Блог им. Koleso

«Рискуя собственной шкурой» Нассим Талеб. Ключевые идеи из книги. ВидеоКонспект.Часть 2

«Рискуя собственной шкурой» Нассим Талеб. Ключевые идеи из книги. ВидеоКонспект.Часть 2

https://youtu.be/PZk5DxnD0PU ВидеоКонспект.Часть 2

Идея №3. Честная сделка — та, в которой у каждой стороны одинаковый уровень неопределённости

Остерегайтесь того, кто советует вам что-то сделать, уверяя, что это будет полезно для вас, если это будет так же полезно и для него, но при этом возможный ущерб его никак не затронет.

Древняя пословица: «Поймав черепаху, сам её и ешь». Источник пословицы — история о группе рыбаков, поймавшей много черепах. Когда они приготовили их, то обнаружили, что те не особо вкусны и никто не хотел их есть. Мимо проходил бог Меркурий — рыбаки решили скормить ему черепах, которых не хотели есть сами. Но бог быстро это понял и заставил каждого рыбака съесть черепаху, установив принцип: если кормишь чем-то другого, ешь и сам. История о черепахах — это архетипическое описание всех сделок. Если кто-то очень настойчиво рассказывает вам о чём-то как о безусловном благе, скорее всего, это не такое уж благо для вас, зато для другой стороны это точно благо. И возможно,  другой человек просто «впаривает» вам ненужный ему хлам.

Когда Талеб работал в инвестиционном банке, он видел, что трейдеры «впаривали» плохие акции своим доверчивым клиентам, убеждая что это выгодное вложение, и акции вырастут.

Да, трейдерам нужно делать свою работу и приносить прибыль банку, к тому же они не делали ничего противозаконного, они просто использовали манипуляции и техники продаж. Это законно, но это явно не этично.

Представьте, что вы продавец газированных напитков, и у вас на складе находится партия с уже истекающим сроком годности. Вам звонит покупатель и говорит, что готов купить её всю. Что вы станете делать — скажете ему правду или промолчите?

При любой сделке возникает проблема: как много информации продавец должен раскрыть покупателю, например, зная, что цена на продукт скоро упадёт? Этим вопросом задавались ещё в древности.

Известна дискуссия между двумя философами-стоиками — Диогеном Вавилонским и его учеником Антипатром из Тарса, который радел за самые строгие моральные принципы в отношении сделок. Антипатр считал, что любая сделка должна быть прозрачной, и покупатель должен владеть той же информацией, что и продавец. Это самая устойчивая позиция, так как она не зависит от времени, места, ситуации и прочего. Законы различны в разных местах, к тому же они довольно гибки в отношении необходимости раскрытия информации. А этические принципы всегда более устойчивы, чем юридические, и право должно приближаться к нормам этики, а не наоборот. Он заключает: законы приходят и уходят; этика остаётся.

Так, в шариате есть законы, которые регулируют исламские финансы и устанавливают определённые правила симметрии в сделке. Шариат позаимствовал эти практики из более древних средиземноморских и вавилонских источников. Шариат устанавливает запрет на гарар (неопределённость и обман) в любых торговых отношениях. В сделке стороны должны обладать одинаковым количеством информации, у них должен быть равный уровень неопределённости, а гарар, нарушение шариата, приравнивается к краже. Если только одна сторона сделки хорошо понимает её результат, это является нарушением шариата.

Для честной сделки важно не только, чтобы была информационная прозрачность, важно, чтобы и намерения сторон были прозрачными.

Тем не менее эти этические правила не могут быть универсальными — всегда есть какие-то группы людей, к которым эти правила не применяются. Афиняне говорили, что демократия подразумевает равное ко всем отношение, но оно не распространялось на рабов и мигрантов.

