Блог им. AVBacherov

Риск-профилирование, что говорит наука

Риск-профилирование, что говорит наука

Анкетирование финансовыми консультантами, брокерами, управляющими клиентов для установления толерантности к риску создаёт ложное ощущение надёжности. Научные исследования доказывают, что поведение людей изменяется в зависимости от ситуации, эмоций и контекста, и не может быть постоянной величиной. Различия между восприятием риска и толерантностью существенны: первое представляет собой кратковременную реакцию, а вторая — долговременное отношение к нему.
Люди склонны воспринимать одинаковые вероятности роста и падения по-разному в зависимости от настроения и ситуации. Так позитивная подача информации усиливает тягу к риску, а отрицательная — снижает.

Стандартные анкеты содержат нерелевантные финансовые вопросы и нереалистичные сценарии, не позволяющие точно оценить истинную степень готовности к рискованным действиям. Признание респондентом соотношений риска и прибыли после риск-профилирования, не гарантирует его рационального поведения в стрессовых ситуациях. Как отмечают Николсон, Фен-тон-О’Криви, Соан и Уиллман, «ни один психологический опросник не в состоянии предсказать вероятность рискованного поведения во всех областях деятельности и не может объяснить, почему человек, в значительной степени избегающий риска при принятии финансовых решений, занимается чрезвычайно опасными видами спорта». Гипотетические вопросы, например: «Что бы вы стали делать в случае 20-процентной коррекции рынка?» тоже в большинстве случаев бесполезны. В исследованиях дается интересный и жесткий ответ: «Было получено мало прямых доказательств корреляции между гипотетическими финансовыми решениями, принятыми на бумаге, по сравнению с фактическими финансовыми решениями, включающими в себя реальные рыночные операции».

Таким образом, существующие методики плохо помогают в управлении рисками, а анкеты недостаточно информативны, особенно в моменты серьёзных рыночных колебаний. Опросники фиксируют статичную картину взглядов, не учитывая влияния чувств и текущих обстоятельств, что значительно снижает их ценность для понимания действительного риск-профиля инвестора.

Я на своем опыте могу подтвердить, что очень мало людей, действительно знающих, как они себя поведут в случае высокой волатильности, а тем более резких падений. Если они считали, что достаточно легко могут перенести падение в 20-25%, то почему-то они же начинают сильно нервничать, при снижении уже на 12%. И чем быстрее это падение, тем выше уровень нервозности.

К сожалению иной процедуры, чем риск-профилирование пока никто не придумал и она всё-таки служит отправной точкой. Чтобы лучше изучить себя, как инвестора, проверять риск-профиль стоит с определённой периодичностью, захватывая периоды роста и времена падений. Набор разных результатов, сможет послужить более хорошим базисом и поможет лучше измерить готовность идти на риск и его размер.

Риск-профиль можно пройти на сайте ABTRUST

348
3 комментария
ну нужно себе признаться что на тот момент думал так а сейчас иначе. или думал просадка в 20% это что то невероятное поэтому допустимое а на деле... полагаю анкетирование нужно проводить не раз а с определенной периодичностью, и с откликом о реальном положении на рынок. в общем, всё сложно но весьма интересно. говорил и повторюсь, психология, финансовая грамотность и СВОЯ профессия это то что должен постигать каждый. три столпа мироздания.
Думаю, что надо проводить верификацию анкетирования реальным поведением на рынке. Собственно, никто УК не мешает это делать, кроме нежелания.
avatar
Так позитивная подача информации усиливает тягу к риску, а отрицательная — снижает.

Отрицательная усиливает тягу к шорту
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Обновление кредитных рейтингов в ВДО и розничных облигациях (ООО "БРУСНИКА" подтвердил А-(RU) прогноз "Негативный", АО «МОНОПОЛИЯ» и ООО «КОНТРОЛ лизинг» присвоен статус "Под наблюдением")
🟢ПАО «Группа ЛСР» Эксперт РА подтвердил кредитный рейтинг на уровне ruA. ПАО «Группа ЛСР» — диверсифицированная крупная строительная...
Фото
Что общего у фиксированного купона и флоатера?
Правильно: это типы облигаций! Главные отличия собрали в карточках, а подробный гайд по выбору облигаций читайте в статье . #всенабиржу...
Фото
Аэрофлот 9М25 - испытание демпфером
Аэрофлот представил финансовые результаты по МСФО за 3 квартал и 9 месяцев. Выручка за 9 месяцев выросла на 6,3% г/г до 676,48 млрд рублей ,...

теги блога Алексей Бачеров

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн