Блог им. fundamentalka
Дорогие подписчики, начинаем торговую неделю с обзора сектора продуктового ритейла по итогам 9М2025 (за исключением Магнита). В этом материале мы разберем все актуальные проблемы его представителей, определим их сильные/слабые стороны и оценим перспективы.
❗️ Общая ситуация:
Российский ритейл переживает «один из самых сложных периодов за последнее десятилетие» — Ъ со ссылкой на исследование компании Б1.
Сложности традиционных ритейлеров объясняются высокой конкуренцией с онлайн-торговлей. Доставка продуктов и готовой еды пользуется все большим спросом у населения, а плотность офлайн-точек продаж и магазинов продолжает расти. 42% ритейлеров назвали маркетплейсы своим самым быстрорастущим каналом продаж, и всего 15% зафиксировали активный рост в офлайне (против 37% в 2024 году).
Конкуренция в потребительском сегменте ужесточилась настолько, что даже для удержания позиций компаниям необходимо прилагать максимальные усилия. К примеру, «Магнит», Fix Price и другие ритейлеры опоздали с обновлением форматов и продуктового предложения, не успели повысить эффективность логистики и теперь «проигрывают конкурентную борьбу и с трудом зарабатывают даже на уплату процентов по долгам».
Кроме вышесказанного, ещё одним негативным фактором для продуктовых ритейлеров стал рост расходов на персонал. Это, в свою очередь, держит их рентабельность под давлением и вынуждает прибегнуть к корректировке финансовых прогнозов (по примеру X5).
Телеграм канал Фундаменталка — обзоры компаний, ключевых новостей фондового рынка РФ
–––––––––––––––––––––––––––
Магнит
📈 Сильные стороны:
— казначейский пакет (~33,4%) .
— выход в премиальный сегмент (Азбука Вкуса).
— устойчивый бизнес.
📉 Слабые стороны:
— высокая долговая нагрузка.
— менее эффективная бизнес-модель.
— отсутствие дивидендов.
Резюме:
В сводном обзоре я взял данные по Магниту на конец 1П2025, поскольку компания публикует финансовую отчетность лишь два раза в год (это также можно отнести к слабым сторонам). На конец взятого отчетного периода Магнит получил убыток по FCF, нарастил долговую нагрузку, а его маржинальность стала худшей среди приведенных в обзоре компаний (даже на момент 1П2025). Если же говорить про цену акций, то текущие результаты в полной мере отражают её уровни (с начала года акции упали на 43%).
Хочется верить, что акции Магнита уже впитали весь или почти весь негатив и будут постепенно возвращаться к цели в 4 100 рублей. В этом ритейлеру поможет снижение % ставок, небольшой эффект от которых мы должны увидеть уже по итогам 2025 года. На фоне снижения ключевой ставки обслуживание долга должно стать легче, будут уходить процентные плажети, а Магнит наконец-то сможет начать генерировать прибыль.
–––––––––––––––––––––––––––
X5
📈 Сильные стороны:
— эффективная бизнес-модель.
— дивиденды.
— цифровизация и развитие онлайн-направлений.
📉 Слабые стороны:
— замедление темпов роста в будущем.
— корректировка прогнозов по маржинальности.
Резюме:
По-прежнему лидер отечественного продуктового ритейла с эффективной бизнес-моделью, которая позволяет активно масштабироваться и осваивать новые ниши. Ключевым преимуществом X5 над остальными представителями сектора являются дивиденды. Далее важно следить за маржинальностью, которая ранее уже получила удар под давлением роста расходов на персонал и ослабевающего потребительского спроса.
Считаю, что эффективная модель позволит X5 удерживать лидерские позиции в отрасли и стать стабильной дивидендной фишкой отечественного рынка.
–––––––––––––––––––––––––––
Лента
📈 Сильные стороны:
— эффективная бизнес-модель.
— реализация стратегии-2025.
— увеличение акционерной стоимости за счёт M&A сделок.
— развитие онлайн направлений.
📉 Слабые стороны:
— отсутствие дивидендов.
Резюме:
За последний год Лента весьма преуспела и по динамике финансовых показателей уже обходит лидера сектора в лице X5. Компания продолжает увеличивать акционерную стоимость посредством M&A сделок, а также готовится превзойти запланированные цели в стратегии-2025 года (по открытиям магазинов и выручке). Кроме того, уже в этом месяце компания должна представить рынку новую стратегию до 2028 года. Новые цели обещают быть амбициозными.
Ключевое конкурентное преимущество — Лента покупает компании и получает от этого максимальную синергию, которая конвертируется в сильные финансовые результаты. Также у компании есть понимание, как работать с магазинами разных площадей и выжимать из этого максимум.
На мой взгляд, единственным недостатком Ленты является то, что её акции сложно купить «дешевле». Они держатся очень хорошо и редко корректируются.
–––––––––––––––––––––––––––
Fix Price
📈 Сильные стороны:
— самый дешевый ритейлер в секторе.
— потенциальные дивиденды.
— высокая рентабельность.
📉 Слабые стороны:
— неэффективная бизнес-модель.
— слабые финансовые результаты.
— акции менее популярны.
Резюме:
Самый дешевый представитель сектора, за дешевизной которого скрывается неэффективная бизнес-модель. Компания продолжает демонстрировать слабые финансовые результаты, падение прибыли и минимальный рост выручки.
Интересно, что акции Фикс Прайс не пользуются особым спросом у инвесторов, даже несмотря на то, что компания уже сняла с себя инфраструктурные риски иностранной прописки. Более того, даже объявили о проведении байбэка, только акции на это совсем не реагируют.
Не хочу говорить, что в данном кейсе всё предрешено. Буду наблюдать за будущими результатами компании, надеюсь, менеджмент сможет удивить.
–––––––––––––––––––––––––––
Итого:
Около полугода назад мы уже разбирали продуктовых ритейлеров. С тех пор многое поменялось, для некоторых не в лучшую сторону. Магнит продолжает бороться с высоким обслуживанием долга, Фикс Прайс стагнирует из-за неэффективной бизнес модели, а на пьедестале лидеров по-прежнему остаются X5 и Лента.
Выбор между X5 и Лентой делать сложно, но Лента постепенно перетягивает на себя одеяло лидера. В отличие от X5, Лента сохранила прогноз на 2025 год без изменений, в том числе по маржинальности.
Важно отметить, что в секторе в 2026 году появится новая интрига, связанная с влиянием НДС на результаты компаний. Напомню, что в 2019 году НДС уже повышался с 18% до 20%. Тогда ритейлеры смогли перенести рост НДС на потребителя (увеличив LFL-средний чек, а также валовую рентабельность). С 2026 года ставка НДС будет уже 22%. С учетом снижающегося потребительского спроса преуспевать будут лишь те, у кого более эффективная бизнес-модель.
#MGNT #X5 #LENT #FIXR

