналогичные приложения по типу такси максим с ценами ниже чем у Яндекса, но выше чем в магазине. Я воду раньше покупал, лень было самому носить, но уже давно не покупаю чисто из того, что надоело ждать и подстраивать свои планы под доставщика воды. По этой причине люди как ходили в магазины у дома, так и будут ходить, им так гораздо проще и быстрей все сделать и все вопросы с качеством еды решить своими глазами в живую.
Роджер (веселый)., теперь представьте, что 30% покупателей, делающих 50% оборота ушло из магазинов у дома.
цены вырастут, ассортимент станет хуже, магазинов меньше.
с непродовольственными прокатило.

avatar
Роджер (веселый)., спасибо за развернутый комментарий. Вы знаете, очень хорошо, что Вы привели в пример Яндекс-Такси. Сейчас это направление генерирует Яндексу миллиарды прибыли (за счёт которой Яндекс датирует бесплатную доставку). В будущем такая судьба уготована и Яндекс-Лавке (Доставке).
Воронов Дмитрий, самое смешное то, что когда едешь в такси видишь у водителя два телефона, на одном программа яндекса, на другом такси максим. И он берет тот заказ, который ему больше интересен. Я езжу на такси редко, у меня свой автомобиль, но признаюсь, что когда еду в баню, прошу жену вызвать такси и она вызывает яндекс, цена поездки не большая разница, но когда еду в аэропорт, то она вызывает максим, а приезжает машина обклеенная рекламой Яндекса. Но в такси у Яндекса нет издержек, все затраты и издержки на водителях. Те кто пользуются редко такси из моих знакомых в том числе и я, те ездят примерно одинаково, как на яндексе так и на максиме, так переплата считается незначительной издержкой, так как случай единичный. А те кто передвигаются только на такси и часто, у них небольшая переплата за один раз выливается в большие издержки за месяц, поэтому они пользуются только максим. Ну на сколько я помню яндекс тоже понес убытки одно время на такси и суммарный результат за все время включая разработку очень спорный. А проект максим никогда не работал в минус, если выбирать бизнес по эффективности, то максим поинтересней будет!))) 
Роджер (веселый)., жаль, что акции Максима не торгуются на бирже. 
Воронов Дмитрий, да, если бы они торговались, и владельцы лояльно и по честному относились к закону и миноритариям, то выплатили бы дивидендами крупную сумму, а самое главное, что из анализа рынка можно было прогнозировать прибыли в будущих периодах и по прогнозным дивидендам рассчитывать цену по которой тебе интересно их покупать. В случае с Яндексом, приобретение акций становится равнозначной держанию биткойна.  На чем то заработаем, на что то потратим, а акционерам шиш. Одна надежда на другого инвестора, который согласится купить дороже исходя из каких то своих внутренних убеждений.
В случае с Яндексом, приобретение акций становится равнозначной держанию биткойна

Роджер (веселый)., это почему?
Воронов Дмитрий, да я так считаю относительно всех акций без четкой дивидендной политики и динамично растущих прибылей. Эффективный бизнес рождается из гаража и превращается в транснациональную компанию. А не развод и финансовую пирамиду под красивой вывеской. Сужу чисто из истории дивидендных выплат. Когда яндекс начнет платить дивиденды, озвучив четко политику их начисления, и выплатит минимум три года четко следуя ей, то тогда я присмотрюсь к этим акциям, а пока это лотерея, в которую я не любитель играть. Лучше уж какой нибудь куйбышев азот или фосагро.))))
Роджер (веселый)., если принимать во внимание критерий дивидендов, то Google и Facebook тоже лотерея?
Воронов Дмитрий, С моей точки зрения да, предсказать упадок их или взлет в будущем невозможно, так же как нельзя это было сделать и двадцать лет назад. По книжке Грема это авантюра, я хоть и спекулянт но спекулирую тем, с чем готов и долго посидеть, так я должен понимать в цифрах сколько стоит время сидения в этих акциях. 
Роджер (веселый)., Вашу позицию понял. Спасибо!  
Роджер (веселый)., Я посмотрю на Яндекс и Максим, когда водил прижмут с доками(лицензия, налоги и т.д.).Процентов 80 в регионах не имеют(кроме прав) ничего и колымят в «свободное» от основной работы время.
avatar
ахаха. нет

Очевидно, что принять на себя столь значительные дополнительные издержки торговые сети не смогут, в силу чего будут вынуждены отказаться от услуг по доставке.

или сети сами за свой счет создают дарксторы, удобные яндексу, или уходят с рынка.
озоны-вайлберриз так мощно выбивают бытовую химию  ашане, что я даже наблюдаю уменьшение ассортимента.
у х5 есть, у магнита нет. просто однажды тогда магнит пропадет из доставки яндекса, сбера. и все — тушите свет — торгуйте для бедных пенсов и алкашей.
avatar
Ulf R., согласен с Вами. 
При доставке продуктов торговая сеть не получает никакой выгоды от такой продажи: роста выручки нет, а как же сохранить клиентов, ведь если пятерочка не будет доставлять продукты то люди которые привыкли заказывать доставку на дом перейдут на магнит и ему подобных которые доставляют, тут уже дело в удержании клиентов.
avatar
SacredRelic, Вы правы, розничные сети вынуждены идти на доставку ради сохранения покупателей. 
Воронов Дмитрий, любой бизнес хочет сократить издержки и магниты с пятерками не исключение. Как вариант, через некоторое время владельцам вышеуказанных предприятий намекнут с лубянки что было бы неплохо продать свои детища нужным людям и опа, и у яндекса есть свой склад в каждом закоулке города.
Не вижу уменьшения очередей в пятерочке рядом с домом. Доставка это хорошо, но она ведь не пара лет как появилась. Вы хотите жить в будущем, где человеку даже в магазин сходить будет лень? Я не очень, если честно
avatar
Макс Обухов, я уже живу в этом будущем. Зачем тратить время на поездку в магазин, если его можно посвятить прогулке с детьми?
Воронов Дмитрий, Вспоминается мультик: «А может вы ещё за меня и есть будете?» -Ага! )

Где-то должна быть граница. Несколько раз хотел заказать доставку, но пока рука не поднимается. Выбор продуктов дело слишком интимное чтобы доверить его кому-то.  Опять же идёшь с детьми на прогулку и заходишь на обратном пути в магазин. Дети там учатся как «охотиться» на продукты, вкусняшки себе выбирают.  Радости то сколько.
avatar
Мне кажется, что менеджмент Яндекс живет по принципу-главное бюджет освоить и видимость радужных перспектив создать, а на корпоративный результат (финансовый) всем плевать-главное чтоб акции росли и на них можно было нажиться.
Быть «растущей компанией» можшо бесконечно долго если поддерживать в инвесторах веру что вот еще немного и мы тут тааак бабла поднимем выпихнув всех с рынка, что вы сразу на золотые унитазы пересядете как отдельные губернаторы и полковники полиции..
И инвесторы верят и исправно несут бабло.
avatar
Сергей Нагель, в чём-то Вы правы.
Сергей Нагель, антимонопольный закон разрешает каждой компании освоить не более 25% рынка. Об этом говорит Назар в одном из последних своих разборов Х5 на Ютубе. В данный момент, Магнит и Х5 освоили примерно по 11 — 13% рынка.
avatar
Артур, если вы посмотрите на рынок корма для животных то с удивленнием обнаружите, что при всем разнообразии торговых марок их бенефициар одна компания. Концерн Purina-дочка Nestle
avatar
Сергей Нагель, странный пример. Здесь обсуждался РОССИЙСКИЙ ритейл, а не ЗАГРАНИЧНЫЕ производители кормов для домашних животных.
avatar
Артур, антимонопольный закон распространяется не толькотна ритейл, это к вопросу о том что якобы что то кого то ограничивает… хотя бывают случаи что ФАС нагинает просто адски…
avatar
Vikt, грубовато, но в точку. 
Воронов Дмитрий, ага, спасибо что прочитал, я тебе еще повыше закинул
avatar
Чтобы получать бесплатную доставку от Яндекса надо купить подписку Яндекс-Плюс. Вы это учли? Не такая уж она и бесплатная 250 р. в месяц. Плюс еще эта подписка привязывает к другим сервисам Яндекса, включая Умный дом. Когда человек накупит себе бытовой техники, привязанной к умному дому Яши, то цену подписки можно будет и поднять.
avatar
Михаил Ягих, я бесплатную доставку без всякого плюса получаю. Как и все остальные покупатели. 
Выиграет тот кто первым на дронов перейдёт — остальные или так же сделают или отвалятся )
avatar
Свой Мужик, тоже хорошая идея. 
Воронов Дмитрий, плохих не держим на самом деле :)
avatar
за помощью в толковании любопытного феномена
Так нет феномена, это вполне себе рядовое событие для маркетинга — дотация покупки. У опытного маркетолога есть миллион рядовых способов, как сжечь бабло клиента провести маркетинговую компанию. Ему дают бюджет, скажем, сто лямов рублей, задача — получить 100000 клиентов и лям заказов. Вот он и тратит их на дотацию покупки, а кто-то покупает дорогую рекламу. У маркетологов есть действительно феноменальные находки-многоходовочки, но тут гадать нечего.
avatar
«компания по МСФО получила убыток в 7 884 млрд. руб.»--7,884 трл руб? может около 8 млрд?100+ млрд $?
avatar
Анатолий, опечатка. Спасибо, что подсказали. В тексте поправлю. 
С порядком цифр разберитесь, а то 8 триллионов убыток…
Tundrurat, спасибо. Разобрался. 
Воронов Дмитрий, 
А вообще вся эта система основана на капитализме и социальном неравенстве, перед тем как думать о ее эффективности, нужно себя поставить на место того же таксиста или доставщика еды. Когда государственная система выстроена так, что одни готовы работать буквально за еду, что бы удовлетворить, обслужить, ублажать прихоти других, и  тратить все свое свободное время, это работает. Но при нормальном достатке и оплате труда, все это вылетит в трубу. У нас хорошо работает такси, плохо работает каршеринг. Так раб со своей машиной гораздо эффективней. Я считаю при нормальной экономике и развитии занятости и уменьшения бедных, все это не выгодно. Достаточно посмотреть сколько автомобилей с надписями такси в Москве и в Берлине и это все показывает. Очень эффективный бизнес в Индии большая часть трудящихся занята тем, что доставляет обеды работающим. Мы стремимся к расслоению и экономическому развитию Индии?
Роджер (веселый)., 
Мы стремимся к расслоению
Ответ вне конфликта труда и капитала. Экономическая теория исходит из эргодичности модели производства и потребления свободного рынка.
Расслоение при таких экономических принципах неизбежно.
avatar
Слава Птицын, расслоение неизбежно с потерей экономической эффективности, куча народных масс концентрируется не на прогрессе, а на удовлетворении потребностей господствующего класса. Конечно это с одной стороны стимулирует трудиться эффективней, но паразитный эффект больше. Эффективная экономика в Швеции.
Роджер (веселый)., 
с потерей экономической эффективности
Вы не поняли.
Вопрос в свободном обмене. Пусть даже с положительным матожиданием выигрыша транзакций купля/продажа и с полным отсутствием внутренних и внешних обременений. Существующие экономические модели построены на ансамблевой вероятности. А человеческое общество развивается, в основном, в пространстве временной вероятности.

Простая симуляция даёт толстые хвосты на краях. Расслоение неизбежно. Собственно, это один из органичных пороков марксизма. Дело было не в бобине.
avatar
Роджер (веселый)., где управляющий контур обсуживает вынос финпотоков и цепочек стоимости вовне, загоняя всех вне его в недвигу коммерческую?
кстати, вы знаете, что швеция по перераспределнию налогов по децилям примерно в середине оэср?
avatar
Роджер (веселый)., ничуть не сомневаясь во всем вышесказанном, но увы Европа идет на слив. Идет прежде всего из-за того, что почти ничего не производит, а также из-за евробюрократов. Да и посмотрите на европейские индексы за 10-15 лет.
Роджер (веселый)., да, и пока отстаем в этом отношении от штатов.
да и от европы тоже.
что  у вас память какк у золотой рыбки?
пару лет назад активно писали об уберизации рынка труда.
до этого — о расцвете компаний с заемным трудом.
до этого европа перешла в т.ч. и за счет регуляторики на срочные контракты.
так что без риторики для глупых. мы идем как раз за ес вместе с индией. а не за индией и от ес.
avatar
Я думаю, что доставка Яндекса — днище, а у Магнита толком нет никакой доставки. В общем, я за Х5
avatar
Ivar Ahtisaari, пользовались? Мне мороженое в офис привозят быстрей, чем одеться, спуститься и дойти до ближайшего магазина. Не считая пути обратно. 
Tundrurat, пользовался. Раньше все устраивало, но косяки с доставкой и вследствие этого порой голодные члены семьи побудили оставить этот сервис другим благодарным клиентам.
avatar
Ivar Ahtisaari, ну что сказать… до скорого возвращения ))) оно неизбежно
это история на десятки лет. вскормят поколение которое не ходит по магазинам и все. там и дроны подоспеют и возврат не отходя от кассы и еще что-то. 
avatar
Константин Р, я думаю, что привыкание произойдёт гораздо быстрее. Нам с супругой пары заказов хватило понять, что можно легко высвободить 1,5-2 часа в неделю, которые мы раньше тратили на поездку за покупками. 
Воронов Дмитрий, Вы говорите про будущее, так ответьте мне на вопрос, сколько вы готовы доплачивать за доставку, если вы и сейчас скрупулезно изучаете чеки? А у вас уровень дохода наверняка не средний, а гораздо выше. Лично я езжу на центральный склад и покупаю за наличку, все долго портящуюся продукты на месяц, то же мясо и рыбу, так же, только на другом складе, они кстати рядом. Получается минимум на 30% дешевле, чем красные ценники, а иногда и 50%. Я это делаю не сколько из экономии, а сколько из за того, чтобы жена руки не обрывала. Молочку, сыры, яйца, хлеб она всегда покупает сама в фирменных магазинах этой продукции, там она свежей и дешевле, чем в гастрономах. И занимает у ней это пару минут когда ведет ребенка из садика. доставка бывает неудобно, когда задерживается и ты под нее корректируешь свои планы, и думаешь, лучше сам бы выскочил за угол, быстрей бы было.
сколько вы готовы доплачивать за доставку, если вы и сейчас скрупулезно изучаете чеки

Роджер (веселый)., я скурпулёзно изучил чек только после того как понял, что здесь скрыта причина убыточности компании, акционером которой я являюсь. 

Поскольку своё время оцениваю достаточно дорого, то за лишние пару часов, которые сэкономит мне Яндекс-Доставка, я готов заплатить несколько сотен рублей. 
 
Воронов Дмитрий, пару сотен это цена одной доставки, молочку, хлеб, фрукты надо покупать регулярно 2 — 3 раза в неделю. И если вы поедете затариваться на центральный склады за нал. продуктами на месяц, там экономия уже будет исчисляться тысячами рублей, а то и десятками. Вам выгодней своего таксиста найти, которому вы будете скидывать список и места где покупать, а он вам за пару-тройку тысяч это привезет. Простояв в очередях и походив с корзиной и поездив по складам те же пару тройку часов.
Роджер (веселый)., продукты на месяц необходимо ещё где-то складировать. Я пока не готов к этому. 
Воронов Дмитрий, так квартиры нынче просторные, не то что хрущевки, холодильники то же — шкафы и кухни монтируют необъятные. У меня квартира в которой нахожусь большую часть зимы и где — то по половине осени с весной -хрущевка. Так и то места хватает, так как обеды обычно проходят в кафешках, дома только завтраки и 70% ужинов. Для меня поход на обед или ужин в заведение общественного питание выгодней, чем  питаться дома, экономлю время и силы жены. Да я и посчитал, что только покупка качественных продуктов выливается в стоимость целого блюда. У хороших кафе и ресторанов свои поставщики у которых они берут много хорошей продукции, по очень низким ценам. И тут хорошо работает норма по калориям, а дома можно «обожраться» и мучаться!))) Тем более там процесс еды, это процесс общения с семьей, а дома каждый ест когда хочет. Живу в хрущевке, потому что она в самом центре, и тут уже все застроено, и стоимость жилья в новостройках по близости превышает уже 120 тыс. рублей и это Калининград. А на лето уезжаю жить в дом, зимой там как то не уютно. Так в моем доме и вокруг десятки разных кафе с различными кухнями идти не больше 5 минут.
Роджер (веселый)., Это все похоже на попытку во что бы то ни стало доказать свою правоту. Стоимость метра даже в ход пошла, хотя это не имеет никакого отношения к делу.
Роджер (веселый)., неправильный вопрос.
надо так. сколько бдет стоить час работы мусорной биоединицы из низших слоев общества, когда она не сможет устроиться в магнит?
сейчас там около 100 в час, да?
ну вот сделают ей приложуху как у я.такси, поставят сначала ценник в 200р в час. и будет она таскать продукты.
avatar
Константин Р, Только дроны надо обслуживать, они будут ломаться, падать на головы, силы ПВО должны их отделять от вражеских объектов. Мне кажется что будущее не в доставке еды, а в массовости кафешек, ресторанов и столовых. Станет питаться рентабельней, уютней и экономически целесообразней там. Ну готовка превратиться чисто в хобби по праздникам и выходным дням, где поход на ярмарку за качественными продуктами станет основой этой процедуры. Только так можно максимально эффективно для экономического развития, использовать труд населения, а не в угоду узкому слою населения.
В РФ рынок доставки это Москва Питер города миллионники, в провинции доставка даже теоретически невыгодна. Т. е. Весь рынок макс. ~30 млн человек, причем далеко не премиального потребления. Рынок очень узкий расти особенно некуда, при этом очень конкурентный, много игроков. Пока деньги дешевые и тема хайповая в мире, рынок доставки вроде как пузырится. Но ИМХО до первого серьезного кризиса, число игроков должно сократиться за счёт тех кто не сможет позволить себе копить убытки, поэтому останется тот у кого больше дешевых денег т. е. СБЕР.
avatar
Петр, пандемия стала мощнейшим катализатором доставки. Сейчас уже очевидно, что коронавирус – это надолго. Значит и доставка – также.   
Воронов Дмитрий, не понятно за счёт чего доставка зарабатывает. Если я иду в магазин я трачу своё время, если заказываю доставку, то это услуга за которую будет в конечном итоге платить потребитель. На мой поверхностный взгляд в РФ не так много людей готовых оплачивать сэкономленное на посещение магазина время, пока это время оплачивает инвестор ок, но врядли это будет продолжаться вечно.
avatar
Перспективное направление доставка строй матерьялов, но почему-то в этом направлении один реальный игрок это Петрович.
Алексей Мананников, согласен, что стройматериалы – также перспективное направление (особенно в условиях текущего хайпа на недвижимость). Когда я делал ремонт, заказывал стройматериалы с доставкой в Леруа Мерлен. 
Воронов Дмитрий, это же другое))) Доставка у них своя вроде. Ко мне приезжала машина Леруа и грузчики в жилетах Леруа. Особенность — при погрузке нужен инженер, обязывает огромный ассортимент товаров и специфичность — этому фанеру в нарезку, этому ГКЛ 10мм, этому ГКЛ 8мм, надо все сложить с учетом маршрута, при разгрузке требуются ГРУЗЧИКИ — студент с рюкзачком или два парня таскающих по два мешка цемента на плече — кому надо больше платить???..
Один из рейсов (леруа присылает весь маршрут автомобиля на мобилку) состоял из ТРИНАДЦАТИ точек разгрузки!

Тут яндекс точно соснет с экономикой.
avatar
Сергей В., согласен, у стройматериалов есть своя специфика. 
Яндекс в Америке кампусы кормит коробками на колесах. У меня в Хамовниках такие же ползают.

Reuters
Russia's Yandex driverless robots to deliver food at U.S. colleges with GrubHub
www.reuters.com/technology/russias-yandex-driverless-robots-deliver-food-us-colleges-with-grubhub-2021-07-06/
avatar
Слава Птицын, спасибо!
Пользуемся доставкой Пятерочки из их мобильного приложения.
Скидки по купонам, плюс балы на карту покупателя, выходит дешевле чем самому перется.
Да и сам столько не унесешь, поэтому наш средний чек увеличился — жрать стали больше.
avatar
Иван Иванов, скажите, чьи курьеры доставляют заказы Пятёрочки?
Воронов Дмитрий, исключительно их курьеры.
avatar
Иван Иванов, любопытно. Надо посмотреть их отчётность на предмет соответствующих затрат. 
Воронов Дмитрий, там доставка платная — 99 р.
Но с учетом скидки по купонам и баллам получается дешевле
vk.com/pyaterochka_promokodi

Сэкономил — заработал.
Они тоже экономят на торговых площадях, персонале и прочих расходах.
avatar
Воронов Дмитрий, придворовые магазины сейчас сами доставляют. У каждого магаза стоит свой велик теперь ). 
avatar
Андрей К, да, конкуренция здесь будет мощная. 
Знаешь в какой момент Гитлер оказался обречен? Когда его растащили воевать сразу на несколько фронтов. СССР, Африка, северные моря, южная Европа, партизанщина. Его просто разорвали по частям в разные стороны несколько более слабых соперников, с каждым из которых наедине он бы справился.

Так вот, Яндекс воюет на несколько фронтов. И даже если на каждом из фронтов противники слабее — в совокупности это не сильно облегчает судьбу Яндекса. 
В итоге — его разорувут. Сбер, Газпром, Магнит, Амазон, гугль… Так всегда заканчивается война на несколько фронтов.
avatar
Kolya Marketolog, согласен. В этих словах есть доля истины. 
Kolya Marketolog, экий бред.
гитлер стал обречен после того, как черчилля амеры заставили подписать атлантическую хартию о сдаче имерии.
мог хоть не воевать, а строить ес — ничего б не изменилось
avatar
Можно было поступить проще, не проводя опрос в ограниченной группе лиц, да еще и группа эта не особо целевая...
Подавляющее большинство так называемых инновации в РФ- утянуто с запада, увы и ах.
Поэтому: берем на изучение штаты, поверхностный анализ показывает, что несмотря на амазоновские магазины без сотрудников, несмотря на роботов-доставщиков, народ упорно ломится в магазины. Тут все-таки что-то другое, нежели удобство для любителей не отрывать жопы от дивана.

Мое мнение: Процент приверженцев жопосидения катастрофически мал и экономически неинтересен...
Резюме: В магазины ходили, ходят и будут ходить.
avatar
Сергей В., Вы правы, ожидать 100-процентного перехода на доставку не следует. Полагаю, что 30% Яндексу хватить за глаза. 
Воронов Дмитрий, а кто сказал, что доставкой будет заниматься ТОЛЬКО Яндекс?
Тут история как с такси — до тех пор, пока остается пространство для маржи — будут постоянно вылезать демпингующие конкуренты.
avatar
Kolya Marketolog, конечно, и Мэйл ру (сейчас ВК), и Сбер также планируют получить свой кусок пирога на этом рынке. Свято место пусто не бывает. 
Воронов Дмитрий, плюс некоторые игроки розницы развивают свою доставку — например ВкусВилл. Более того, даже у Яндекса часть доставки — на аутсорсе у специализированных операторов — а это гнилая почва для опоры при попытках захвата рынков.
avatar
Kolya Marketolog, да и такое есть. В комментариях выше сообщали, что даже несетевые магазины «у дома» свою доставку предлагают.

Полагаю, что это лишь подтверждает тезис о том, что за доставкой – будущее розницы.  
Воронов Дмитрий, я бы не сказал, что это будущее. Точно так же, как такси — это не будущее городского транспорта. 
Один из сегментов розницы — да, вполне возможно. Причем я бы ожидал постепенное смещение этого сегмента вверх, в элитное потребление. А в массовом и в эконом-сегменте всё вернется к самостоятельным покупкам как только косты доставки начнут включаться в цену…
avatar
Kolya Marketolog, дело в том, что за счёт устранения розничной торговой точки из цепочки продаж цена останется той же. Поэтому конечно же традиционная торговля останется, но доля её будет незначительной.  
Воронов Дмитрий, ну так-то сегмент дарксторов только на старте своего развития, и сложно понять, какая там экономия по персоналу. Пока навскидку штат наборщиков и доставщиков в дарксторе сопоставим со штатом кассиров и работников секций в гипермаркете (на единицу оборота), плюс добавляются расходы на содержание транспортного парка.
avatar
Kolya Marketolog, согласен, что неопределённость существует. В то же время, очевидно, что площади требуются меньше и затраты на соблюдение требований СанПиНа также будут ниже. А транспортный парк сейчас состоит из курьеров на самокатах и велосипедах.  
Воронов Дмитрий, «курьеры на самокатах и велосипедах», для понимания, стоят 80+ килорублей в месяц по ставке самозанятого. Типичный сотрудник торгового зала в гипере — 25-35, но на НДФЛ и соцфондах — однако всё равно ощутимо дешевле.
И ещё нюанс с дарксторами — в провинции их редко открывают более 1 на областной центр, и располагаются они не в центре города — а значит заметная часть заказов будет с плечом 10+ км. Это никак не самокаты и не велосипеды. Это парк автомобилей.
avatar
Kolya Marketolog, согласен. Самокаты будут не на 100%. 
Сергей В., а если там будет ассортимент для бабок и алкашей, а нормальный только в гипере в 5 км?
avatar
Странно, а у меня как раз доставка яндекс еда платная, чем меня бесит. Видимо из за региона? Яндекс плюс есть.
А сбермаркет возит бесплатно (сберпрайм).
В целом когда год назад распробовали сервис — больше от него не откажемся. Но по уровню яндекс проигрывает сильно сбермаркету.
Но по уровню яндекс проигрывает сильно сбермаркету.

Людмила, а что Вам не понравилось у Яндекса  
Воронов Дмитрий, предпоследний раз заказ тупо не привезли «нет курьеров, большая нагрузка.» 4 часа ждала, в итоге отменила.
последний раз курьер забыл часть заказа забрать из холодильника, привез не все, деньги вернули — но я без товара осталась.
Людмила Иванова, понял. Спасибо!
Я сбером пользуюсь. Они примерно 8 месяцев назад тоже убрали стоимость 120р за доставку и сборку. Интересно было, за счет чего. Поизучал доки, которые они мне присылают, решил, что зарабатывают они на ндс и успокоился )
avatar
Андрей К, очень интересная идея! Обязательно её изучу. 
Андрей К, мне кажется на продуктах питания просто накрутка в_среднем дикая, вот и все.
Маржа доставки=стоимость товара(отпускная цена, не путать  с розничной  в магазине), дополнительный бонус цена доставки которую оплачивает покупатель
Можно посмотреть на фармрынок: когда все началось, куда пришло, куда продолжит идти. Конечно, с некими оговорками и существующими ограничениями доставки, с ограничениями развития сетей по территориям. 
avatar
Михаил Глазков, продолжайте... 
Воронов Дмитрий, а чего продолжать?
посмотрите визги аптекарей на аренде пару лет назад.
когда аптекару платит по 40-80 р за выдачу любого заказа и 80% в деньгах идет через нее(остается только леденцами и шампунями торговать)
avatar

Началось все лет 7-8 назад, по-моему. Иначе, конечно, но поход в сеть и приучение людей пользоваться приложениями. Сейчас это дошло до доставки.

Началось все инициативами двух ТОП дистрибьюторов, которые запустили сервисы ЗдравСити и Аптека.ру. Все это началось через клиентскую розницу в регионах, через локальные точки и региональные сети. Рынок таков, что только там можно было начать развивать. Дистрибьюторы платят комиссию партнерам, которая очень значимо ниже сложившихся розничных наценок. С законодательным разрешением доставки эти же сервисы силами своих же сотрудников, а не аптек, стали привозить заказанный товар. Параллельно федеральные сети развивали свои проекты. Конечно, без Сбера не обошлось, который просто купил один из сервисов, и пошел развивать регионы. 

Пока, в общем, многие переживают, но на рынке держатся. К чему все это приведет, пока тоже не совсем однозначно.

avatar
Михаил Глазков, благодарю за развёрнутый комментарий. 

Воронов Дмитрий, ну пока долю инет продаж оценивают около 8% рынка. Конечно, доля росла. Конечно, в столице она под 20%.

С одной стороны, локальным игрокам это выстрел в ногу: посчитать не сложно, как рост доли инет продаж сказывается на общей наценке точки (это около 5% комиссии и 18% стандартной, конечно, по разным регионам отличается). С другой стороны, а куда локальным деваться — самим нести затраты на развитие инет-площадки и самим возить = точно путь в никуда. По федералам модель, естественно, другая. 

avatar
Это обкатанная схема Яндекса — развить сервис за счет партнеров, а потом кинуть всех, введя свой собственный аналогичный сервис. Я это лично наблюдал на примере Яндекс-Недвижимости:

1. Сначала порталы недвижимости были партнерами ЯН и он транслировал их объявления. Сам ЯН объявления не принимал. Список объявлений был на ЯН, но кликая на объяву, ты переходил на сайт-партнера. Партнеры радовались дополнительной бесплатной аудитории.

2. ЯН стал показывать объявления уже у себя, но с контактами партнера. Трафик у сайтов-партнеров уменьшился, но отклик по объявам был такой же, поэтому пока все довольны.

3. ЯН стал принимать объявления уже у себя.

4. ЯН сообщил сайтам недвижимости, что транслировать их объявления он больше не будет.

Вот такой партнер...

Маркет, в подобном же ключе развивался, насколько я понимаю.
avatar
Konstanin K., да Вы правы. Капитализм во всей его красе. 
С одной стороны, абсолютно правильные рассуждения и выводы. С другой — яндекс это локальный рынок: 100 млн нищебродов на периферии.
Кстати, не знаете, сколько прибыли собирает в среднем с пользователя Гугль и Яндекс?
Crossz, хороший вопрос. Попытаюсь найти эти показатели. 
Из конференции с Х5: «Средний чек в Пятерочка около 600 рублей, средний чек при доставке из Пятерочки около 1300 рублей». Вот и ответ на все вопросы. 

avatar
Для Москвы и Питера, может, и логичные рассуждения, но Магнит силён регионами, там много где окромя Магнита и нету ничего на десяток километров окрест. Кроме того, менеджеры Магнита и Х5 тоже всё понимают про Яндекс и развивают собственные приложения и доставку. А Яндекс и так уже начал поднимать цены по многим направлениям (Яндекс-такси, Яндекс-драйв), в итоге мы, как потребители, голосуем рублём в пользу конкурентов, благо они тоже на смартфоне прописались. Всё же это достаточно конкурентная среда, чтобы Яндекс мог обанкротить таких монстров продуктового ритейла как X5 и Магнит.
Ирина Чернецова, я думаю Яндекс не стремится их обанкротить. Он просто купит кого-либо из них. 
Яндекс как и сбербанк стал помойкой! Никогда не буду покупать их акции потому что знаю что рано или поздно их паразитизм раскроется и их акции рухнут. Эпоха скоро закончится!
avatar
Дональд Трамп, Вы негативно относитесь ко всем растущим акциям? А что думаете по поводу Акрона?

Думаю, что маркетологи в Яндексе жесткие и с математическим образованием...

Яндекс отлично это показал на выжимании всех соков из своего Директа, потом из Такси. Сейчас Яндекс постоянно толкает акцию два месяца Музыки за 1 рубль. Но при этом сравнивая льготные тарифы Spotify не покидает ощущение, что рубль это кабала для затравки...

avatar
Судя по всему, комменты строго разделись на проживающих в столице и не проживающих. В Мск все таки уровень сервиса и доставки сильно ушел вперед и как по мне, большинство уже сидит на доставке, это не только удобно, но еще и дикая экономия времени, а тут оно ценнно.
avatar
Андрей К, Кому как, мне выйти прогуляться до магазина 2 раза в неделю заменяет поход в тренажёрный зал )) По 2 полных пакета в каждой руке, по 20 кг на бицепс.
Э — экономия. (шутка)
Но при сидячей работе я честно бы думал куда бы ещё мне сходить чем просидеть эти пол-часа на диване.
avatar
 Кстати на предстоящем локдауне доставка еды выстрелит, а с ней, возможно и акции соответствующих компаний.

теги блога Воронов Дмитрий

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн