В продолжение
вчерашней дискуссии, стоит отметить, что опционный рынок довольно любопытно отреагировал на выступление Пауэлла в среду. Так как на одной неделе пересекаются положительный сюрприз от ФРС и потенциально негативный от Трампа в Аргентине, интересно было взглянуть что будет сильнее «корректировать» рынок.
Есть такой инструмент VXST — индикатор 9-дневной волатильности по опционам S&P 500 (тоже что и VIX, только более короткий таймфрейм). После комментариев главы ФРС в среду
9-дневная ожидаемая волатильность (VXST) выросла несмотря на то, что S&P500 также закрылся с более чем 2-процентым ростом.
Обычно VXST и S&P500 движутся разнонаправленно, так как, грубо говоря, паника и сопровождающийся рост волатильности присуща скорее медвежьему рынку (“market goes up by stairs and down by elevator”). Интересно, что VXST впервые показал рост в интрадее одновременно с положительной динамикой S&P 500 с момента создания инструмента в 2011:
Точками на графике указаны изменения VXST(9-дневной волатильности), в те дни, когда S&P500 рос на более чем 2% в день. В среднем VXST падал на -17%. Красная точка — 28 ноября, первый за историю «выброс» на положительной территории.
Напрашивается объяснение произошедшего — некоторые участники рынка (опционов) не купились на ралли фондового рынка, инициированное Пауэллом, так как ждут результатов встречи Трампа и Си,
о чем я и писал вчера. А вы что думаете по этому случаю?
По другим событиям. Несмотря на увеличение фискальной и монетарной поддержки в последние месяцы, активность производственного сектора в Китае упала до минимума 2016 года, находясь на грани сжатия. Основной показатель составил 50 пунктов в ноябре – значение разделяющего подъем и рецессию.
Сфера услуг в Китае пока также не в состоянии принять на себя бремя роста – активность в ней замедлилась до 53.4 пунктов в ноябре против ожиданий в 53.8 пунктов.
Слабость экономики не удается искоренить даже после целого ряда мер по стимулированию — снижения подоходного налога, кредитной поддержкой финансовых организаций для того, чтобы влить эти деньги в предприятия через акции и облигации. Размер и позиция в Китая в мировой экономике гарантируют отголоски рецессии будут чувствоваться в данных по активности других стран, прежде всего в ЕС и США. По ним данные PMIожидаются на следующей неделе.
Протокол заседания ФРС вышедший вчера мог показаться нерелевантным знанием для рынков в свете откровений Пауэлла, но содержание документа убеждает в том, опасения касательно роста в 2019 были еще в начале прошлого месяца.
Во-первых, чиновники призвали внимательнее относиться к поступающим экономическим данным:
“Многие из участников посчитали, что на предстоящих заседаниях, в содержании заявления и формулировках, может быть уместно делать больший акцент на экономические данные в оценке экономики и прогнозах по политике.»
Та самая «пресловутая» “datadependence” которая превалировала в комментариях Йеллен и от которой до сих по не может избавиться Драги. Та самая осторожность, на которой теперь фундаментально базируются ожидания всего лишь одного повышения ставки в следующем году (по сути, до нижней границы оценок нейтрального уровня ставки в ФРС).
Во-вторых, после ряда предыдущих заявлений о сильных темпах роста экономики, в ноябре ФРС был обеспокоен о замедлении в «некоторых чувствительных к ставке секторах». Наиболее вероятно речь идет о рынке недвижимости и возможно связанным с ним строительным сектором, данные по которым были абсолютно не впечатляющими в этом году Cмарта 2016 года, 30-летняя ипотечная ставка поднялась с 3.6 до 5.2%.
Фондовые рынки отреагировали небольшим ростом, доллар изменился слабо. Фьючерсы на ставку указывают на ту же вероятность повышения ставки в декабре. Ждем итогов встречи.