Нормально, когда есть какая-то группа людей, в отношении которой мы можем поступиться этическими принципами, иначе система не сможет нормально функционировать. Мы всегда делим мир на своих и чужих, мы делимся на клубы, а если они становятся слишком большими, то перестают эффективно функционировать. те политические системы, где главная роль отводится муниципалитетам, а не центральному управлению гибче. Нет ничего плохого в том, чтобы сохранять немного племенное сознание, если при этом строятся организованные отношения между племенами — это лучше, чем пытаться насильно всех «сдружить». Попытки собрать воедино шиитов, суннитов и христиан и заставить их жить мирно ни к чему хорошему не привели. Соседи по району обычно ладят лучше, чем соседи по комнате.

Идея №4. Терпимое большинство всегда подчиняется наименее терпимому меньшинству

Вы не можете предсказать поведение сложной системы, анализируя свойства её частей. Главное — не то, как она устроена, а то, как взаимодействуют её части. Взаимодействие этих частей подчиняется в том числе правилу меньшинства.

«Чтобы сообщество функционировало должным образом, нужно только небольшое количество нетолерантных, добродетельных людей, которые лично заинтересованы в исходе игры (они ставят шкуру на кон)».

Когда численность меньшинства, не собирающегося идти на компромиссы, достигает определённого уровня, например, в три или четыре процента от общей численности, остальной части населения приходится подчинится их требованиям и предпочтениям.

Человек, соблюдающий кашрут, не станет есть трефную пищу, но человек, не соблюдающий кашрут, вполне может есть кошерное. Человек, страдающий от аллергии на арахис, не ест продукты его содержащие, но может не есть их и тот, кто не страдает от аллергии, поэтому арахис не встретишь в самолётных меню и школьном питании. В Великобритании проживает всего до 4% мусульман, но гораздо большая доля мяса оказывается халяльной.

Правило меньшинства, когда бескомпромиссная группа подчиняет себе более гибкое и пассивное большинство, можно применить к самым разным областям. Так распространились автомобили с автоматической коробкой передач — ведь на них могут ездить и те, кто умеет управлять автомобилем на механике.

На Ближнем Востоке, родине христианства, распространился ислам — переход к этой религии считается необратимым, а ребёнок считается мусульманином, если хотя бы один из его родителей мусульманин. Так мусульмане практически полностью стали контролировать некогда христианский (коптский) Египет.

Сам ислам изначально не был однородной религией. Внутри него власть также захватило самое бескомпромиссное меньшинство — сунниты, придерживающиеся всё более строгих традиций. Таким же образом христианство победило язычество в Риме, где были терпимы к чужим религиям, но христиане настаивали на исключительности своего Бога.

В правиле меньшинства есть два уточнения: важно, чтобы «бескомпромиссная» группа не была изолирована в каком-то районе-гетто, а распределена среди большинства населения — тогда гибкое большинство подчинится нетерпимому меньшинству.

Кроме того, важно, чтобы соблюдение правила не выливалась в какие-то существенные расходы для большинства — халяльное мясо в Великобритании не распространилось, если бы стоило в десять раз дороже обычного. Тем не менее те правила, которые связаны с чужими религиозными догмами, могут приниматься в штыки, следовательно натыкаться на противостояние, которое замедлит их распространение.

Но в иных случаях можно ожидать, что требования нетерпимого меньшинства распространятся на всё общество. Так, из-за правила меньшинства в США и Европе постоянно растут продажи органических продуктов — производители указывают, что их продукция не содержит ГМО. Пытаясь продвинуть свои товары через подкупы политиков, учёных, журналистов и лобби, производители ГМО ничего не добиваются — они нацеливаются на большинство, но им противостоит нетерпимое к ГМО меньшинство, а значит, требованиям нетерпимого меньшинства подчинится гибкое большинство.

Правило меньшинства объясняет и то, почему для запрета книги или фильма, достаточно нескольких мотивированных активистов, а пассивное большинство, которому в принципе всё равно, просто подчинится их требованиям.

