Блог им. AVBacherov

Пузыри. Железные дороги в Англии

Пузыри. Железные дороги в Англии

Паровой двигатель стал одним из самых существенных изобретений человечества. В немалой степени именно это изобретение сделало возможность дальнейшей индустриализации, массового производства и конечно общественного транспорта. Благодаря паровозам и железным дорогам многократно выросли перемещения людей, оборот товаров и развитие целых регионов. Влияние этого изобретения сыграло колоссальную роль, но не менее колоссальную роль оно сыграло и на инвесторов.

Первая железная дорога в Англии возникла уже спустя пять лет, после изобретения парового двигателя, и в этот год парламентом было утверждено 6 проектов. Но в 1825 году из-за латиноамериканской лихорадки разразился кризис, и следующая дорога появилась только 1831 году, которая связала Ливерпуль и Манчестер (Liverpool&Manchester Railway LMR). Ее появление окончательно уничтожило скепсис, который был в самом начале. А такого скепсиса хватало. Вполне серьезно считали паровозы распугают коров, которые перестанут давать молоко, куры не будут нести яйца, а на скорости 15 миль в час людей разорвет на части.

Такой первичный скепсис не мог не сказаться на предложение по дивидендам LMR, чтобы собрать капитал для постройки дороги с потенциальных инвесторов. По некоторым источникам, они были в размере 20% годовых, что очень много для тех времен. Успех компании и высокая дивидендная доходность привела к росту котировок компании вплоть до 1837 году.

Но настоящему пузырю было суждено надуться только к 1845.  К 1840 в моде были облигации Испании, а в Англии было проложено 2000 миль железных дорог, и считалось что прокладка сети уже завершена. Ситуация изменилась в 1842, этому способствовала благосклонность королевы Виктории, которая отметила удобство путешествия на таком транспорте, а также осознание землевладельцев, что на этом можно неплохо заработать.

Стоит отметить, что в Англии не существовало регулирование по постройке и эксплуатации железных дорог. С каждым годом в период с 1842 по 1845 предлагалось все больше проектов, а 1845 был просто феерическим по их количеству. К этому году скопилось проектов на 8 тысяч миль, что в 20 раз превышало протяженность страны с севера на юг и в 4 раза уже существующей сети. К этому времени было зарегистрировано 1428 компаний, которые планировали собрать 700 млн. фунтов. Один из исследователей пузыря утверждал: «единственная мысль мучила директоров компании: как предложить проект, который лишь выглядит разумно, так как конечной целью был не сам проект, а размещение акций компании.» Для сравнения весь национальный продукт оценивался в 550 млн. К лету 1845 рост котировок на отдельные бумаги составлял 500%. Железные дороги, по сути, высасывали деньги из всех сфер экономики. Правда, это был один из пузырей, который был предвидим. Так банки давали кредит в 80% под залог новых железнодорожных бумаг, а банк Англии поднял процентную ставку с 2,5 до 3%. Как считают некоторые исследователи, это было последней иголкой, которая проткнула пузырь. Например акции компании, имеющие линию из Паддигнтона в Бристоль упали на 40%, позже в 1848 они упадут на 72%. Что уж говорить об акциях тех компаний, чьи линии существовали только на бумаге.

Но еще до повышения ставок стали выявляться различные случаи мошенничества. Например, одна компания продала в 10 раз больше акций, чем было разрешено выпустить, а у другой акции продавались с премией несмотря на то, что проект был отвергнут и компания подлежала ликвидации.

Общая экономическая ситуация тоже менялась стремительно, еще 1844 был урожайным, цены на зерно упали и подала себестоимость строительства, но уже в 1846 неурожай и вызвал опустошение запасов, а как следствие падение спроса на перевозки. В общем акции упали на 40%-60%. 1847 Банк Англии повысил ставку до 4% и перестал выдавать кредиты под ценные бумаги из-за сильного сокращения золотого запаса. Разорилось 40 больших купеческих домов, что снова ударило по железным дорогам.В 1849 правительство Англии выпустило указ «О прекращении строительства железных дорог», который фактически стал законом о банкротстве для железнодорожных компаний, которым они и воспользовались.

1. Вступительное слово и Тюльпаномания
2. Система «Миссисипи»

★1
18 комментариев
>Паровой двигателя

Гугль-перевочица?
avatar
Brassiere, поправил. Если найдете еще ошибки, пишите. Спасибо за редактуру.
Алексей Бачеров,  Не в малой степени
        Наверное всё-таки " в немалой степени")))
avatar
Muzikant, поправил
Алексей Бачеров, указ «О прекращении строительства железных дорого»
Владимир Иодо, спасибо, исправил.
а что-нибудь из подлинников первоисточника сохранилось или это фьючерс на фьючерс  пересказ пересказа?
товарищ масон, в смысле «подлинники»? Несколько авторов писали на эту тему: Артур Смит (1848),  Левин (1968), Чиркова 2009. Если покопаться в интернете, наверняка можно найти ещё.
Алексей Бачеров, 
вы хоть видите разницу между оригиналом и списком ?
ваш левин родился более чем через 100 лет после событий.
а чиркова вообще может оказаться «поколением егэ»

с таким же успехлм я могу рассказывать про правление наполеона.
хоть бонапарта, хоть третьего ))
ну и что что я живу в 10 тысячах км от мест где происходили события и на 200 лет позже.
чем я хуже вашей чирковой?

товарищ масон, если Вы найдете другие источники, которые точнее описывают события и более качественно, напишите. С удовольствием прочитаю. Будет отлично, если на базе этих источников Вы кратко изложите события тех давно ушедших дней.

Если Вы не доверяете этим авторам, это Ваше право и дело.

Алексей Бачеров, 
мои исторические изыскания интересны крошечному количеству людей
и тратить кучу времени и денег на сохдание статьи которую никто не замтит, а если и заметят, то назовут бредом — нет никакого желания

товарищ масон, это опять же Ваш выбор, на что тратить время. Вы написали здесь комментарии, которые ровным счетом ничего не меняют, и не приближают Вас или остальных к поиску истины. Если бы Вы дали альтернативную точку зрения, пользы была бы.

Лично я считаю, что этим авторам можно доверять. Поручусь ли я что все было именно так? Конечно, нет. Впрочем ровно также никто не даст свой зуб за 100% достоверность тех или иных событий. Историки и современники тоже пишут через призму своих представлений, восприятия и отношения к объекту исследования.

Алексей Бачеров, 
вот поэтому я предпочитаю информацию от непосредственных свидетелей событий, а не от всяких «чирковых»
хотя бы потому что «чирковы» крайне неохотно приводят ссылки на первоисточники.

вот например одна из моих люьимых книг «упущенный шанс сталина» мих.ив.мельтюхова.
автор описывает СВОЕ видение событий полувековой давности.
но опираясь на БОЛЕЕ ЧЕМ НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ !!
и приводит их точные исходники где он их взял.
и это источники — современники или почти современники анализируеиых событий.

у «чирковой» есть хотя бы сотня первоисточников ?
ну хотя бы десяток ?
или все домыслы высосаны из пальца?
товарищ масон, у Елены есть ссылки на источники, которыми она пользовалась. Не факт, что этих источников вообще есть в размере 1000 или даже 10-ти.

Мне непонятно Ваше рвение. Ещё раз повторю, что сейчас Вы «переливаете из пустого в порожнее. Если у Вас есть, чтотнаписать по-существу темы, пишите, от этого будет польза. Пока же Вы потратили 15 минут своего времени абсолютно бесполезно.
Алексей Бачеров, 
вспомнилось — лет десяток назад с аукциона был продан ордер на арест макиавелли

так что даже первоисточники требуют тщательной проверки и не все её проходят

товарищ масон, я Вам «про Фому, а Вы мне про Ерему». По теме есть возражение, предложения, дополнения? Нет? Тогда стоит завершать настоящую переписку.

Алексей Бачеров, спасибо, было интересно, как и Ваши видосы на ютабе
Владимир Иодо, благодарю.

теги блога Алексей Бачеров

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн