Блог им. asskorobogatov

Левые настроения как предчувствие постэкономической эры

У старого и малого одно на уме. Мир становится старше, но и уязвимее перед вирусом, вызывающим «детскую болезнь левизны». Эта болезнь неуклонно прогрессирует в развитых странах, выражаясь во все новых и новых инициативах в духе «отнять и поделить». Типичный пример – предложение канадских законодателей ввести 100%-й налог на состояния, превышающие 1 млрд долл. Помимо законов, играет роль и общественная атмосфера, в которой богатому приходится все время оправдываться в том, что он не бедный, раздавать внушительные части своего состояния и обещать раздать еще больше под конец жизни. Показательный пример общественно-одобряемого поведения дает Чак Фини – миллиардер, который на старости лет не оставил себе ничего, решив умереть бедняком.

О том, что этот вирус губителен для экономики, поскольку на корню уничтожает стимулы к труду и развитию, уже сказано достаточно. Реже можно услышать какие-то рациональные объяснения этой тенденции. В этой заметке попробую восполнить этот пробел.

1. Начнем с еще одной очевидной тенденции, которая наблюдается уже два столетия, – экономического роста и вызываемого им повышения уровня жизни. Это уже привело к кардинальному изменению целей хозяйственной деятельности: если в былые времена трудились ради выживания, сейчас трудятся ради качества жизни, а физически человек сегодня в состоянии выжить и вообще ничего не делая.

2. Хотя повышение качества жизни гипотетически может продолжаться бесконечно, физические блага здесь играют ограниченную роль. У богатого человека есть возможность выбирать занятие, место жительства, еду и досуг по своему вкусу, но после достижения этого уровня, последующий рост благосостояния сам по себе уже не сделает его счастливее. Насытившись физическими благами, человек может оставаться голодным душевно и/или духовно.

Именно этим объясняется образ жизни всех без исключения богачей в зрелом возрасте. Те, кто продолжают заниматься бизнесом, делают это уже не ради заработка, а ради прогресса, борьбы с раком, экономического образования или ради своего клана – каких-то общих целей, служение которым позволяет им испытывать внутреннее удовлетворение.

Те, кто отходят от дел, начинают коллекционировать страны, которые посетили, картины, которые у себя повесили, или женщин, с которыми переспали. Кто-то ударяется в духовные практики, кто-то в крестьянский образ жизни, а кто-то в благотворительность. Общим знаменателем у всех этих разнообразных способов провести остаток жизни является стремление получить что-то для души, а не для тела.

3. Если экстраполировать в будущее логику экономического роста с его ограниченным влиянием на счастье, производимые экономикой блага сами по себе перестанут кому-либо обеспечивать дополнительное удовлетворение.

Экономика каждому даст возможность искать себя за ее пределами. И тогда, подобно богатым сегодня, все остальные завтра хотя и будут по-прежнему искать счастье, но не в материальных благах. Будут пытаться создать для себе подобных нечто, за что те отплатят им вниманием, уважением или любовью. Или будут пытаться насытиться духовно, ища смысл жизни.

Стремление насытиться душевно и/или духовно необязательно должно ограничиваться конструктивными формами. Душевное удовлетворение иной может искать не в любви окружающих, а во власти над ними. И смысл жизни – это не только молитва и помощь ближним, но и насильственное перекраивание мира под собственные убеждения.

Как бы там ни было, в мире будущего все заняты чем хотят и ищут счастья в самореализации, состязаясь друг с другом в славе и влиянии.

4. Предчувствуя приближение этой постэкономической фазы развития, власти западных стран пытаются бежать впереди паровоза, подобно нашим радикальным марксистам прошлого. Последним их теория предсказывала вызревание в недрах развитого капитализма предпосылок для перехода к коммунизму, но они пытались ускорить этот переход, не дожидаясь того, как плод сам упадет с дерева. Так и сейчас хотят приблизить наступление новой эры, насаждая ее атрибуты.

Причем, история повторяется и в том, что подтверждает пословицу «тише едешь – дальше будешь». Если капитализму позволить работать по своим законам, когда-то он обеспечит полное изобилие и сам уступит дорогу постэкономическому обществу. Если же этот процесс ускоряют путем перераспределения богатства, когда его еще недостаточно для качественного скачка, капитализм работает хуже и растет медленнее, а наступление новой эры откладывается.

Резюмирую: благодаря экономическому развитию производство товаров и услуг постепенно перестает служить источником счастья, власти же развитых стран действуют так, как будто это будущее уже наступило.

Мой Телеграм-канал
★1
6 комментариев
Жизнь это игра, а люди в ней актеры. Если ты выиграл в этой игре 1 ярд, нельзя лишать возможности своих потомков открытию актерских талантов=)
avatar
Российские коммунисты это оппортунисты и не коммунисты вовсе.
Для чего нужна была коммунистическая идея для истории?
Для того, что прекратить грабёж народа, страны.
А сегодняшние коммунисты не понимают в чём суть этой идеи и смешали государство и частников, то есть превратились в либералов.
avatar
наверное и карл 1, тоже писал такие манифесты,

мол, не надо бежать впереди паровоза,

или как у нас сейчас один деятель просит ко всему относиться с пониманием
avatar
С этими левыми поворотами, мы вторую сотню лет по кругу ходим, как ишак за морковкой
avatar
насильственное перекраивание мира под собственные убеждения.

это по коммунистически прям!
avatar

теги блога Александр Скоробогатов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн