Блог им. ChicagosBull

Большинство россиян считают Россию технологическим мировым лидером.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса, посвященного отношению россиян к теме технологического лидерства.
Подробности:
65% респондентов сообщили социологам, что государству в наше время «очень важно» быть лидером в сфере технологий. 27% считают, что это «скорее важно». Кажется, ответы очевидные. Но год назад, когда ВЦИОМ проводил такой же опрос, вариант «очень важно» выбрали 76%. Нынешняя задумчивость может быть случайной, ситуативной. Она просто бросается в глаза — и не получает объяснения.

На вопрос, можно ли отнести сегодня Россию к мировым технологическим лидерам, положительно («однозначно да» и «скорее да») ответили 56%. Опять же, на 7% меньше, чем в прошлом году. Это констатируется, но не объясняется, социологи ВЦИОМ просто отмечают, что «после роста в 2025 году показатель вернулся к уровню 2021 года». Однако этот скачок интересен, как будто год назад что-то вызвало у граждан энтузиазм и уверенность, а затем наступило — что? Разочарование? Возвращение к реальности? Опять же, попытки объяснить не хватает.

Среди опрошенных 50% считают, что Россия сегодня занимает лидирующие позиции в области атомной энергетики, 46% называют военные технологии, 29% — космические технологии. Эти три отрасли респонденты называют чаще всего, когда им нужно ответить на вопрос, что принесет России влияние на мировой арене в будущем. Для сравнения: лишь 12% верят в то, что РФ совершит прорыв в области искусственного интеллекта. На машиностроение надеются 8%, на робототехнику 6%, на связь — 2%. Интернет отдельно не упомянут, как и компьютерные технологии, программное обеспечение и т.п. Вероятно, в прорыв в этой области не верят ни граждане, ни социологи, которые задают им вопросы. При этом мы очень часто слышим, прежде всего с высоких трибун, о необходимости достичь «технологического суверенитета», и это касается прежде всего тех областей, в которых наша страна больше всего зависит от импорта и иностранных изобретений.

Представление о лидерстве как об успехе в масштабных сферах — то, что Россия унаследовала от СССР. Это и прорыв в космос, и создание бомб. Само слово «лидерство» в сознании граждан актуализирует представления о геополитической борьбе и соперничестве времен холодной войны. О новых вооружениях, которые «есть у нас, а у них нет», люди каждый день могут узнать по телевизору. Тогда как сам телевизор, как и мобильная связь, интернет, самолеты, автомобили, медицинские технологии и многое другое, похожее — это повседневная жизнь миллионов людей. И в этой повседневности они во многом зависят от импорта. Раньше это могло казаться обидным, но не было проблемой: все можно было приобрести. В последние годы снизилась еще и доступность.

Мировая практика показывает, что можно создавать современное оружие и тем более отправлять корабли в космос, но при этом предлагать всему миру инновации и для повседневной жизни. Однако, если начинать мыслить категориями лидерства и состязания, оказывается, что проще гордиться ракетами, чем телефоном или пылесосом.

— Независимая газета.
@ejdailyru

  Меня лично удивил факт, что большинство россиян считает сегодня нас мировым технологическим лидером. Моё мнение, что мы не являемся таковыми. Почему то думаю, что и на Смартлабе большинство не считает Россию мировым технологическим лидером, Китай,- да, США, Япония, Южная Корея, ЕС, Тайвань даже, -да, но мы далеки от мирового лидерства в технологиях на мой взгляд. Есть кто считает по другому? И в какой гражданской сфере мы мировые лидеры, подскажите пожалуйста.
Данная публикация является личным мнением автора. Мнение владельца сайта может не совпадать с мнением автора.
2.3К
74 комментария
Меня лично удивил факт, что большинство россиян считает сегодня нас мировым технологическим лидером.

Тут не совсем корректно учитывая что 50%, за атомную энергетику, всё таки это день вчерашний.
avatar
АШ,  Так с ядеркой сейчас и КНДР и Иран вон, да и скоро все кому не лень будут. Атомные станции много кто строит. Ну может с натяжкой мы ещё тут так сказать на советской корове ещё едем, а дальше?
Олег Ков, особо то переживать не стоит лес, газ, нефтьзолото, серебро, металлы итд, всё есть, продать можно.
Население 3 Ивана, проживём.
Ну будут они на летающих машинах, мы на ваз07, ничего не поделать, таков курс партии.
avatar
Олег Ков, ну, справедливости ради, в мире АЭС реально строят две страны: РФ и Китай, именно в таком порядке. Единственная отрасль кроме нефтянки, которую новиопы не смогли убить.
avatar
lihoslavl, Да, я это только и отметил. Но кроме нас так то США, Индия, Франция, Южная Корея строят свои АЭС.
Олег Ков, США и союзники строили в 1970-х, тогда была построена основная часть АЭС. Сейчас даже близко не то, ну, может 1-2 АЭС строят сейчас. В Индии, по-моему, тоже наши строят.
avatar
lihoslavl, А зачем им сейчас строить? В той же Франции в 2024 году доля производства э/э на АЭС — около 70 %. Для сравнения — в России процентов 17.
avatar
lihoslavl, Индусы говорят что у них собственные технологии. Да и ладно, факт что мы тут не одни на вершине. А в других сферах у нас всё гораздо плачевней.
АШ, сегодняшний, это реакторы на быстрых нейтронах. Утилизация через них ядерного топлива. Этого хватит на тысячу лет. А там уже будут летающие тарелки.
Дмитрий-Димас Ермаков, от они перспективы, будем покорять просторы вселенной)
Вот это я понимаю размах!)
avatar
АШ, ну а что, сто лет назад, твои предки передвигались на санях и на телегах. Доили корову. Пахали, рубили, пилили. Сто лет всего прошло.
Дмитрий-Димас Ермаков, это не правильное сравнение, происходит прорыв, потом застой.
До этого 500 лет на лошадях скакали
avatar
Ну да, техгиганты — лампочка в каждом доме! 
avatar
Где Буран? Где ЭКИП? Где дерижабли? За что боролись?
Дмитрий-Димас Ермаков, На то и напоролись)
Феномен множественного невежества — в социальной психологии ситуация, при которой большинство членов группы отвергают какую-либо норму, не высказывая это открыто, но при этом каждый из несогласных ошибочно полагает, что большинство остальных членов группы эту норму поддерживают, и, исходя из представления о единичности своего несогласия, начинают поддерживать эту норму тоже.
avatar
StarDust, есть такое да.
Олег Ков, Это как общественные слушания по вопросу благоустройства — общественники проводят чтобы внести изменения и сделать предложения, власти, чтобы лигитимизировать уже принятое решение. И всё это по в рамках одного собрания и одной повестки. 
avatar
DMX_X, В рамках даже одного мнения, я бы сказал.
StarDust, тоже выяснится позже относительно результатов опросов на тему «поддерживаете ли вы политику президента». Как только последнего спихнут, тут же окажется, что реально поддерживавших было в несколько раз меньше, чем нам пытались внушить опросы ВЦИОМа
avatar
Маленький гигант, большого… Хитрым движением руки Джилли превращается, превращается... 
не стоит серьёзно относится к этим данным этого агентства
Елена Moon, Так то да, есть тут признаки заказа, но всё же…
Зависит от понятия «лидер». Если глобально, то первый-второй? Нет. Первая десятка? Возможно.

Вот сейчас действия России переворачивают военные технологии всего мира. Это лидерство. В отдельных отраслях оно очевидно.
avatar
Влад, В военных технологиях мы на уровне лидеров, это трудно оспорить, а вот в гражданских отраслях на мировом уровне разве что только АЭС, и всё.
Олег Ков, все относительно. Россия большая и разная.
Например, Москва — мировой лидер по цифровизации, городской инфраструктуре, качеству коммунальных услуг и проч.

А есть Тува, где еду на кизияке готовят. Обычно эти рейтинги берут среднее между первым местом и кизияком.
avatar
Влад, Москву вообще можно не учитывать, это особый регион во всех смыслах.
Олег Ков, че москва то, не пойиу, такая же деревня, зарплаты теже, ну концентрация блатных и что. Вон у нас московские тепловики администрацию местную гнут, как к туземцам.
Олег Ков, да как так то? Нет Олег, вы юлите и прячете голову в песок. Тут пишем, тут не пишем — так нельзя.

Я лет 15 тому назад, когда студентам рассказывал про мировую экономику, с отсылкой на международную статистику приводил в каких отраслях мы лидеры. Для них это было удивительным открытием.

Но они малые, тупенькие им простительно. А вы сознательно и целенаправленно обесцениваете национальные достижения. Попахивает пропагандой.
avatar
Влад, Отнюдь, я на себе испытал иностранные суда и наши, финские ледоколы и наши, разница как мерседес и ваз-копейка, даже больше. Иностранные суда сделаны для человека и мало что ломается на них, они безопасны и комфортны, и экономически более эффективны. Ну а нашей постройки суда это просто отстой, никто из моряков не хотел на них работать. Вы просто не в курсе этого.
 Важна правда, а не пропаганда, а правда она вот такова, не в нашу пользу. И потом мнительность это плохое чувство, советую вам гнать её и смотреть только на факты.
avatar
Олег Ков, Ну, еще ледоколы умеем делать. Финтех, если не лучший в мире, то в числе лучших так точно.
Александр Мерков, финтех это дерьмо, людей мучить, просто от него защитили. Ходите вы тут по магазинам карточки веером вытряхиваете, у самих руки трясутся от всех этих паролей и мошенничества
Александр Мерков, Я работал на ледоколах, это просто отстой, лучше не вспоминать, вот финские ледоколы это как Мерседес, ну или Лисян, а наши это как ВАЗы, вот такая разница, небо и земля, тоже самое и любые торговые суда.
avatar
Александр Мерков, был… до 2022 года
avatar
Тут тебе и вциом, и большинство. Т.е. это удвоенный отрыв от реальности
 
Эдуард Габбасов, да ладно, эфективность на лицо, кто не смотрит телевизор утвержают тоже самое, через бабок видать передается. Приходят они с работы заморенные под ночь, и бабки им объясняют кто виноват, а скоро заживем. Видел бабку, она еще за трудодни работала, свеклу полола, так там такая коммунисткка державная, вот как так.
Эдуард Габбасов, Мы давно вне реальности живём, по ТВ говорят одно, а в жизни всё по другому.
Без VPN никакое серьезное дело сделать нельзя. Вот и все лидерство.
avatar
Diamond, 
В сфере строительства АЭС мы, судя по высказываниям инсайдеров типа Шингаркина, уже находимся в кабальной зависимости от Китая.
Сами делать оборудование для АЭС уже не способны технологически.
Всё оборудование делается в Китае. 
Наши атомщики лишь монтируют всё это. 
При этом, по свидетельству Шингаркина, все сроки сдачи и введения в строй строящихся Росатомом АЭС у нас в стране и за рубежом уже провалены. А Турции мы уже должны многомиллиардные неустойки за срыв сроков строительства. В результате весь проект уже полностью убыточен.
Вообще же, надо понимать, что технологическое лидерство сегодня — это электроника.
А владеют собственной электронной промышленностью реально только две страны: Китай и США.
Что касается военной сферы, лишь вопрос времени, причём самого ближайшего, когда советские военные технологии окончательно и бесповоротно устареют.
А ничего современного у нас нет и уже понятно, что никогда не будет.
После этого страну можно будет брать уже, что называется, голыми руками.
И скорей всего, уже в ближайшем будущем мы увидим новый этап развала страны с «имаратом кавказ», «имаратом идель-урал» и с прокитайскими национальными улусами в Сибири.
avatar
Translator, у нас свои реакторы, свои топливные элементы, свои парогенератор и турбины, советские. Ты пишешь от фонаря сам придумываешь
Виктор Дальний, Если бы. «По данным “Ъ”, «Росатом» рассматривает создание собственного производства тихоходных турбоагрегатов для сверхмощных реакторов АЭС. Технологическим партнером может стать китайская Dongfang, с которой «Росатом» договорился о поставке турбины и генератора для строящихся энергоблоков Ленинградской АЭС-2. „
www.kommersant.ru/doc/8313386?ysclid=mq5hcsl7d1479635555
avatar
Translator, Мы с каждым днём буквально всё отстаём и отстаём и процесс этот необратимый.
Похоже это те кому выпала участь быть уверенными покупателями, то бишь потребителями заботливо выращенными чуваками из власти. Читаю Российские экономические новости-это много круче камеди, квн и коляна вместе взятых. 
avatar
Михаил, Особенно то что с ТВ нам вешают на уши.
Чтобы нормально жить, не обязательно выше всех прыгать. Достаточно оптимально встроится. Мы и входили нормально, Газпром в Европе, нефтяники металлурги везде, титановые заготовки боингу и аэрбасу, медь, никель, драг слитки по стандартам ЛМЕ… Все шло нормально… Но кому то в голову ударила…
Виктор Дальний, во во, щас окраину зачистим, будем семечки гнать за рубеж. Оксанок отправим в дубай, будут валютку для нас зарабатывать. А миколки пойдут польшу нам завоевывать) Наф эти технологии.
Виктор Дальний, Я вспоминаю 2018 год, Чемпионат мира по футболу в России, все страны к нам тогда нормально относились, а сейчас у разбитого корыта по сути мы оказались.
Олег Ков, Надо провести олимпийские игры как 1980 году. Под санкциями 
Люди отвечали за технологическое лидерство, т.к. они уверены, что нас ждет хороший и долгий чебурнет.
Помимо рф таким могут похвастаться иран, китай, северная корея, китай, индия, мьянма и парочку других стран. Мы в первой десятке лидеров скоро будем.
Хочется верить что ещё есть сферы где РФ технологический лидер. Вопрос, их количество увеличивается или уменьшается? На сколько они уникальны и незаменимы? Сегодняшняя Россия сможет манетизировать эти «технологии»? Ну если они есть… Если кто то вообще сможет и захочет сотрудничать.
avatar
Игорь, Давно уже уменьшается, с 2013 года примерно.
Я работала в дочке Росатома месяца три и бежала роняя тапки. Там производят атомные реакторы, подводные лодки и оттуда везут произведенные для АЭС части.
Начну с мелочей.
1. Канц. товары нужно купить свои. Мне их не выдали
2. Мне организовали новое рабочее место, но не смогли подключить компьютер в сеть потому что нет удлинителя. Мне тоже его пришлось купить самой.
3. Старая мебель. Ремонту лет 30 если не больше. Стула тоже не нашлось.
4. В отделе были микроволновка и холодильник. Они были чёрные от грязи и пальцев рук. Их никто никогда не мыл.
5. Полы в кабинетах не убирали.
6. Я ещё была на испытательном сроке когда мне вменили новые обязанности: отвечать за отдел в плане ГО И ЧС. БЕЗ ДОПЛАТЫ
7. На самом производстве были свежепокрашенные кривые полы. И они очень гордились «новым ремонтом»
8. Основные средства устаревшие. Есть те, что работают со времен совка. Осталость видна невооружённым глазом когда оказываешься на производстве.
9.Современная там только вывеска «Росатом»
avatar
TatianaVoit, а и ещё.
10. Они перешли на российскую операционную систему. Не помню название, но сталкивалась с её пиаром.
Так вот.
Включаешь комп. Там эта операционка, а дальше нужно подключиться к удалённом рабочему столу с виндой и всеми программами и там работать 😁
11. Когда я слышу по тв про то, что Росатом лидер в мире и им гордятся мне всегда становится страшно. Если гордятся ЭТИМ то нам пи*ц
avatar
TatianaVoit, Согласен на 100%!
TatianaVoit, где то такое впечатление было когда ступил юношей на автоваз, на входе красные лозунги стеной, проходишь а дальше коридоры фирменного оборудования с логотипами, ничео нашего, тоесть абсолютно ничего, а воздух кумар масла от гидро пневмо. Это был шок, точнее все ясно.
TatianaVoit, Вот и я о том. Компетенции и в АЭС Россия постепенно теряет. У нас всё на словах, а на деле пшик.
На наш скромный взгляд, ещё существует ментальный фактор СССР. Некоторые ещё живут в СССР! А это совсем не так.

СССР больше нету совсем, потому что такую страну развалили камунистические мерзавцы.
avatar
Среднестатистические россиянин думает просто, вот строим самолеты — значит технологии, строим АЭС — значит технологии, и вообще у нас всё своё не имеющее аналогов. К ним ноль вопросов.
Вопрос о техно.лидерстве нужно задавать специалистам.
avatar
22022022, У нас всё свое примерно так отличается от мировых лидеров, как автомобиль ВАЗ и Мерседес. И так у нас с судами морскими и речными, так у нас с самолётами, и во всех сферах примерно вот такая разница в технологичности и качестве.
Хиппарь одиночка, Люди ведутся на пропаганду, их легко вводят в заблуждение, такова жизнь сегодня.
Хиппарь одиночка, Главная задача красиво и так как хочет услышать Путин, ему доложить. Всё остальное вторично.
И никаких гвоздей! Кстати, а что с российскими гвоздями? 
Большинство китайцев считали Китай центром цивилизации, а всех прочих — варварами. Пока не начались «Опиумные войны» 1840-60 гг за «свободу торговли» опиумом.
На Японию этот разгром произвёл жуткое впечатление. Чтобы избежать той же участи, император затеял реставрацию (революцию) Мэйдзи — типа реформ Петра I. Несколькими годами позже России император Японии отобрал землю у помещиков-самураев и практически бесплатно раздал крестьянам. Ему пришлось выдержать даже Гражданскую войну, хотя и не слишком кровопролитную.
После этого, также как «Великое посольство» в начале царствия Петра, по миру была отправлена миссия принца Томоми — чтобы разобраться в секрете могущества Запада. Вот её описание из русского предисловия книги
«Азиатская модель управления» Джо Стадвелл
Начало ссылки kyiv-heritage-guide.com/sites/default/files/СТАДВЕЛЛ — Азиатская модель управления.pdf Конец ссылки
Эту модель выхода из отсталости Япония переняла у канцлера Бисмарка в Германии.
Ахтунг! С-Л искажает ссылки. Дефис "-" заменяет на тире.
Переломным моментом, предопределившим успешную индустриализацию в Азии, является так называемая миссия принца Томоми, имевшая место вскоре после революции Мэйдзи в Японии (1868). Миссия, собранная из 51 представителя разных сфер – индустрии, сельского хозяйства, финансов – осуществила визит в 15 разных стран в 1871–1873 гг. По результатам визита, включавшего посещение бирж, заводов, шахт, железных дорог, верфей, и проч., был подготовлен 12-томный документ под названием «Мнения об индустриальном развитии», который стал документом, сфокусировавшим развитие японской экономики на приоритетных секторах. Наиболее важное значение для японцев имела Германия: именно в Германии XIX в. впервые были формально сформулированы идеи о развитии экономики на основе
собственной индустрии, к которым ранее экспериментальным путем пришли Британия и США. Немецкий взгляд, сформулированный так называемой Исторической школой, аргументировал, что успешно развивающееся государство должно развить в первую очередь собственную промышленность, используя продуманную протекционистскую политику. Фридрих Лист, наиболее яркий и сравнительно малоизвестный в России представитель Исторической школы, является, пожалуй, наиболее значительным политическим экономистом XIX в. после Карла Маркса: именно он предложил альтернативу коммунистическому подходу к развитию индустриального общества. Лист аргументировал, что идеи Адама Смита об эфемерной «невидимой руке рынка» и Давида Рикардо о «сравнительном [торговом] преимуществе» в корне некорректны
Японцы назвали принципы Фридриха Листа, изложенные им в книге
«Национальная система политической экономии» Фридрих Лист
royallib.com/book/list_fridrih/natsionalnaya_sistema_politicheskoy_ekonomii.html
рационализмом.
После Германии и Японии эта книга стала руководством к действию также и в Южной Корее в 1961-1978 годах.

Мы русские, с нами Бог! Поступил несправедливо...

«В 2026 году в Санкт-Петербурге начнется производство керамических конденсаторов с электродами из неблагородных металлов — компонентов, которые нужны для выпуска бытовой техники и которые раньше не производились в России, а поставлялись из Китая.

Это импортозамещение, прямая конкуренция с Китаем, который сейчас возит сюда эти изделия, — подчеркнул Дмитрий Прохошин. — Мы купили технологию и оборудование в Китае, сейчас их специалисты начнут налаживать это оборудование. В России такого оборудования нет».

www.rbc.ru/spb_sz/04/06/2026/6a2129369a794733db258fc2

Это означает, что нам как обычно сливают уходящий поезд, давно разработав новые, современные технологические решения. Именно так и обеспечивается технологический отрыв.)

avatar
А в чем заключается лидерство в военных технологиях? Буки и панциря сбивают все, что летит? Или неуязвимые танковые арматы топчут хохла, не успевшего выпить утренней кавы? Или связь спутниковая, от лицезрения которой Илон Маск зеленея от зависти бежит топиться в пруд, пацанам на лбс выдали? Или тогда не надо считать 3-х опрошенных алкашей и 4-х пенсионерок на лаве у падика за релевантную выборку. Ну ил прямо совсем с мозгами у граждан беда.
А 56%  из более 1600(более 896 человек) опрошенных ВЦИОМом это и есть — большинство россиян? Эти 1000 человек точно все были трезвыми, не обдолбленными и не послушавшие на ночь соловьёвых? )
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Итоги первичных размещений ВДО и некоторых розничных выпусков на 8 июня 2026 г.
Следите за нашими новостями в удобном формате: Telegram , Youtube , RuTube, Smart-lab , ВКонтакте , Сайт
Фото
RENI представила свой опыт в сфере ИИ на ПМЭФ 2026 и заключила стратегическое партнерство с «Билайн»
Генеральный директор Группы Ренессанс страхование Юлия Гадлиба приняла участие в двух сессиях ПМЭФ: «ИИ-трансформация 2026: от хайпа к...
Фото
Размещения облигаций на предстоящей неделе
✅ — размещения, где стартовый купон предлагает премию ко вторичному рынку 8 июня 1. Балтийский лизинг, БО-П24 (₽) ✅...
Конспект Мозгового штурма. Инсайды с ПМЭФа. Weekly №120
Доброго дня дорогие товарищи. Сегодня у нас был традиционный мозговой штурм. Делюсь итогами штурма и инсайдами с ПМЭФа.

теги блога Олег Ков

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн