Блог им. vds1234
Коллеги, столкнулся с одной экономической загадкой, для разгадки которой требуется Ваша помощь.
Недавно супруга через мобильное приложение заказала доставку на дом продуктов, которые мы еженедельно закупаем в ближайшем супермаркете.
Призна́юсь, первоначально я скептично отнёсся к этой затее, предположив, что за доставку придётся заплатить круглую сумму, либо к доставленным товарам будут претензии по качеству.
✅ Доставка была заказана через приложение торговой сети (не буду указывать её название), а продукты привёз курьер от Яндекс-Доставки. Заказ был выполнен оперативно (в течение часа) и к продуктам не возникло ни одной претензии (молоко свежее, фрукты без порчи, яйца не битые).
И вот здесь начинается самое интересное. За доставку с нас не взяли ни копейки: с карты супруги списалась сумма точно по кассовому чеку торговой сети. При этом цены на продукты были без каких-либо наценок и точно соответствовали тем, по которым мы обычно покупаем в этом супермаркете хлеб и молоко.
Супруга осталась очень довольна: можно не тратить время на посещение магазина и за ту же цену продукты будут доставлены к порогу квартиры. Теперь она заказывает продукты только через приложение (прошу не рассматривать как рекламу).
❗ А меня, как экономиста терзает вопрос: кто оплачивает этот праздник жизни? Курьер Яндекс-Доставки потратил около часа чтобы купить нам продукты и привезти домой. Сумма заказа составила около 1 500 рублей (цены – Екатеринбургские). Чек торговой сети за продукты мы оплатили. Никаких рекламных скидок или акций заявлено не было. Премиальных товаров (дорогой алкоголь или красную икру) мы не заказывали. Кто же оплатил работу курьера?
По моим прикидкам стоимость работы курьера за этот заказ может составлять 200-300 рублей, то есть 15-20% от стоимости заказа? Откуда у торговой сети такая маржа на обычном хлебе и молоке?
Судя по финансовым отчётам Яндекса (https://yandex.ru/company/press_releases/2021/2021-07-28), направление доставки является убыточным (при этом убытки растут с ростом выручки направления). В то же время, слабо верится в то, что Яндекс занялся благотворительностью и бесплатно доставляет продукты россиянам.
Мы знаем, что бесплатный сыр может быть только в мышеловке. Однако никак не могу сообразить в чём здесь подвох: кто и с какой целью оплачивает Яндекс-доставку продуктов из соседнего магазина?
Коллеги, если кто знает разгадку этого феномена – буду благодарен за комментарии.
Но для покупателя это всё только плюс. Я эти магниты и самокаты давно уже хорошо дою. Каждый заказ с кодом нового пользователя в сочетании с максимальными скидками на покупаемый товар - всё за копейки получается, естественно дешевле, чем в самих в магазах. Новый пользователь — это новый номер телефона, а их возможно неограниченно генерировать одноразки. От таких покупателей, конечно, и магазам и доставкам одни убытки) Но раз дают возможность, надо пользоваться…Как только уберут эту халяву, лично я разумеется не буду ничего там заказывать, но многие продолжат, вот на это и расчёт…
Никто цепочку прибыли не показывает, просто покупают товар и несут расходы внутри своего холдинга.
Технология будет развиваться и оптимизироваться. А сейчас убыточный набор клиентской базы и отладки технологии.
не получится сделать платной. Конкурентов много — так что придется по крупному вкладывать в убыточное направление.
Амазон ведь тоже много десятилетий вкладывал с убытками.
Так что тут конкуренция идет у кого первого деньги закончится.
Кажется что Озон со Сбером выиграют
дешевле логистика, аренда
и плюсом нарабатывают базу лояльных клинетов
с доставкой статистически все равно продажи будут выше
Таким образом, логистической выгоды нет ни какой (ни опта, ни прямых каналов сбыта).
далее установив приложение — отдаешь свои данные — гео, интересы — что больше нравится — бородинский и дарницкий это продают маркетологам..
пока убытки для Я — это как модно говорить убытки этапа роста..
*меня вот удивляет как изменилась доставка — раньше помню в старых фильмах США-шных доставщик пиццы это прям цель для приколов, и этот бизнес существует ооочень долго.
теперь технологии его просто масштабировали, а новое поколение теперь уже не понимает как без приложения..
ну в итоге просто к тому что скоро будут контрацептивы в приложении предлагать при покупке крема от прыща 14-летним…
,
1. Часть кассиров под увольнение
2. Меньше площадь арендовать надо
3. Рост продаж, так как по пути в сетевой магазин вы могли зайти в магазинчик к ИП, а теперь не зайдете / зайдете реже
Посмотрите цены на рынке каком-нибудь и в магазине. На рынке торгуют уж точно себе не в убыток: «вкусний свежий помидори, да, брат, стоит 80р за кг», такой же в магазине минимум 240-300.
А где столько помидоры стоят?? В каком регионе имеется в виду?
Плюс еще они дожимают всех поставщиков. Например, они обязали всех продавцов на Я.Маркете доставлять свои заказы за 50-100 рублей, что в Москве почти не возможно. Все матерятся, но жрут кактус, т.к. они абсорбировали почти всех клиентов разными методами.
А что выигрывает продуктовый магазин у которого я вчера покупал булку хлеба сам, а сегодня мне её покупает курьер от Яндекс-Доставки?
, а мне что-то подсказывает, что в России победит условный «вице-премьер Белоусов», который нахлобучит Яндекс. Это пока им это все непонятно, сложно и геморно. Но это пока… 😃
Воронов Дмитрий, и еще бабки платить за ентот фитнесс
Буквально вчера с женой пришли к тому, что стоит уже наконец попробовать заказать продукты на дом. А я такой же скептик, в шаге от вашего опыта в общем)
Вскользь задумывался, где выгода магазина, если он оплачивает доставку. Ответа не нашел)
Просто парадокс: бесплатный сыр есть, а мышеловки – нет.
Воронов Дмитрий, просто мы уже в ней)))
А как сделать предоплату, используя «Единый налоговый платёж» (своеобразный электронный кошелек налогоплательщика), видно из нашего видео ниже.
Формируем квитанцию на необходимую сумму. Копируем УИН, идём платить (https://oplatagosuslug.ru/fns/). Лимит 3000 баллов «Яндекс Плюс» в календарный месяц, акцию с 10% продлили до 31.12.2021. #налоги
В отличие от таксистов-гастарбайтеров, торговые сети цены на хлеб и молоко снизить не смогут.
Это примерно, как с такси, которое за последнее 10 лет подешевело в 1,5 на фоне общей инфляции.
Если копнуть глубже, то в некотором смысле платят работники — если раньше таксист вальяжно сидел и иногда возил в тридорого, то сей час он вертится, как белка в колесе от заказа к заказу. Так же раньше условный кладовщик утром разложил товар на полки, а потом целый день баклуши бьет иногда чего-то докладывая, а теперь он в подсобке непрерывно фасует товар за те же деньги.
Кроме того, курьер получает больше. По моей информации у нас в Екатеринбурге курьеры получают за 12-часовую смену более 2000 рублей (около 200 рублей за час). С такими вводными данными арифметика не бьётся.
Вы не на час считайте, а на доставку. Если он везет из ближайшего магазина/склада, то у него совсем не час уходит на это. По Москве норматив около 15 минут. Оплат примерно такая 75-150 рублей на заказ (зависит от грейда — того как ты выдерживаешь регламентные сроки доставки и немного от расстояния), но не менее 100 рублей в час. Это в Москве — подозреваю у вас в регионе чуть меньше.
У нас в Екатеринбурге курьеры ходят сами по магазину, лично собирают заказ, стоят вместе со всеми в очереди, проходят кассу и потом везут сумки с продуктами заказчику.
Возможно, что на Урале пока организовано на низком уровне. Допускаю, что в будущем будет иначе.
Кстати, по поводу бесплатной доставки-я так тоже 1 раз заказал-приехали бесплатно, а вот вторрой раз уже платно, что то вроде 200 х рублей. и видно это стало только на этапе подтверждения заказа курьера-к списанию сумма больше чем по чеку
Правда, как только я увижу, что доставка стала платной, то скорее всего сразу же откажусь от неё.
Так же будет и с доставкой из магазинов. Просто цена «на полке» УЖЕ будет с доставкой. Но никто не отнимет у вас право лично сходить в магазин и самостоятельно донести тяжести!
Неистово плюсую, отлично сформулировали.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9E%D0%A0%D0%9C
или тут
ru.wikipedia.org/wiki/СОРМ#:~:text=СОРМ%20(сокр.%20от%20Система%20технических, от%209%20августа%202000%20г.)
а подробнее — там ниже раздел «смотри также»
Вот эта мысль мне представляется ценной. Спасибо!
https://smart-lab.ru/blog/726682.php#comment13020470
Маржинальность — не есть маржа. Закупочные цены в отчётах не фигурируют. Вот хотели закон принять, который обязывал сеть публиковать на ценниках закупочную цену, да не прошла инициатива, а жаль.
Снизу табличка просто для примера, сейчас другие цифры, но порядок схож.
Alex666, сейчас другие цифры, табличка старая, 700% может быть только на канцелярке или какие хозтовары-трусы-носки. Реальные закупочные цены никто не скажет, производитель даже в минус может отдавать какие-то позиции, ради возможности поставки широкого спектра товаров.
Уже ответили выше, имхо основная причина.
«Если это Лента — то все покупки курьер делает без карты постоянного покупателя, а это наценка на все товары 5-50%»
У меня в Ленте стабильно чек в 7-9 тыс превращается в 5-6 тыс при предъявлении карты лояльности. Такая карта при онлайн заказе не действует. Так что доставкой не балуюсь, ножками ножками (у меня Лента в 5 мин езды).
Воронов Дмитрий, очень интересно, в какой сети действует карта лояльности при доставке?
Если тут не хотите писать, то плиз в личку
См. Яндекс-такси. Сначала ребята на порядок увеличили рынок удобством и низкими тарифами. Но только за последний год тарифы выросли по ощущениям раза в 2 — но народ продолжает ездить на такси.
Если в примере с такси я наблюдается рост объемов рынка такси, и очевидна экономическая выгода для всех участников процесса, то хлеба и молока я больше не съем и объем розничных продаж продуктов питания почти не увеличится.
2. Рекламные бабки магаза и яндекса
3. Экваринг — с него откат
4. Оплаченные бабки за заказ могут и полежать на счетах яндекса дней так 30+, на эти 2% овернайта можно и пожить.
Магазам выгода от клиента — раньше ток близ лежащие заходили, теперь и соседнего района могут заказать. У яшки аналитику купить.
На доставке берут больше товаров, раньше тётя авоську набирала, тащить то самой — теперь баулы домой приносит курьер.
Через приложение вы уже слили не только любимые сайты РСЯ, а сколько у вас денег и что покушать любите, где точно живёте.
А это уже аналитика уровня скок тон гречки в Бутово привезти и отрекламить через яндекс и сколько закупаться сетям.
Область анализа биг даты ИИ — яндекс получил полный список продаж и обороты всех торговых сетей, а это агрегированные и дорогие данные.
В купе с остальными данными которые собирает яндекс.
Они пожизненно могут курьеров оплачивать и за свой счёт.
Вас же не удивляет бесплатность ватсапа и телеграмма.
За первый помимо 19ярдов при покупки ещё и пару вагонов денег каждый месяц на зарплату отдают.
А там даже рекламы нет.
Просто переписка лярда людей сама по себе очень дорого стоит.
зачем вот бред писать? Отчетность откройте да посмотрите, какая там маржа. А уж по хлебушку с молоком она там отрицательная у большинства сетей.
У Сбера рентабельность активов 2-3%
Можно конечно размазать затраты по товарам, но тогда получится что товар у кассы приносит очень неплохо, а то что в углу завалялось — продалось и ладно. И там, кстати, прекрасно видно правило 80/20.
В контексте сравнения доставки и магазина, корректнее смотреть наценку, т.к. структура расходов в магазине и доставке может сильно отличаться. В этом смысле те 10%, которые ушли курьеру, сильно меньше наценки. Те же 10% в магазине уйдут на ФОТ, аренду торгового помещения и пр.
если ты сети предложишь купить у тебя с наценкой в 10% а не 50% как думаешь путешествие в какую страну Латинской Америки они тебе предложат???)))
а вы у аудиторов спросите, чего вы у меня спрашиваете?
А вы разницу между наценкой и конечной рентабельностью по ЧП понимаете? Наценка-то может и 50%, да только там еще нехилая себестоимость сидит.
lenta.com/o-kompanii/news/---ebitda-----2020-/
— затраты на персонал
— аренда
— коммуналка
— АМОРТИЗАЦИЯ
— лизинговые платежи
— проценты по долгу
— налоги
Огромная куча расходов на функционирование бизнеса + то, что остается акционерам — ВСЕГО 23% от выручки. Вы о чем, какое «валовая маржа не маленькая»???
Ага, то есть договор с Яндексом никто не подписывал, хранили товар на улице, за склад и коммуналку то есть не платили, до магазина его по логистической цепочке никто не доставлял (и не было амортизации), налоги не платили, так?
Фактически что такое такая вот «доставка»? Это вместо покупателя в магазин пришел курьер (которого надо кому-то — или Яндексу или магазину — оплачивать), и сделал с продуктами все то же самое, что и потребитель (затратив на это все компоненты себестоимости + дополнительную административку на взаимодействие сети с Яндексом, а не с обычным клиентом). Навара сети от такого счастья тут далеко не в размере валовой маржи.
2. Экономия времени для мерчев. В Ленте — там заказ собирают мерчендайзеры — что-то с полок, что-то со склада, который тут же, только за стеной и не надо лишний раз тратить часы на раскладку.
3. Обороты. Если проект низкомаржинальный, то он берет оборотами, классика же. Вам удобно было? Значит, на более частые покупки сиречь заказы согласитесь охотнее. Надо смотреть по итогам месяца, вангую, что ваши траты на еду увеличатся…
При этом магазин бюджетный в том же здании, соседняя дверь, продаёт по 69 без скидок :)
Несколько человек собирают заказы, потом курьер разом отвозит несколько заказов в один район.
После некоторого времени модель поведения закрепится у покупателей и пойдёт оптимизация с масштабированием и увеличением оборота.
Ну и плюс для покупателей — не нужно по городу мотаться, в пробках стоять, время тратить в магазине, меньше спонтанных покупок.
Например, бывает же, что оборотка ну очень нужна, выгоднее так компании — собрать ДС. Минус не минус — да нет такой цели на период
Тут пишут, что закроют магазины и будут со склада возить, как раз со склада это будет сильно дороже, т. к там в принципе другая организация процесса. И представить что сотни курьеров будут бегать с тележками я по складу я не могу :)
Кстати где то реклама была с «умным» холодильником, который может автоматически заказывать продукты, если они закончились))
Я экономику сию не понимаю, сам заказываю из перекрёстка (Х5 ритейл) доставку — так она бесплатная, конечно, от 3000 рублей или от 4000 рублей, но по сути включена в стоимость… Но опять же, не будь у меня партнёрской карты владельца перекрёстка и бонусной программы «Пакет» (приобретается за 199 рублей и даёт не только -20% на их выпечку, -10% на товары, но и стакан любого кофе бесплатно в торговом зале взять при покупке от 2 рублей)...
Эта лично мне экономика хотя бы понятна. А вот описанное Вами — не знаю, если только у них есть некая плата от самих магазинов, перекрывающая затраты, либо они работают в убыток с целью убить конкурентов на рынке и потом творить на нём всё, что заблагорассудится.
Хотя, возможно, я ошибаюсь.
Посмотрите насколько низка начальная себестоимость и удивитесь сильно.
Только здесь ещё акциз, а в продуктах нет его, там наценки по 300% ритейлера.
Но допустим нигде нет нужных мне мусорных пакетов, только в магнит косметик, но больше МК ничего толком и не покупается. Мясо нормальное только на рынке есть, фрукты тоже. Готовая еда приличного качества есть только в перекрёстке. Молоко вообще едет ко мне через озон из Набережных Челнов, потому что не дорого и вкусно, можно конечно у фермера брать, но времени не напасешся.
Пофигу где брать, можно и в доставке наверное только макароны, масло, всякие чокопаи, но это мелочь в моей продуктовой корзине. Даже банальную гречку покупать приходится самому, потому что она в одной и той же пачке от одного производителя бывает разная в разных магазинах, сам разницу видишь, а курьерам плевать.
По факту что бы собрать то что в СПб собиралось в один приезд в ленту, здесь собираем поездкой по 5 местам. Здесь есть лента, но теперь меня просто не устраивает то что там продаётся, и дело не в привередливости, просто ты то — что ты ешь.
Недавно Яндекс запустил очередной интересный сервис. Пока он работает в тестовом режиме, поэтому нужно пользоваться, пока условия отличные. Этот сервис — Яндекс.Лавка.
Суть сервиса заключается в том, что он обещает сделать абсолютно бесплатную доставку продуктов до вашего дома по ценам магазина. Сделать заказ можно либо на Яндекс.Еде, либо через Яндекс.Такси — теперь при заходе в приложение высвечивается вкладка «Продукты». Это оно.
При этом продукты везут не из магазинов — а со склада Яндекс.Лавки. В каждом районе он свой.
zen.yandex.ru/media/id/5dc8545f902e62533e35b66d/besplatnaia-dostavka-produktov-za-15-minut-ot-iandekslavki-5de10752c7e50c0ee58e3361?utm_source=serp
Ну хорошо, приедет супруга в магазин, а кто будет оплачивать работу кассира? Парковку? Электричество? Мытьё полов? А если она ещё и в туалет пойдёт… всё это стоит денег сравнимых с доставкой. Или вы думаете, что оно само по себе, бесплатно?
Дальше… в открытом доступе есть договор между Яндексом и поставщиком страницах так на 170, который говорит примерно следующее:
1. Мы, Яндекс вообще понятия не имеем, как что в этом мире работает, но у нас есть штат юристов и мы ни за что ответственности нести не хотим. Вообще и точка. Читая дальше, вы соглашаетесь с этим условием.
2. Примерно страниц 40 всех возможных случаев, которые могут даже противоречить законам РФ (но выше мы уже сказали про наш юридический отдел) таких как товар не подлежащий возврату и обмену подлежит возврату и обмену и это не оспаривается.
3. Если поставщик делает всё-всё-всё, он должен нам N рублей просто так плюс за доставку плюс за рекламу плюс плюс плюс.
4. Деньги вы получите… короче, получите. Точных сроков не назовём, если что, можете судиться. Но по факту дня два подождёте.
5. Напоминаем, что мы, Яндекс, вообще ни за что не отвечаем. И даже если наш курьер будет доставлять мороженое 2 часа, которое за это время растает, вся ответственность на вас.
Почитав эти условия, продавцы либо соглашаются иметь с заказа хоть что-то, либо не соглашаются. Зато Яндекс рапортует о бесплатной доставке.
Ну и последнее. В случае вероятной победы ковид-коммунистов, будет тотальный карантин. И в первую очередь это касается привитых, хотя, непривитых тоже легко запрут по домам. И, дабы не потерять бизнес, к этому моменту нужно быть готовым перейти в онлайн-формат.
если доставка станет выгодным бизнесом, то сети вытолкнут Яндекс и откроют свою доставку.
А оплачивать доставку будем мы с вами это точно.))
, Не потянет кап. Затраты, склады, транспорт.
2. Вы платите за доставку, так как идете плюсом к среднесуточной выручке магазина и для ТС это бонусные продажи
3. Вы заказываете товары по фиксированной цене без распродаж и акций, на этом вы опять платите за доставку. Тот, кто купит в магазине молоко за 40р по акции равен вам, за 40+20 на доставку этого молока. Так и набирается средний чек доставки.
Я.еда — полчаса не могла найти курьера. За 250р доставки.
Сберовский деливери-клаб нашел за 1 минуту, доставка бесплатна.
Яндекс совсем зашкварился как работодатель, походу. Я уверен, что у любого курьера есть оба приложения.
Да, вот сижу перед терминалом, жру курицу :))
Рынок доставки — это другое. Люди им не пользовались, нужен ли он и имеет ли рентабельность вопрос? и какая его емкость?
Сам автор утверждает, что при повышении цены доставки будет ходить в магазин.магазины сейчас в шаговой доступности.
по моему мнению рынок доставки продуктов не перспективен, т.к. в нем нет необходимости, его легко заменить 25 минутным походом в магазин.
Курьер вполне мог получить 150 руб с заказа и потратить 1 час на 2 заказа. Ушел с пустой сумкой?
ПиСи
По поводу ИП и частных лавочек, типо рынков и прочего товары там порою с ленты или метро.Особенно это касается алко-сигаретных подъездных магазинов и ларьков.
1. Есть к примеру скидочные карты. Иногда они дают до 20% от цен товара. И эту скидку дают частникам с улицы. А теперь представьте к торговой сети приходит ЯНДЕКС. Вы понимаете, что это может быть двукратное увеличение продаж? Какую скидку вы дадите? Понятно что не 20.
Вы покупаете без этой скидки. Получается, работа сборщика и курьера оплачивается из этой скидки.
2. Идет захват и передел рынка. Большой бизнес не думает, как здесь и сейчас заработать с вас 5 рублей.
Вы становитесь постоянным покупателем. Еще допустим 10 миллионов таких набирается. А зачем тогда вообще все эти супермаркеты нужны с таким объемом клиентуры? Открываем свой склад в жопе за копейки и по оптовым ценам товар выдаем как по ценам супермаркетов, которые платят дорогую аренду.
Точно так же как яндекс когда-то паразитировал на вебмастерах, которые делают контент, сейчас он вырос настолько, что ему даже переход не отправляет. Он прям сразу в поиске выдает ответ, тыря его с сайтов.
Все просто — пока у вас нет дарксторов — идет наработка базы клиентов, потом вы расслабляетесь, сдаете все свои предпочтения, перестаете замечать разницу в ценниках и яндекс давит офлайновые магазины открывая оптимизированные склады.
С = Стратегия.