В нефтегазовом комплексе нашей страны, похоже, назревает титановая революция — две крупнейших его компании, «Газпром нефть» и «Роснефть», объявили о применении игл из этого цветного металла для интенсификации добычи черного золота из трудноизвлекаемых запасов.
Традиционно подобные запасы разрабатывают с помощью гидравлического разрыва пласта, обеспечивавшего формирование сети трещин, которые и повышают приток нефти в скважину. Однако у данного метода есть слабое место – он не «работает» при эксплуатации тонких пластов, локализованных рядом с газовыми шапками и водяными горизонтами.
Поэтому для освоения тонких пластов было предложено использовать тонкие иглы из титана, отличающиеся легкостью, прочностью и коррозионной стойкостью. Согласно опубликованному «Газпром нефтью» в августе пресс-релизу, была пробурена пилотная скважина в Ханты-Мансийском автономном округе, титановые иглы помогли пройти 54 боковых ствола и приток нефти вырос на 36%.
Цены на палладий на глобальном рынке с апреля 2025 года, когда был зафиксирован минимум в 888 долларов за тройскую унцию, идут вверх и сегодня находятся в районе 1,395 тыс. долларов. Их толкает вверх четыре фактора.
Первый из них — динамика спроса на палладий со стороны автопрома. Долгое время считалось, что производство электромобилей «убьёт» его, тем не менее, несмотря на рост их выпуска, одновременно достаточно неплохо себя чувствует производство гибридных машин, для оснащения которых требуются катализаторы из палладия.
Второй — падение выпуска палладия в США, Канаде и ЮАР. В США его производство в 2025 году может снизится на 12-18% до 6,5-7 тонн, в Канаде — на 6-14% до 13-14 тонн, в ЮАР — на 10% до 65 тонн. Причины — проблемы с энергоснабжением и истощение рентабельных запасов разрабатываемых месторождений, не компенсируемое в полной мере освоением новых залежей.
Третий – расширение вложений в приобретение палладия со стороны не только частных лиц, но и крупных инвестиционных фондов, стремящихся заработать на фоне ожиданий ослабления доллара.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и судоходная компания «Созвездие» подписали соглашение о намерениях, предусматривающее закладку новых круизных кораблей типа «Сириус».
Длина каждого такого судна равна 141 метр, ширина — 16,7 метров, высота борта — 5 метров, осадка — почти 3 метра. Оно может вмещать 281 пассажира и 130 человек экипажа. Подобные теплоходы имеют стальной корпус и алюминиевую надстройку, две поворотные винто-рулевые колонки.
Данное событие имеет важное значение для отечественного круизного флота, насчитывающего порядка 100 кораблей различной вместимости. Несмотря на столь внушительную цифру, он весьма изношен и, по имеющимся данным, каждый год из него выбывает не менее пяти судов. Средний возраст круизного корабля составляет 50 лет. Поэтому на повестке дня как никогда актуален вопрос об качественном обновлении флота, в противном случае организованный туризм по речным просторам России может серьезно упасть.
Также соглашение между ОСК и «Созвездием» — знаковое для цветной металлургии нашей страны — проекты строительства круизных судов будут стимулировать рост спроса на алюминиевые полуфабрикаты, отвечающие жестким требованиям современного корабельного инжиниринга.
Производство стальных конструкций в России за восемь месяцев текущего года сократилось почти на 7% до 5,4 млн тонн. Причем в августе относительно аналогичного месяца 2024 года оно обвалилось еще больше — на 13,2% до 0,7 млн тонн, следует из материалов Федеральной службы государственной статистики.
Столь негативная динамика является следствие процессов, наблюдаемых сегодня в российской экономике. Высокая ключевая ставка, устанавливаемая Банком России, сделала кредиты государственных и частных банков довольно дорогими, сузив возможности для реализации металлоемких проектов. Одновременно ряд государственных корпораций и частных компаний пересмотрели собственные программы капитальных вложений в сторону уменьшения, например, РЖД «срезала» свою на 40,3% до 890,9 млрд рублей.
В то же время число проектов, реализуемых малыми и средними игроками, сравнительно невелико и касается в основном сельского хозяйства — для его нужд возводятся ангары и зернохранилища, не требующие особо много стальных конструкций. В промышленности заказов на них тоже немного.
В рамках форума «Биопром» несколько российских компаний подписали соглашение о создании альянса, который займется разработкой и продвижением технологий, приносящих пользу окружающей среде.
Его учредителями выступили «Эконад», «Магнит», Невский завод цветных металлов (НЗЦМ), компания «Арнест Упаковочные решения» и Самарский металлургический завод (СМЗ). Подобный состав альянс не случаен: «Эконад» выпускает лимонад на базе молочной сыворотки, «Магнит» через сеть своих магазинов продает продукты питания, НЗЦМ собирает и перерабатывает алюминиевый лом, СМЗ производит плоский алюминиевый прокат, «Арнест Упаковочные решения» изготавливает из него банки.
По сути, в рамках альянса будет сформирована полная цепочка выпуска лимонада, не просто полезного для здоровья людей, но и низким углеродным следом на всей стадии его выпуска. Участие в его деятельности СМЗ имеет критически важную роль: с одной стороны, он является крупным потребителем алюминиевых сплавов, получаемых путем рециклинга лома, с другой же — является единственным в России производителем баночной ленты.
Цены на медь на London Metal Exchange, выросшие с января по сентябрь 2025 года с 8,691 до 10,385 тыс. долларов за тонну, теперь опустились до 10,225 тыс. долларов, но могут в ближайшие недели сменить курс.
Подобный прогноз базируется на двух авариях, случившихся за последний месяц. Первая из них произошла 8 сентября — на индонезийском рудник Grasberg сошел оползень, приведший к полной остановке его работы.
Grasberg принадлежит американской корпорации Freeport-McMoRan и относится к крупнейшим медным рудникам мира. В прошлом году он выпустил 815 тыс. тонн медного концентрата (в пересчете на чистый металл). Теперь из-за чрезвычайной ситуации он может произвести по итогам 2025 года не более 480 тыс. тонн, в следующем году — максимум 500 тыс. тонн.
Вторая авария имеет место на чилийском руднике Lomas Bayas, подконтрольном международному горно-металлургическому гиганту Glencore, — на нем вспыхнул пожар. В 2024 году Lomas Bayas выпустил 74 тыс. тонн медного концентрата и его производство может обвалиться, как и в случае Grasberg, если площадь возгорания окажется большой.
Цены на никель на London Metal Exchange превысили уровень 15 тыс. долларов за тонну и постепенно поднимаются дальше. Их толкает вверх несколько факторов.
Во-первых, наблюдается пополнение запасов никеля на складах London Metal Exchange, достигших к настоящему времени 231,3 тыс. тонн и нельзя исключать их расширения в будущем.
Во-вторых, укрепляется спрос на нержавеющую сталь, который тянет за собой ее производство: по данным World Stainless Association, в январе-июне 2025 года выплавка нержавеющей стали в мире выросла на 4,7% до 31,9 млн тонн, в том числе в США — на 8,3% до 1 млн тонн, в Китае — на 7,2% до 20,2 млн тонн.
Да и в целом на глобальном рынке нержавеющей стали царят позитивные настроения — ее участники ожидают увеличения заказов на нее и подъема цен в ближайшие месяцы. Они вполне могут оправдаться, учитывая поступающие заказы от предприятий по выпуску автомобильных компонентов и бытовой техники. Недаром же тайваньская Yieh United Steel повысила на октябрь на 3 доллара цену на сталь марки 304 (ее российским аналогом является широко распространенная марка 08Х18Н10).
В России возобновились дискуссии о целесообразности строительства Северо-Сибирской магистрали, призванной соединить железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа с Байкало-Амурской магистралью.
Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, длина Северо-Сибирской магистрали должны составить почти 1,9 тыс. километров. Стоимость ее строительства ранее оценивалась в 1,5 трлн рублей (но, естественно, ее придется пересмотреть). Северо-Сибирскую магистраль предполагалось состыковать с Белкомуром, который должен был соединить Архангельскую область, Коми и Пермский край, и тем самым разгрузить действующие в Европейской части России и Сибири железные дороги, коренным образом изменив грузовые потоки и загрузив порты, входящие в контур Северного морского пути.
Между тем проект Северо-Сибирский магистрали весьма сложен – она должна пролегать по местностям с разными амплитудами колебаний рельефа, вечной мерзлотой, неустойчивыми грунтами, не говоря уже про непростые климатические условия. Потребуется не только проложить железнодорожные пути, но и построить большое число мостов.
Европейская комиссия не включила российский никель в 19-й пакет санкций против нашей страны, который она намерена ввести в действие в скором времени.
В общем-то ее «доброжелательное» отношение к никелю, выпускаемому в нашей стране, выглядит вполне закономерным с экономической точки зрения — никель в Европейском Союзе почти не производится и его приходится импортировать.
В то же время, согласно статистической информации ассоциации World Stainless, выплавка нержавеющей стали в Европе (включая Европейский Союз), в первой половине 2025 года выросла на 1,9% (к уровню аналогичного периода 2024 года) почти до 3,3 млн тонн, и значительная часть этого объема представлена 300-й серией, содержащей никель. Также в Европейском Союзе никель используется для производства жаропрочных сплавов для двигателестроения, для нанесения гальванических покрытий и т.д.
Выпуск же никеля в мире, казалось бы, способен удовлетворить спрос на него в Европейском Союзе: по данным International Nickel Study Group, в 2025 году он может увеличиться на 5,9% до 3,8 млн тонн, профицит же — на 13,8% до 198 тыс. тонн из-за наращивания мощностей в Индонезии и Китае.
Министерство финансов России подготовило законопроект, содержащий ряд налоговых новаций. Среди них — предоставление вычета при уплате налога добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении железной руды.
Размер вычета будет представлять сумму расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств, доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, умноженных на коэффициент 0,5 (речь идет о технике, применяемой для добычи железных руд и др.). В результате поступления от НДПИ в федеральный бюджет могут уменьшиться не менее чем 1,5 млрд рублей.
Правда, налоговая льгота не будет распространяться на окисленные железистые кварциты и будет касаться лишь Мурманской области, точнее ее Оленегорского района. В случае введения ее в действие под нее попадет только одно предприятие — «Олкон», разрабатывающий месторождения Заимандровского железорудного района.
Владеющей «Олконом» «Северстали» эта инновация пойдет на пользу, ведь она, как и остальные металлургические компании, столкнулась со слабостью внутреннего рынка стали — по итогам января-июня 2025 года ее выручка уменьшилась на 11% до 364,2 млрд рублей, чистая прибыль — на 55% до 36,8 млрд рублей (зато инвестиции выросли более чем в два раза — до 87,1 млрд рублей).