В предыдущем посте (https://smart-lab.ru/blog/715270.php) мы рассмотрели простую стратегию на нефтяных фьючерсах. Суть стратегии заключается в том, чтобы открывать длинные позиции, если ожидается рост экономики. Ожидания по экономическому росту были аппроксимированы опережающим индикатором от Организации экономического содружества и развития. Стратегия показала хорошие результаты, позволив значительно увеличить размер депозита при том, что за рассматриваемый период цена нефти возросла незначительно. Сегодня мы посмотрим, что будет, если скомбинировать стратегию и вложения в акции.
При составлении инвестиционного портфеля необходимо использовать все возможности для получения максимальной доходности при минимально возможном риске. Как правило, такой результат достигается путем диверсификации. Сегодня мы покажем, как ранее представленная стратегия на нефти повысит эффективность сделанных инвестиций, на примере вложения в индекс S&P 500.
̶С̶т̶у̶п̶и̶л̶и̶ Купили и держим индекс американских компаний. Если стратегия на нефти дает сигнал на покупку, то разбавляем наш непатриотичный портфель нефтью в соотношении 50/50 (то есть, одна половина портфеля составляет S&P500, а другая – нефть). Когда стратегия на нефти дает сигнал выйти из длинной позиции, то наш портфель становится индексом S&P 500 на все 100%.
Спрос на нефть определяется прежде всего темпами роста мировой экономики, а также рядом других факторов, к числу которых относятся структурные характеристики спроса на нефть, энергоемкость и нефтеемкость экономики, климатические (погодные) условия, уровень эффективности энергопотребляющих технологий и относительная конкурентоспособность других видов топлива.
Ключевой вопрос: а какой из факторов спроса можно спрогнозировать, хотя бы на ближайшее будущее? По моему мнению, прогнозу поддаются только темпы роста мировой экономики, и то лишь в краткосрочной перспективе.
В данном посте ответим на вопрос, можно ли на основе прогноза темпов экономического роста всего мира простроить стратегию на рынке нефти, которая бы отличалась простотой и прибыльностью.
В качестве переменной, отражающей будущее состояние мировой экономики, будем использовать опережающий индикатор (Composite Leading Indicator, далее CLI), публикуемый организацией экономического сотрудничества и развития. Ознакомиться можно здесь: https://data.oecd.org/leadind/composite-leading-indicator-cli.htm
Уже сейчас индекс сырьевых товаров достиг уровня 2011 года.
Данный рост обусловлен высоким спросом крупнейших экономик. Так, недавно Китай отчитался о рекордном росте ВВП, который подскочил на 18,3% в первом квартале, в сравнении с вызванным пандемией падением в начале 2020 года.
Рост экономики Китая – залог роста нефтяных котировок, так как Китай является одним из крупнейших ее потребителей.
Но ВВП, все-таки, «запаздывающий» индикатор. OECD (организация экономического сотрудничества) публикует так называемый «опережающий индикатор» (leading indicator). Посмотреть можно здесь: https://data.oecd.org/leadind/composite-leading-indicator-cli.htm#indicator-chart
Публикация значений опережающего индикатора производится с задержкой в 2 месяца. Но это все равно раньше, чем публикация данных о ВВП :)
Итак, обратимся к графику. На графике изображены: 1) натуральный логарифм цены на брент (brent log); 2) натуральный логарифм опережающего индикатора (leading indicator log, 2 month lag). Цена на брент на первое число каждого месяца. Данные по Leading indicator даны также на первое число каждого месяца, но с учетом задержки в публикации. Если на графике 01.01.2019 leading indicator равен 4,5901, то на самом деле это значение актуально для 01.11.2018.