Блог им. EvgeniyPavlik

Стоит ли сейчас покупать акции или продолжать искать "дно рынка"

Наш рынок за 3.5 месяца упал почти на 28%, такой сильной коррекции не было уже более 10 лет (если не считать 2022г)! Что сейчас делать инвесторам — не пора ли начать покупать акции? Давайте попробуем ответить на этот вопрос!

Наш рынок

  Стоит ли сейчас покупать акции или продолжать искать "дно рынка"

Индекс Мосбиржи падает с середины мая. Хронология событий следующая:

  • В мае инфляция резко выросла с 7.8% до 8.3% в годовом выражении
  • В июне наш ЦБ, на фоне роста инфляции, стал ужесточать риторику и дал сигнал о повышении ключевой ставке на следующем заседании, которая держалась на уровне 16% полгода
  • Так же в июне были введены санкции против Мосбиржи, которые привели к проблемам с движением валюты
  • Далее приняли закон о повышении налогов на прибыль с 20% до 25%
  • Следующий удар по рынку-это повышение ключевой ставке с 16% до 18% в июле
  • Ну и «вишня на торте» — в августе началось вторжение ВСУ в Курскую область

Как видите, последние 3.5 месяца на нашем рынке было много негатива. На фоне него текущая просадка индекса Мосбиржи с годовых максимумов составила почти 28%!

Это много, например за 20 последних лет наш рынок снижался более 28% лишь 2 раза:

  • В 2008г (Мировой финансовый кризис) за 7 месяцев рынок упал на -68%
  • В 2022г (начало конфликта с Украиной) за 11 месяцев рынок упал на -54%

Такие глубокие коррекции случаются редко, но они являются частью рыночных циклов. Любое снижение рынка предоставляет долгосрочным инвесторам хорошие возможности купить подешевевшие акции, ведь рынок в перспективе растёт!

В долгосрочной перспективе рынки акций растут!

Противники этого утверждения любят приводить в пример японский рынок, но если мы посмотрим на динамику основного индекса фондового рынка Японии (индекс Nikkei 225), то увидим, что долгосрочные инвесторы смогли бы заработать и на нём:

  -2

Например японский рынок вырос:

  • за 10 лет на 150%
  • за 20 на 260%
  • за 30 на 107%
  • за 40 на 280%
  • за 50 на 750%

Конечно, если брать условного инвестора, который вложился в рынок на пике 1989г перед обвалом и отсчитывать от этой точки входа, то прибыль на сегодняшний момент составила бы "0%". Японский рынок падал 20 лет с 1989г по 2009г, а потом 10 лет восстанавливался. Однако, если быть объективным и разбить рынок на 10 летние периоды, то инвестор, начав инвестировать в любой из этих десятилетних периодов, был бы сейчас в плюсе!

Поэтому, рынки действительно в долгосрочной перспективе растут и текущая просадка рынка акций РФ даёт редкий шанс, который выпадает раз в несколько лет, купить качественные акции намного дешевле их средних цен.

Стоит ли ждать или покупать сейчас?

В идеале стоит дождаться «дна рынка» и только после этого инвестировать. Но проблема в том, что это условное дно невозможно предугадать и спрогнозировать наверняка!

Как правило, после глубоких коррекций разворот рынка происходит непредсказуемо и относительно быстро. Часто, инвесторы, выжидающие «дно», всё равно не успевают зайти в новый цикл роста рынка в самом низу. Срабатывает психология, им кажется, что падение будет продолжаться дальше, тогда как рынок уже перешел к росту.

В итоге, эффективнее инвестировать через определенные промежутки времени, чем выжидать и искать «дно рынка». Например, можно использовать "стратегию 10%":

Если рынок снизился на 10%, нужно купить акций. Снизился на 20%, ещё купить акций. Снизился на 30%, снова покупаем и так далее...

Т.е. мы усредняем цену покупки через каждые 10% снижения рынка и в итоге, мы, так или иначе, купим вблизи ценового дна и получим «эффект низкой базы», который при росте рынка даст нам хорошую прибыль!

Что такое «эффект низкой базы» на рынке?

К примеру, цена условной акции упала со 1000р до 800р, это значит, что она потеряла 20% стоимости. Но когда она перейдет к росту и восстановится до 1000р, то рост её котировок составит уже 25%.

Если брать конкретно наш рынок, который упал на -27%, то картина такая:

  Стоит ли сейчас покупать акции или продолжать искать "дно рынка"

Войдя сейчас в рынок и дождавшись его восстановления, инвестор получит прибыль на росте котировок +37%. Эффект низкой базы!

Что делать в итоге?

Конечно, каждый сам принимает решения! Лично я буду продолжать следовать своей стратегии и дисциплинированно инвестировать в акции 2 раза в месяц. Я не буду ничего ждать и искать «дно», ближайшая покупка у меня назначена на 10 сентября, получу зарплату и примерно на 40-50т.р куплю дивидендных акций.

НО! Другое дело, когда речь идёт об инвестировании единовременно большой суммы. Если бы у меня сейчас на счету образовались свободные миллионы рублей, то я бы действовал по другой и не стал бы их вливать в рынок. Сейчас, на пару месяцев, нетрудно найти депозит или накопительный счёт под 20% годовых и именно там я бы разместил крупную сумму денег. Затем, дождавшись явного разворота рынка и очевидного начала восстановления, я бы переложил деньги из краткосрочного вклада в акции.

Заключение

Успех во многих делах, в том числе и в долгосрочном инвестировании, зависит от дисциплины, самоконтроля и следования своей стратегии. Поэтому, я продолжаю систематически инвестировать часть своих доходов в рынок в текущих условиях.

Поймать дно или идеально угадать вход в рынок невозможно. Лучшая стратегия для многих инвесторов — это вообще не пытаться это делать, а составить четкий план покупок акций и постоянно придерживаться его. Это не просто моё утверждение, есть немало исследований на эту тему. Да и нет смысла ловить дно, когда суммы инвестирования относительно небольшие, равнозначные, например, как у меня, это часть зарплаты.

Поэтому, через 6 дней я, согласно своей стратегии, буду инвестировать! В следующей статье покажу свой портфель и расскажу, какие именно акции собираюсь купить.

Друзья, спасибо за внимание к моим статьям! Жду ваших комментариев.  

★4
36 комментариев
Если хорошая компания продается по хорошей цене, то зачем ждать? Можно конечно дождаться и еще более лучшей цены, но как показывает практика 99% начинают кусать локти от «упущенной возможности»
avatar
Сергей Нагель, локти уже всё искусаны с июня. А цены вкуснее и вкуснее.
Однако, если быть объективным и разбить [японский] рынок на 10 летние периоды, то инвестор, начав инвестировать в любой из этих десятилетних периодов, был бы сейчас в плюсе!

А если бы пост писался 4 года назад? Объективно — японский рынок наконец обновил АТН, что позволило взять этот пример в статью.
avatar
КриптоУлитка, факты есть факты. Можно как угодно подгонять историю под нужные выводы, но оперирую фактами!
avatar

Евгений, объективно, для разных финишных точек — результат инвестирования в японский индекс был бы разным. Вы привели самый оптимистичный пример.

avatar

КриптоУлитка, 5 точек я взял в пример, 5 десятилетних циклов. Это не самый оптимистичный пример, если бы я специально выбрал в каждом периоде самую низкую точку и отсчитывал от неё, то можно было меня упрекать. 

В любом случае, я постарался привести объективный доказательства того, что рынок акций растёт, даже самый «плохой» японский.  Вы не согласны с этим утверждением, что «рынки акций в долгосрочной перспективе всегда растут?»

avatar
Евгений, в целом согласен (инфляция + пузыри, все дела). Но иногда инвесторы столько не живут, чтобы увидеть наконец рост.

Плюс, ваш конкретный пример я считаю не очень объективным. Такой пример можно приводить на любом АТН — беда в том, что сам АТН предсказать не так легко.

Купил япрынок в 1994 и за 20 лет в плюс не вышел )) а за 30 кое-как выбрался из минуса (но если инфляцию добавить, окажется, что нет).
avatar
КриптоУлитка, тогда, если быть объективным, ни один нормальный инвестор так себя не ведет — не покупает 1 раз в жизни акции на пике рынка, а потом 20 лет смотрит, как его капитал снижается. 
avatar
Евгений, хз, я не знаю, что такое нормальный инвестор, кто критерии установил и какие они критерии «нормальности» инвестора?

Если норма = наиболее частое явление, то нормальный инвестор тогда в минусе обычно, имхо.
avatar
КриптоУлитка, кроме пузырей и инфляции есть реальный рост. Это когда компании в чистом виде больше прибыли делают и например её выплачивают в виде дивидендов. Или нет, тогда пускают в рост компаний и тд. Это же видно не только по отчётам, в которые некоторые не верят, а по самим компаниям как они себя все лучше чуствуют. Это какие успешные и развиваются, а есть часть, которые которые загинаются и даже могут исчезнуть, обтом тоже надо помнить. 
avatar
Игорь, для отдельно взятой компании это верно. Но мы обсуждали индекс, причем японский. Страна с убылью населения и устоявшимся уровнем потребления.

Я думаю, что в таких условиях, рост индекса может быть за счет роста инфляции и за счет перетасовки индекса, когда в него включают новые компании, которые отжали долю денежных потоков у старых (и исключают старые, которые начали показывать плохую динамику) — при этом общая сумма по факту не изменилась, вот и весь секрет роста.

На других рынках, может быть как вы описали, если есть низкая база.
avatar
КриптоУлитка, да индекс страновой усредненно должен рости, его так подобрать можно. Уровень потребления как правило растёт, рост этот идёт у развивающихся стран быстрее намного, чем развитых, но у последних тоже есть. Пример не только США. Всегда можно лучше и больше. Но вот старение населения и отсутствие хорошей рождаемости да, проблема не слабая. Чтоб у нас так не было в обозримом будущем.
Вообще компании могут не только отжимать у текущих долю рынка, а например развиваться в других странах, самых начинающих развиваться это успешно и делается крупными компаниями разных стран в мире. В этом конечно запад преуспел сильнее всех остальных, но и остальные страраются. Так что чистый плюс вполне возможен и пожалуй должен практически неминуем.
База низкая только ускоряет и упрощает рост, но с любого уровня двигаются и успешно. 
avatar

Евгений, дополню — ну неправильно брать цену на какой-то рэндомный день года, оперировать годами и десятилетиями и писать, что это объективно.

На начало года было бы объективнее, и то остался бы вопрос — а почему вы берете десятилетки, при этом отрезки режете в середине десятилетия? Я понимаю, что вы пишете для дзена и подтягивать уровень читателей сложнее, чем подстраиваться под них =)

avatar

КриптоУлитка, а как правильно брать цену для ответа на вопрос «Всегда ли рынок растёт в долгосрочной перспективе?» 

 

avatar
Евгений, если измерять десятилетиями, то логично использовать общепринятые градации — 1980, 1990, 2000, 2010, 2020, 2030.

На таком таймфрейме сказать, что будет в 2030 мы ещё не можем, довольствуемся 2020, но тогда красивой иллюстрации по этому примеру не получится.

Можно использовать какую-то авторскую методику от АТН до АТН, например. Я не разрабатывал.
avatar

КриптоУлитка, хорошо, посчитаю по вашей «линейки»:

1980-1990 +385%
1990-2000 -37%
2000-2010 -50%
2010-2020 +122%
2020-2024 +60%

Я тут вижу тот же вывод — рынки в долгосрочной перспективе растут.

avatar

Евгений, так я же в целом с вами согласен, в неком вакууме растут, за счет инфляции, перетряхивания индексов и спекулятивных пузырей на рынках. Но это не значит, что купи, не думая, в любой момент и радуйся жизни.

Уточняю, что инвестор мог бы умереть, не дождавшись роста, купив в 1990-2000 годах. И инвестор, купивший никкей в 90-е по вот этим цифрам, до сих пор сидит в минусе и ждёт, пока отрастет. Разве нет?

П.С. На картинке в посте вроде чуть другие цифры, оптимистичней.

avatar

КриптоУлитка, На картинке в посте другие периоды 10летние. Но мы так может перекидываться долго, какой у нас главный вопрос? Я не говорю, что надо инвестировать не глядя, пальцем в небо в любые периоды рынка и на любые сроки, так как все равно будешь в плюсе, так как рынок всегда растёт!

Конечно, все не так просто и нужно по мимо факта, что рынок в долгосрочной перспективе растёт, иметь ввиду, что есть и кризисы и затяжные падения. Но я считаю, что дисциплинированное, систематическое инвестирование способно принести инвестору в долгосрочной перспективе прибыль. 

avatar
Евгений, да у нас вроде нет особо вопроса ) лениво переписываемся, поднимаем ваш топик вверх по числу комментариев =)

Я просто считаю, что в посте вы предложили не объективный, а субъективный взгляд по никкей только-то и всего.
avatar
разбить рынок на 10 летние периоды

Ну так и разбей на 10-летние периоды — 1980, 1990...
И глянь, какой доход при входе в 1990

А то расставил периоды поудобнее…
avatar
Marco Polo, факты есть факты. Можно как угодно подгонять историю под нужные выводы, но оперирую фактами! 10 летний период на текущий момент это отсчёт 10 лет с 2024г
avatar
Как можно сравнивать текущую ситуацию в России с другими странами, с Японией он сравнивает. Само это уже признак не читать писанину.
avatar
Александр Минин, я не сравниваю ситуацию в РФ, я привел объективное доказательство что в долгосрочной перспективе рынка растут.
avatar
Автора надо хвалить, жалеть и сопереживать.
Он — честный и поучительный пример наступания на одни и те же грабли дисциплинированного инвестирования в единственный класс активов.

Учиться на чужих ошибках эффективнее, чем на собственных.
Поэтому плюсую.
avatar
Как я писал здесь smart-lab.ru/mobile/topic/1056409/, 1800-1900 по индексу ММВБ, к сожалению, возможно… Если индекс остановится на 2400, это, учитывая сентябрь, конъюнктуру цен на нефть и инфляцию в РФ, самый лучший вариант из возможных. Но не гарантированный. Поэтому покупать наши акции, конечно, можно начинать и на 2450, но не на все… Я лично сейчас закрываю шорты и понемножку начинаю покупать акции типа Лукойла (сильный баланс) и Аэрофлота (последний выиграет от падения сырьевых цен). Но основные деньги в наши акции буду выкладывать на уровнях 2000-2400.
avatar
Andia Amiboshi, а где Аэрофлот будет брать запчасти на самолёты, у него половина бортов в лизинге, которые арестованы за границей
avatar
Большинство почему-то верят в стабильность, мало кто считает что рублевый индекс мосбиржи пробьет 1680, а ведь причина падения никуда не делась, СВО само себя не прокормит, на него где-то надо брать деньги, все больше и больше, брать будут за счет экономики, бизнеса и населения, тк внешние источники отрезаны. Да был рост с 1680 до 3600, но это был прыжок дохлой кошки, неудавшийся размах, не обновили максимум, значит будут обновлять минимум, закон природы.
avatar
faromir, твое замечаие конечно имеет основания, но больше относится к индексу РТС. Он действительно в ближайший год может сходить и на 800, и на 700… Что касается индекса ММВБ, то наше государство печатает столько денег (в том числе и из-за СВО), что в долгосрочном плане рублёвые цены на акции, а с ними и индекс ММВБ, будут только расти, просто из-за инфляции и обесценения рубля.
avatar
Andia Amiboshi, рост рублевого индекса, разве что, снизит стресс с части инвесторов;)
avatar
Рост был на нерезидентах, после ковида и на вертолётных деньгах фрс, лавочку прикрыли, ставки подняли у нас, никто не будет покупать, максимум отскок и многолетний боковик, где инвесторы будут терять свои бабки в огне инфляции, автор лучше на депозит или облиги скупать на получку. 50 лет он собирался, думаю через 50 лет вам акции не нужны будут уже, лучше потратить деньги на себя
avatar
Все эти мантры работают только на рынке финансовой метрополии, США. Как это до сих пор непонятно? Посмотрите на индекс полной доходности ММВБ в долларе -  он практически стоит на месте!
avatar
Автор уже не выкладывает успешность своего портфеля, потому как он в минусах😁
Они Пустые рассуждения о Японии🤣
avatar
Незнайка на Луне, выкладываю постоянно везде, и тут в на ютубе и в телеграме. Не получится упрекнуть меня в том, что я только плюс показываю, ДЕЛЮСЬ ВСЕМИ результатами инвестирования честно и открыто! 
avatar
Евгений, так уже получилось. Лося то словили, небольшого но всë же.
avatar

теги блога Евгений

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн