C 28 по 30 Июня, Лукойл организовал встречи с менеджментом и поездку инвестиционного сообщества в в Астрахань и Волгоград. Учавствовали аналитики ведущих инвестиционных домов и брокеров и представители IR и менеджмента компании.
1. Началось все с перелета чартерным рейсом малоизвестной авиакомпании.
2. Компания патритиччно летает на Як-42. Модель была модифицированная, был даже зал для переговоров. На нем мы отправились в Астрахань.
3. Первым местом которое мы посетили, стал завод Красные Баррикады (http://www.kras-bar.com). На котором, в частности строилась Самоподъемная Плавучая Буровая Установка (СПБУ) «Астра», с помощью которой велось разведочное бурение месторождений Каспия компанией Лукойл.
4. В настоящее время завод занимается строительством СПБУ «Каспийский Бурильщик», который будет эксплуатироваться в Туркменской части каспийского Шельфа компанией Dragon Oil. СПБУ будет крепиться на дне за счет трех опор длиной 100м каждая. На установке предусмотрен жилой блок для команды из 100 человек. Водоизмещение – 9000 тонн. СПБУ сможет бурить скважины глубиной до 10 км. Заказчиком СПБУ является китайская компания «Янтай РАффлс» и на строительстве участвует большое количество китайских рабочих.
Вид со стороны вертолетной площадки:
5. Вид на жилой блок и буровую вышку:
6. Строящаяся СПБУ соответствует всем требованиям по нулевому сбросу, которые применяются на Каспии, ровно как и объекты месторождения им Корчагина Лукойла. На вопросе охраны окружающей природы был сделан особый акцент. В частности мы посетили научно исследовательский центр по осетроводству БИОС. Там занимаются разведением рыб осетровых пород, которых затем выпускают в Волгу и Каспий.
Один из сотни чанов с мальками волжского осетра.
7. Фотография смазалась, но размер таких малышей – чуть меньше ладони.
8. Были рыбы и побольше. Вот этой – 2 года, а половозрелости они достигают в 7-9 лет.
9. Выпускаем мальком в Волгу:
10. Следующим пунктом программы было посещение корпоративного учебного центра. Где сотрудники Лукойла проходят всю необходимую подготовку. В том числе, и для того чтобы работать на платформах в Каспии.
На этой фотографии тренировочный бассейн. Специальный буй может создавать волны высотой около 5 метров, а соответствующие установки имитировать дождь, ветер и грозу с громом. На фотографии виден корпус аппарата используемого для тренировки действий во время аварийной приводнения вертолета, который доставляет работников на шельфовые объекты.
11. Люди залезают в тренажер, который через минуту уже будет полностью под водой вверх ногами.
12. Садимся в вертолет для перелета на Морскую Ледостойкую Стационарную Платформу (МЛСП) им. Корчагина.
13. Внутри Ми-8. Управлением занималось 3 пилота.
14. Лететь на МЛСП было около 40 минут.
Вид из иллюминатора: заросли камышей в дельте Волги.
15. На подлете к МЛСП им Корчагина. На фото судно, которое несет непрерывную вахту возле платформы на случай экстренной ситуации.
16. Заходим на посадку
17. Вот то судно, уже с вертолетной площадки. К слову, на горизонте видна буровая установка, которая заннмается доразведкой месторождения.
18. МЛСП им. Корчагина. Нефтегазоконденсатное месторождение с извлекаемыми запасами (С1-С2) в 226 млн барр нефти и более 50 млрд куб м газа. В 2011 годы было добыто 338 тыс тонн нефти. Глубина моря в районе составляет порядка 11 м.
Вид с жилого блока:
19. Сжигается лишь совсем незначительная часть попутного газа. В остальном, газ закачивается обратно в пласт и используется для генерации электроэнергии на станции. Таким образом, утилизируется свыше 99% попутного газа. Как я уже говорил, на станции используются технологии нулевого сброса. Все отходы вывозятся и утилизируются.
20. Нефть течет по трубам. На станции добываемая нефть полностью проходит предварительную обработку до товарного качества. Затем по системе подводных трубопроводов нефть транспортируется до морского перегрузочного комплекса, где загружается на танкеры-челноки для транспортировки к берегу. Затем нефть поступает в систему Транснефти.
21. Так выглядит устье нефтяной скважины. Это своего рода «колпачок», от которого на глубину на 1 км, а затем горизонтально вдоль нефтеносного слоя длиной до 4 км уходит скважина. Нефть поступает наверх под естественным давлением. То есть бьет гейзером.
22. Так выглядит нефть в полуторалитровой бутылке. Пахнет сладковато. Представьте себе запах бензина, но без резкого неприятно химического запаха.
23. Так выглядит рабочее место бурильщика.
24. Вертолет готов отвезти нас на сушу.
За серьезным анализом сегмента «добыча и переработка» компании Лукойл прошу проследовать
сюда. Я также писал и про программу разработки Каспийских месторождений
здесь
Григорий Бирг
Содиректор аналитического отдела Инвесткафе