Россию в 2025 году ожидает рекордный после пандемии дефицит бюджета — 3,8 трлн рублей (1,7% ВВП), вместо 1,2 трлн. рублей. Как сообщает Минфин РФ Доходы сократятся до 38,5 трлн рублей, расходы вырастут до 42,3 трлн рублей. Потери от дешёвой нефти и крепкого рубля — 2,6 трлн рублей нефтегазовых поступлений.
Глава Mind Money Юлия Хандошко: «Я не считаю что дефицит критичный. Более того, уверена, что осенью дефицит еще вырастет. Для российской экономики вполне адекватен дефицит в 3-3,5%, а у нас сейчас меньше 2%».
Аналитик Mind Money Тимофей Крупенков: «Третью неделю подряд инвесторы выводят деньги из американских фондов акций. Причина ни для кого не секрет — опасения по поводу влияния торговой политики США на экономический рост и все такое».
По данным LSEG Lipper, за неделю инвесторы вывели из американских фондов акций чистые $15,56 млрд.

Сначала может показаться, что «обнуление» обязательной продажи валютной выручки экспортерами — это что-то очень серьезное и даже критичное. На самом деле, указ президента об этом — просто инструмент, который правительство может использовать по своему усмотрению. То есть это не обязанность, а скорее право. Этот указ дает государству возможность гибко управлять валютными потоками от экспортеров, таких как «Газпром», решая, какую часть выручки продавать и когда — сразу или позже, но в полном объеме.
По сути, это мощный механизм для влияния на курс рубля в среднесрочной перспективе. В краткосрочном плане он почти ничего не меняет. Но если правительство решит, что курс рубля его не устраивает, этот механизм идеально сработает. То есть, он может в любой момент заставить крупных экспортеров продать всю свою валютную выручку. Это серьезный инструмент, противостоять которому сложно. Но при этом Указ сам по себе не является обязательным.
Почему же рубль укрепляется? Если год назад курс был под контролем Центробанка, то сейчас он в руках правительства. Краткосрочные колебания — это не показатель, потому что рынок все еще на нервах, а власти ориентируются на среднесрочную стабильность. Курс формируется не на основе спекуляций, а в рамках более широкой и продуманной стратегии.
Аналитик Mind Money Тимофей Крупенков: «Ожидается, что 8 мая Банк Англии снизит процентные ставки с 4,5% на четверть процентного пункта, поскольку пресловутые тарифы… и Банку Англии вскоре придется ускорить свой поэтапный подход к снижению ставок".
Глава Банка Англии Эндрю Бейли, выступая в Вашингтоне на прошлой неделе после того, как Международный валютный фонд понизил прогноз роста ВВП экономики Великобритании в 2025 году с 1,6% до 1,1%, заявил, что он «очень серьезно» относится к рискам, связанным с тарифами Трампа.
По словам аналитика Pantheon Macroeconomics Роба Вуда, теперь ситуация должна измениться. «Комиссия по денежно-кредитной политике придет к выводу, что экономика функционировала хорошо до введения тарифов и, вероятно, требовала лишь очень постепенных сокращений. Однако тарифное фанданго Дональда Трампа подорвет рост, немного быстрее замедлит инфляцию и оправдает более раннее и немного большее снижение процентных ставок», — предсказал Вуд.
Инфляция в 20 странах, входящих в зону евро, по итогам апреля составила 2,2%, что выше консенсус прогноза экономистов, опрошенных агентством Reuters, (2,1%). При этом цены на продукты питания и энергоносители подскочили с 2,4% до 2,7%, что выше ожиданий в 2,5%, что свидетельствует о том, что внутреннее ценовое давление выше, чем предполагалось.
Аналитик Mind Money Тимофей Крупенков: «Цены в еврозоне в апреле выросли больше, чем ожидалось, а базовое ценовое давление усилилось. Эта неприятная тенденция, как ожидается, все еще не помешает очередному снижению процентных ставок с целью защитить экономику от последствий глобальной торговой войны».
Политики через публичные выступления начали готовить почву для восьмого снижения ставки ЕЦБ за 13 месяцев. Если ранее ЕЦБ ожидал, что инфляция вернется к целевому показателю только в 2026 году, то теперь политики говорят, что целевой показатель по сути достигнут.
Это происходит потому, что торговые распри замедляют экономический рост и ограничивают инвестиции, и это уже привело к снижению цен на энергоносители и укреплению евро, что сделало импорт более дешевым. Более того, многие опасаются, что Китай может начать сбрасывать излишки своей продукции в Европу, учитывая его ограниченный доступ в США. Местные производители не рады.
В марте администрация Трампа предложила ввести 200% тариф на импортируемое вино и шампанское из Европы в качестве ответа на планы ЕС ввести 50% тариф на американский виски. Вопрос висит в воздухе и пока для поставщиков работает тариф в 10%.
Но, как пишет журнал World Financial Review, отгораживание американского рынка от европейских производителей стало бы ударом, а не поддержкой, по устойчивости сектора, и не только для европейских виноделен. Эффект домино, вызванный тарифами, усугубит самый критический кризис в винодельческой отрасли.
Напомним, в последнем отчете Международной организации винограда и вина (OIV) о состоянии отрасли в 2024 году отмечается снижение потребления вина во всем мире на 3,3%, этот рынок сокращается.
Эволюция мирового потребления вина
Соответственно, вся эта тарифная чехарда крепко действует виноделам на нервы. Например, тарифы создадут проблемы с дистрибуцией – потребителям будет сложнее найти предпочитаемые бренды по разумным ценам. Локальные производители пострадают больше всего, поскольку им не хватает финансового плеча и избыточной клиентской базы, чтобы переждать нынешнюю администрацию США. Тем не менее, даже крупные производители, скорее всего, будут вынуждены изо всех сил демпинговать.
Тарифные препирательства между США и Ираном не смогли взвинтить цены на нефть. На только что завершившихся торгах нефть марки Brent достигла четырехлетнего минимума закрытия торгов в 62 доллара за баррель и подешевела на 26% в годовом исчислении.
Официальные лица Саудовской Аравии информируют союзников о том, что они могут смириться с более низкими ценами на нефть. Это предполагает кардинальный политический сдвиг после многих лет, потраченных на поддержание равновесия на рынке путем значительного сокращения добычи, и происходит в преддверии следующего заседания ОПЕК+ в понедельник.
Комментарии, объясняющие очевидное изменение стратегии Саудовской Аравии, варьируются от наказания членов ОПЕК+, превышающих свои квоты, до перехода к борьбе за долю рынка после уступки позиций производителям, не входящим в ОПЕК+, таким как Соединенные Штаты и Гайана. Напомним, Эр-Рияд был возмущен тем, что Казахстан и Ирак производят больше, чем им предписано ОПЕК+.
Увеличение производства также может быть жестом симпатии в адрес Дональда Трампа, который в этом месяце посетит Эр-Рияд. В ходе визита может быть объявлено о поставке оружия Саудовской Аравии на сумму более 100 миллиардов долларов.
Любой свежеиспеченный президент недолюбливает свой сотый день у власти. А как иначе? Ведь это первая публичная порка, когда у избирателей еще не выветрились из головы предвыборные обещания. Избиратель настырно лезет с вопросом: «Где деньги, Лебовски?»…
Мировая экономика из-за Трампа встала на дыбы
С начала срока Трампа индекс S&P упал более чем на 7%, что значительно ниже показателей остального мира. Европейский STOXX 600, который годами отставал от рынка США, за это время вырос на 0,2%, в то время как китайские «голубые фишки», наиболее подверженные влиянию мировой торговой войны, упали всего на 1,4%. Удар для иностранцев оказался еще сильнее. В евро, иенах и фунтах стерлингов S&P потерял более 14%.
Волатильность рынка резко возросла при Трампе 2.0
Инвесторы, которые спешно покинули Уолл-стрит в течение месяца Трамп-потрясений, переключают свое внимание на нишевые рынки, например, такие как валюты Латинской Америки. Или Арабских Эмиратов. Или… не важно, лишь бы подальше от Трампа.
После эпичного 2 апреля внутренние акции (.SPX) резко упали, а европейские акции, которые изначально привлекали капитал, бегущий из США, пострадали от резкого роста евро.
Игорь Юров: «Трамп-неопределенность еще больше подрывает доверие, а европейская промышленность готовится к потоку дешевого китайского импорта. В общем институциональные инвесторы считают, что традиционно нестабильные развивающиеся рынки на данный момент кажутся относительно безопасными».
Тем временем Reuters опросил финансовых гуру, что сейчас можно считать тихой гаванью. Делимся:
«Мы ожидаем, что рискованность или волатильность активов развивающихся рынков и активов развитых рынков сблизится», — заявляет соруководитель подразделения по управлению многопрофильными активами Pictet Asset Management Шаниэль Рамджи.
Наибольшее количество миллионеров по странам в 2024 году
Наибольшее количество миллиардеров по странам в 2024 году