Нравственные ценности меняются благодаря действию определённых личностей, которые, в силу своей нетерпимости, начинают требовать от окружающих определённого поведения и соблюдения правил. Ошибочно считать, будто человечество становится гуманнее и лучше спонтанно — на самом деле это происходит за счёт действий небольшой группы людей.

Научный прогресс также не является следствием консенсуса, иначе мы бы до сих пор жили в тёмных веках. Прогресс и развитие человечества всегда определяется небольшим количеством бескомпромиссно настроенных людей, которые готовы на жертвы и которые ставят на кон свою шкуру.

У правила меньшинства есть очевидная тёмная сторона. Автор приводит парадокс — может ли терпимый западный человек быть терпимым к тому, кто проявляет нетерпимость по отношению к нему и к его культуре? Должны ли мы ради соблюдения принципа свободы слова давать такую свободу тому, кто хочет запретить свободу слова?

Мы должны быть нетерпимы к некоторым особенно нетерпимым меньшинствам, в противном случае западная цивилизация совершит самоубийство.

Идея №5. Люди, зависящие от оценки их работы вышестоящим начальством, не должны принимать критически важные решения

Мы осуждаем рабовладение, но и в наше время существует нечто подобное рабству — работа по найму, которая отдаляет нас от принципа шкуры на кону.

На заре христианства существовали странствующие монахи гироваги, жившие на подаяния. Официальная церковь не одобряла их — победила более упорядоченная и иерархическая система монашества, а гироваги не вписывались в эту систему, так как они были свободными и ни в чём не нуждались.

Если вы хотите создать организацию, в том числе стартап, совершенно свободные люди вам не нужны — ведь ваша задача лишить работающих на вас свободы, удержать их. Для этого вы манипулируете, заманиваете, обещаете награды в случае повиновения и наказание в случае неповиновения.

Наёмный работник эффективнее, чем раб. Он добровольно лишает себя свободы и подчиняется. Несмотря на затраты на содержание, в обмен вы получаете надёжность.

На смену понятие человека компании  пришло понятие сотрудника индустрии — это сотрудник, который не держится за одну компанию, но всё равно хорошо подчиняется, так как он боится огорчить не только своего работодателя, но и других потенциальных работодателей.

«Важно не то, чем человек обладает или не обладает; важно то, что он боится потерять». Мы становимся хрупкими и уязвимыми, когда нам есть, что терять. Восхождение по карьерной лестнице стоит больших ограничений — чем большего вы добиваетесь, тем больше вы можете потерять.

Экс-главе ЦРУ Дэвид  Петрэус ушёл в отставку из-за скандала с любовницей — даже один из самых могущественных людей мира остаётся рабом системы. Тот, кто думает, что управляет чужими жизнями, как кукловод, дёргающий марионеток за верёвочки, в действительности сам остаётся рабом, судьба которого находится в чужих руках.

Люди, опасающиеся негативной оценки их работы начальством, могут выполнять какие-то рутинные поручения, но не должны принимать критические решения. Их интерес в том, чтобы начальство их похвалило, а не в том, чтобы принять верное решение. Именно в этом перекосе, ассиметрии, наравне с разделением обязанностей  причина, почему людям проще продолжать оправдывать плохие решения вроде вторжений во Вьетнам и в Ирак. Почти все нападавшие на башни-близнецы 11 сентября 2001 года были выходцами из Саудовской Аравии, но правительство США не стало с этим разбираться, опасаясь проблем с поставками нефти, и направило войска в Ирак. Так политики и чиновники, боясь перечить вышестоящему руководству, дали терроризму развиваться.

Миру нужны люди, которые будут заинтересованы в результате, а не в оценке их работы начальством.

P.S. Канал goo.gl/5CTbRU о том, что нам ждать от будущего и как в нем преуспеть.

Список видеоконспектов книг goo.gl/D9wQF8

t.me/SmartEventMos — Деловые события Москвы

Список всех деловых событий Москвы goo.gl/h9MiUi вкладка ЭВЕНТЫ

twitter.com/koleso_andrey 
Подпишись — будь в курсе.

★2

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн