Блог им. Gregori
А Т. Матрынову я бы советовал прочесть книги Хаека. Австрийского философа. И Мизоса. Там он найдет все ответы. Он читать любит. И уверен, что посты его, после прочтения., изменятся. Практически Все уже придумали до нас. А нам остается это просто собрать в кучу.
Пишет нам Владимир Зотов. Ну что же -читать дак читать. Только давайте с основ идти- с учебника. А то этические идеи можно и в Маин Камф Гитлера найти- он ведь тоже обосновывал свои взгляды. С Хаеком аналогично- начитался, впечатлился, вступил в секту.
Берём учебник. обычный вузовский учебник по философии. Можно взять учебник по этике- она идёт как один из предметов которые изучают студенты в ВУЗе. Довольно подробно изучают студенты философы. Есть и специальность в аспирантуре такая этика. В ВАКовской код 09.00.05.
И фон Хаека Вы среди людей исследовавших тему этики вы в учебнике не найдёте. Найдёте десятки разных концепций созданных за последние две с половиной тысячи лет. Созданных людьми разных взглядов, эпох, стран. Не стоит думать что некий гений который разрешил все проблемы которые человечество решило за несколько тысяч лет. Хаек получил определённое признание именно как экономист. Причём мне неизвестно ни одной страны которая достигла бы успеха следуя его модели. У него есть некие взгляды на этику как и у любого человека. Но специалистов по этики как то они не впечатлили- ни новизны, ни сильной аргументации. И если читать не только Хаека а пройтись хотя бы по десятку крупных мыслителей уровня Платона и Канта вы увидите что как этих сей гений очень слаб. Предлагаете почитать? а сами хотя бы по одному первоисточнику других мыслителей прочли? При этом вопрос о соотношении интересов общества и индивида один из центральных не только в этики но и в соц философии. Платон отвечал на них в своём «гос-ве» предлагая довольно жёсткую систему. Свободный капиталистический запад отвечает по своему. Вон диссидент Буковский недавно представился. большой любитель либертарианства и свободы. Единомышленик Фон Хаека. И то -чуть ли не попал в тюрьму — очень уж много детского порно нашли на компьютере его. Личный интерес к детской порнографии государства с рыночной экономикой почему то не уважают ставя в приоритете интерес общий. Причём это порно, а не допустим ядерная бомба в бардачке — за такое можно и до тюрьмы не добраться даже в самом правовом гос-ве. пристрелят при любом подозрении на возможность взрыва. США запрещают нарушать права негров и чёрных. Даже цензуру ввели- хейт спич под запретом. Причём этика- это не просто развлечение для интеллектуалов. это всерьёз и даже вполне имеет значение прикладное. А как иначе определить- что в законодательстве запретить, что разрешить. Отчего граждан оттолкнуть, а на что мотивировать. К примеру сейчас довольно активно развивается биоэтика. Одна из интересных проблем -эвтаназия. если раньше. при неразвитой медицине люди умирали «своей смертью», то сейчас на аппаратуре жизнеобеспечение, с развитой фармацефтикой и фармакологией это становится всё чаще вопросом выбора. Надо ли разрешить «хорошую смерть» для больного раком который иначе будет умирать в мучениях? а что делать с ребёнком -должны ли родители разрешать это для него? должно ли это быть вопросом выбора и гос-во в случае отказа должно обеспечить максимально комфортные условия умирания для пациента за счёт остальных налогоплатильщиков? Допустима ли генетическая модификация человека если он болен? а если здоров? Допустимы ли аборты? ЭКО? должен ли врач всегда пациенту информацию о состоянии здоровья его? а если это повергнет последнего в депрессию которая отправит последние месяцы жизни его? или другая сфера- технологическая этика. Есть комиссия при евросоюзе и есть предписания для компаний разрабатывающих беспилотные автомобили. и тоже много вопросов- если на дорогу выскочили два человека и затормозить физически невозможно -кого из них давить? если один молодой, а другой старик- можно ли совершать выбор на основе возраста? если один заслуженный учёный или врач спасший тысячи человек за жизнь а другой алкоголик с криминальным прошлым- можно ли на основе этого решения принимать? а если машина повернёт и врежется в отбойник и водитель получит травму- это допустимый вариант сохранить за счёт его здоровья жизнь пешехода?
Классический «веберовский» капитализм кстати как раз обосновывал свободу получению прибылей предпринимателем тем, что как раз такая система лучше для общего блага. этим и обосновывали необходимость перехода с устоявшегося строя (феодализм с аристократией) на него. Причём система с только личным интересом не существует не только у людей но и у, допустим, человекообразных обезьян. Есть там кроме борьбы за самок и иерархию и объединение в группы и дружба, и забота о детёнышах погибшего члена племени.
Общество, как и многое другое (вселенная, погода, природа, деньги, государство, рынок, образование цены, экосистемы, лес, океан) , все эти системы регулируются спонтанными порядками. Это объясняет то, каким путем из хаоса (хаотичных и несогласованных действий отдельных лиц, индивидов) образуется устойчивая упорядоченная система с четкими правилами и законами.
а это уже не этика, а другая наука- онтология. Учение о бытии. Есть там такая тема- детерминизм vs индетерминизм. могу написать и про это. но поступлю проще. если верить в хаос и полную спонтанность то науки как таковой не могло бы существовать т к наука изучают закономерности. Причём закономерности могут быть явными или нет. Во время получения одного из образования у меня в вузе была физика. Лекции, решения задач, лабораторные. Мы знаем что объективно существует, например сила тяжести. Это не спонтанное движение, это закон объективного мира из материи. знаем как рассчитать её аналитически. Можно ли это отрицать ?! ещё как. Берёте ряд эксперементов. Замеряете. И у вас каждый раз получаются новые значения. Которые хоть немного но отличаются от расчётного. Поэтому учёные и часто вынуждены проводить ряд эксперементов и потом обрабатывать методами мат статистики результаты их. При этом это физика- область довольно простая и хорошо изученная. С человеком и обществом всё сложней. Есть полная спонтанность и свобода выбора? тогда не существовало такой науки как психология (нет закономерностей для изучения), а фирмы бы не вбухивали огромные детьми в маркетинг что бы на выбор этот повлиять. «Оксфордский профессор математики Маркус дю Сотой в ходе интересного эксперимента пытается понять, как принимаются решения на уровне нейронов. И выясняется, что наши нейроны реагируют на раздражитель на 6 секунд раньше, чем мозг вообще осознает такое решение. А какие выводы из этого можно сделать, вы узнаете посмотрев следующее видео, озвученное и переведенное студией Vert Dider.» видео тут. Причём самому покупателю может казаться, что желание купить эту вот вредную еду(умом понимает) у него появилось исключительно спонтанно
С появлением сложного из простого тоже интересно. но это совсем уже тема для поста отдельного
Каждый век научных исследований показывает нам, какие мы в сущности букашки, но каждый раз мы наступаем на одни и те же грабли: мерой всему человек!
Смешно подумать, каких нибудь 200 лет назад «все самые прогрессивные» представители западной цивилизации упорно отмеряли сотворение мира от ~ сотворения человеков. А ведь и сегодня такая концепция весьма популярна в культуре людей. Это же надо же быть таким упёртыми долбо...
ЗЫ чувства верующих не смею оскорблять! Не хочу в тюрьму по очень важному «этическому закону»!
Fry (Антон), статья по людей. антропоцентризма нет тут. Или вы хотите пару сотен страниц почитать про появление жизни из органических соединений и про этику при брачных схватках животных?
На счёт «от сотворения человека» -летоисчеслени которое и сейчас используется и тогда «от рождества христова» Хотите перейти на летоисчисление от момента большого взрыва?
На счёт «про людей» — вот именно.
В том-то и проблема, что социальная философия в основном размышляет об обществе с позиции человека.
Это примерно как обсуждать игру в шахматы с точки зрения шахматных фигур.
Философия — это наука вопросов, а не ответов.
Каждый великий философ был велик как раз не тем, что отвечал на вопросы, а тем, что придумал «свой вопрос!». Такой вопрос, для ответа на который нужно перевернуть представление о многих знаниях. Для ответа на который нужно вводить новые категории. Для ответ на который в других науках появляются целые новые направления, а может быть даже дисциплины.
Так что философы не стремятся отвечать на вопросы. Для этого есть другие науки.
Fry (Антон),
>у Вас ошибочное представление о том, чем занимаются философы =)
здорово! а у вас значит правильное+ вы объективно в области философии компентентней и Вы мне хотите рассказать как оно на самом деле?
Вопросы ставит любой учёный. Абсолютно. и новые создают регулярно. на счёт «специфики»- нет. во первых потому что не все вопросы могут быть решены в рамках частных наук. Во вторых -великим философом Вы можете стать и не задав нового вопроса. Вот старый вопрос- есть ли бог. В античности спорили ещё. В средние века Фома Аквинский приводит три доказательство бытия бога. И великий философ. А потом появляется другой не менее великий -Кант, которые это доказательства ниспровергает. Но предлагает вместо этого своё- четвёртое. А ещё имеется ряд вопросов к частным наукам не сводимых в силу высокого уровня абстракции. Допустим есть категория развитие в философии, но оно не сводимо к развитию организации в менеджменте, развитию растения биологии или развитие ребёнка в возрастной психологии
Гений Канта совсем в другом, впрочем как и Фома Аквинский с точки зрения реальных научных достижений интересен вовсе не этим.
Впрочем, философию так и преподают, так и описывают в учебниках. На уровне средне-вузовских рефератов-дипломных — лишь бы оценку получить.
О ней так и складывается представление в обществе. Так и живём =(
а на счет эвтаназии… человек имеет право распоряжаться своим телом и своей жизнью… но конечно не в россии, где он государев раб, а жизнь и смерть принадлежит царю
ves2010,
2. Интересно. тогда из вашей логики надо рабство разрешить. главное что бы люди сами подписывались под договором где он (допустим в случае не выплаты кредиту) рабом становится
3. в России говорите. при всём критическом отношении к нынешней власти в РФ- а что в странах с «экономической свободой» принципиально иначе ? полная свобода? вот родились вы в гетто чёрном или возможно в белом в каком нибудь детройте. что вы можете делать кроме как труд продавать свой идя наёмным сотрудником? Вы средний человек, особых талантов нет. ну а работа в найме- помниться кто то из американских политиков (а может и президент) выступая против отмены рабства говорил — наёмный труд, тоже рабство только по времени ограниченное. Так что и в США Вы скорее всего стали бы при таком раскладе кем нибудь типа мойщика посуды или сотрудника автозаправки. Там выходнцы из этой среды куда чаще попадаются чем на саммите миллионеров или в MIT. Примат частной собсвенности? ну ок, а попробуйте вы в США не заплатить за неё налоги. ну по счетам за одно не заплатить за дом свой. Увидите сразу ваша ли это собственность
мало кто помнит, но законы были раздельные для дворян, для мещан, для духовенства и обычных крестьян… счас закон один для всех
рабство конечно прикольно, но экономически неэфективно…
ves2010, в своё время оно было прям самое крутое по эффективности. ведущие державы использовали. от античного Египта и Рима до тех же США в 19 веке.
Более того — «временная» эффективность это черта всех существовавших в истории систем. на смену которым приходили другие. и странно думать что существующая система будет существовать вечно
любая страна, где у граждан нет никаких прав — пытается построить рабовладельческий строй...
ves2010, конечно конечно! Все эти сокращения рабочего дня, школы, больницы, культ науки, бесплатное жильё, детдомовцы делающие карьеру до главных инженеров, субсидированные путёвку, коммуналка, проезд, продукты -это типичнейшие черты рабовладельцеского строя
не очень понятно правда что это вы Вдруг СССР вспомнили. может средневековую Италию лучше обсудим? Или Шумер древних
правда одна не состыковка у вас- при рабовладельческом строе как раз максимальные права есть у граждан. Не у всех правда, а у свободных. Хочешь- купи плантацию, хочешь- производство, хочешь -раба. И что хочешь то с ним и делай- никаких профсоюзов, левых движений и влезание в государства в твои дела -хоть насилуй. при раннем капитализме века 19ого подобное по отношению к работником прокатить могло -и то в меньшей степени, а к середине 20ого права собственников ограничили уже. непорядок.
а на мой вопрос Вы так и не ответили -рабство то разрешить надо? из логике вашей что каждый в праве произвольно жизнью своей распорядится- да. сам подписал договор, сам дурак что мелкий шрифт в конце не разглядел, сам просрочку допустил и свою судьбу этим предопределил
а в ссср ты не жил ниразу…
Чего вы все исходите из частного?
Начните с общего!
Что в любой стране не знаю, как насчет любой популяции...
80% мягко планктона остальные 20 делятся сложнее — как то писал об этом и не раз. и даже приводил причины и какую то там статистику.
Так вот:) если уж делать чего-то для «Планктона» Не Платона, заметьте, так это постараться изменить соотношение 80/20 на хотя бы 70/30...
Уже бы двинули планету!
По сути — эти 80 всегда будут в той или иной степени — рабами.
Им ничего не нужно другого вообще!
То, что в разных странах уровень рабства разный — так это потихоньку стирается.
Ну не нравится барину жить в тех местах, где у рабов «носки воняют»...
(Хороший пример есть с Никелем в Мурм обл, когда соседние страны нехило ввалились, чтобы от поселка не воняло...
В общем, не вижу выхода ( вернее есть утопические) ( это надо снова рассказывать как устроены остальные 20 и почему)
Поэтому — какой смысл то??? Как то постил тут Вагантов уже забыл какого-то замшелого века — все один в один :(