СВО по-прежнему наносит тяжелый урон экономике Украины: ввп страны на четверть меньше, чем накануне военных действий, центральный банк тратит иностранные резервы, а недавние атаки России на критически важную инфраструктуру ухудшили прогнозы роста.
После апрельского решения американских законодателей с опозданием одобрить пакет финансирования на сумму 60 миллиардов долларов, у Украины не скоро закончится оружие. Проблема в том, что Украина столкнется с нехваткой наличности — и очень скоро.
В течение последних двух лет кредиторы Украины соглашались приостановить выплаты по обслуживанию долга. Выплаты — как от государственных, так и от частных кредиторов — составляют 15% от ввп в год. Действительно, если бы выплаты потребовались, они были бы вторыми по величине расходами государства после обороны. Однако сейчас мораторий частных иностранных держателей облигаций, включая французскую компанию Amundi, управляющую активами, и американскую компанию pimco, истекает 1 августа.
Таким образом, у Украины есть месяц, чтобы избежать дефолта. МВФ заинтересован в том, чтобы г-н Марченко (министр финансов) провел переговоры о списании средств, но сделка представляется маловероятной в имеющееся время. Если Украина все-таки объявит дефолт, это будет отражать тревожное неверие частных инвесторов в обязательства Запада. В долгосрочной перспективе это может обернуться катастрофой для восстановления страны.
В разгар СВО было проведено несколько реструктуризаций. Быстрая реструктуризация занимает месяцы, а сложная — годы — кредиторы никогда не горят желанием отказываться от требований.
Украина отчаянно нуждается в финансовых возможностях. В конце года соотношение долга к ввп приблизится к 94% — максимуму для экономики с ее непростой финансовой историей и ее размерами. Суммы, которые предоставляют союзники, впечатляют, но поступают в виде артиллерии, танков и целевых средств, а не наличными. Только 8 миллиардов долларов из недавнего пакета помощи Америки поступят непосредственно правительству Украины, что эквивалентно чуть более четверти ежегодных расходов Украины на социальные выплаты, и даже это в форме кредита. ес планирует предложить немного больше, но все равно только 38 миллиардов долларов в течение трех лет.
В отсутствие сделки у Украины есть два варианта. Первый — договориться о продлении моратория на обслуживание долга, как это уже было сделано с официальными кредиторами, которые воздержатся от платежей до 2027 года. Другой — это дефолт. Это может показаться радикальным, но на самом деле разница между сценариями невелика. В любом случае, платежи из Украины не возобновятся.
www.economist.com/finance-and-economics/2024/06/30/ukraine-has-a-month-to-avoid-default