Блог им. vds1234
Добрый день, друзья!
Для формирования своего инвестиционного портфеля я отбираю компании при помощи динамического метода оценки конкурентоспособности. Этот метод предполагает сравнительный анализ ключевых финансовых индикаторов эмитента (не путать с мультипликаторами) в сопоставлении с конкурентами.
При этом, оценивая конкурентоспособность, например, Яндекса, в качестве показателей конкурентов я принимаю агрегированные показатели по 70 крупнейшим публичным компаниям РФ, в которые входит, в том числе и Газпром.
По этой причине подписчики часто спрашивают меня, почему я сравниваю показатели Яндекса и Газпрома? Ведь они не конкурируют.
Вопрос этот отнюдь не схоластический. От ответа на него следует можно ли в группу конкурентов включать компании, по классической классификации относящихся к разным отраслям. А в зависимости от состава группы конкурентов результаты сравнительного анализа могут существенно отличаться.
Итак, давайте попытаемся ответить на вопрос: конкурируют ли Яндекс и Газпром?
Казалось бы, ответ очевиден: Яндекс – это информационные технологии, а Газпром – добыча газа и конкурировать им не за что.
👉🏻Однако, не забывайте, что крупных моноотраслевых компаний почти не осталось.
При более внимательном рассмотрении выясняется, что в состав холдинга Газпром входит в том числе Газпром-медиа (НТВ, ТНТ и др.). А в выручке Яндекса существенную долю занимает Яндекс-такси. Выходит, что мы имеем дело с СМИ и транспортной компанией? Если же изучать структуру бизнеса этих эмитентов подробнее, то картина будет ещё сложнее.
👉🏻 Поэтому проводить чёткие отраслевые границы между конкурентами становится с каждым годом всё сложнее. Вследствие указанного внутриотраслевые сравнения утрачивают свой смысл, а на смену им приходят общерыночные сопоставления.
Другой пример. Может ли конкурировать интернет-магазин и разработчик программного обеспечения? Могут!
Судя по тому, как резво взлетели котировки Amazon на новостях об отмене победы Microsoft в пентагоновском тендере JEDI, эти компании очевидно являются конкурентами (в части своего облачного бизнеса).
Более того, в ряде случаев конкуренция между компаниями является столь опосредованной, что в первом приближении она может быть незаметной.
Конкурируют ли нефтяные компании и металлурги? В большинстве стран мира – нет. А вот в России – конкурируют. За что? За курс рубля, как это не покажется странным.
Чем выше цены на нефть, тем выше прибыли нефтяников, больше отчисления в бюджет и выше курс рубля. А высокий курс невыгоден экспортоориентированным металлургам (чёрным и цветным).
✅ И наоборот, когда цены на нефть падают, то нефтяники получают убытки, в бюджете образуется дефицит, курс рубля падает, а металлурги получают сверхприбыли (и обвинения в «нахлобучивании» собственного народа).
👉🏻 Следовательно в РФ металлурги опосредованно конкурируют с нефтяниками.
Таким образом, высокая волатильность макросреды обуславливает выход экономического соперничества за границы отрасли. В условиях глобализации всё сильнее проявляется гиперконкуренция, то есть межотраслевая конкуренция всех против всех.
В результате этого усиливается опосредованная конкуренция между компаниями различных отраслей за лучшие кадры, за государственную поддержку, а также иные блага.
✅ А на фондовых рынках Яндекс и Газпром вступают между собой в прямую конкуренцию за капиталы инвесторов.
Поэтому я считаю, что сравнительный анализ финансовых показателей компаний различных отраслей (Газпрома и Яндекса) в современных условиях приобретает вполне конкретное экономическое содержание.
Друзья, а как считаете Вы, конкурируют ли Яндекс и Газпром?
Поэтому конкурируют ОТТ-сервисы компаний, идет борьба за контент (пример — Телеспорт, владелец прав на крупнейшие спортивные события, которого покупает Сбер, но переговоры по нему шли и с Яндексом, и с ГПМХ).
Тезис про то, что Яндекс и Газпром конкурируют за капиталы инвесторов… ну, так можно сказать про любые две компании из одного эшелона) Я бы не считал их прямыми конкурентами — компании слишком разные во всем, чтобы бороться непосредственно между собой за инвесторский рубль.
А вот в условиях сдержанного роста или боковика инвестор будет выбирать, купить ему бумаги Яндекса или Газпрома. В этом и будет проявляться их конкуренция.
✅ И наоборот, когда цены на нефть падают, то нефтяники получают убытки, в бюджете образуется дефицит, курс взлетает, а металлурги получают сверхприбыли (и обвинения в «нахлобучивании» собственного народа). --как может и там и там курс рубля быть выше?
Не будь Газпром таким жадным до цен, компании не стали бы вкладывать в высокотехнологичные решения, в том числе инфромационные, к которым с некоторой натяжкой можно отнести тот же Яндекс для снижения издержек.
У предпринимателя всегда есть выбор-купить надежный и более дорогой котел(для которого нужна и сталь получше и электрооные мозги, и, возможно управление через интернет) с меньшим потреблением газа… или похуже, но с большим расходом… идет конкуренция тех де металлургов с газовиками за деньги потребителей… как-то так…
Слово «конкуренция» неприменимо в структуре анализа, который вы провели. Замечательный, кстати, анализ в глобальном смысле. В России нет конкуренции.
Если бы вы анализировали Газпром в сравнении нефтегазовыми гигантами зарубежного рынка(понятно, что в единой валюте) то, как мне кажется, исследование только выиграло в части вопросов касающихся конкуренции.
За рубли инвестора на фондовом рынке они точно не конкурируют, а возможности Яндекса и Газпрома пинком открывать двери в высокие кабинеты несопоставимо разная. Как следствие, игры с ФАСом тоже ведутся по разным правилам, финансовый потенциал несоразмерен никак. Газпром при желании съест Яндекс и сделает его одной из своих подструктур. Обратная ситуация невозможна.
Очевидно, что Вы предпочитаете проводить внутриотраслевой анализ. В этом и есть дискуссионный вопрос, который я формулирую в статье.
Я предпочитаю сравнивать не с аналогичными компаниями умирающей отрасли, а с передовыми компаниями.
А что касается масштабов, то давайте сравним капитализацию Амазона и Эксон Мобил всего лишь 10 лет назад и сейчас. Всё течёт, всё изменяется. Полагаю, что именно для того, чтобы не упустить такие тенденции требуется сопоставление, выходящее за границы отдельных отраслей.
Да, и еще. Касательно курса рубля и цен на нефть. Нахлобучивания и металлургов.
Все вопросы к Центробанку, в первую очередь и его манипуляциями с покупкой и продажей валюты, с формированием накопительных резервов... И, разумеется, благодаря объемам заимствований нашими экспортоориентированными компаниями(валютных в том числе и из собственных оффшоров).
Объяснить сегодняшний курс доллар/рубль при цене нефти в 75 баксов за бочку можно исключительно действиями Эльвиры Сахипзадовны, но никак не рынком, не мировым ростом доллара, не резкой сменой политики ФРС...
А значит как следствие бюджет получает масштабный прилив рублей, а экспортеры — сверхприбыли.
Компании, ориентированные на высокотехнологичное оборудование, на высокий уровень оплаты труда, на внутрироссийский сервис (тот же Яндекс) от этого ничего кроме снижения прибыли не имеют.
«Конкуренция», манипулируемая простым росчерком пера в ЦБ и настроением Эльвиры выглядит как то странно, не находите?