В январе-августе текущего года выпуск стальных труб, профилей и фитингов в России уменьшился на 4,6% до 8,6 млн тонн, следует из материалов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
Для непосвященного взгляда создается впечатление о идущем в отечественной трубной индустрии спаде производства, в реальности же дело обстоит совершенно иначе, если внимательно посмотреть на продуктовый разрез выпуска: объемы производства бесшовных бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб для освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений за восемь месяцев 2024 года увеличились на 1,7% до млн тонн.
Данная информация свидетельствует о совершенно иной ситуации. В настоящее время строительный сезон практически подошел к концу и девелоперские и ремонтные организации сократили закупки стальных труб для прокладки и обновления сетей для снабжения жилых домов, офисов и предприятий теплом, водой и газом.
Вместе с тем в российском топливно-энергетическом комплексе продолжается реализация ранее намеченных проектов по разработке углеводородных месторождений — бурению скважин, их обустройству и добыче нефти и природного газа.
Федеральная служба государственной статистики опубликовала данные о социально-экономическом положении России в январе-августе текущего года. Согласно им, производство необработанного титана в нашей стране увеличилось на 1,1%.
Несмотря на столь, казалось бы, незначительный рост, динамика выпуска данного цветного металла скрывает в себе интересные тренды. Прежде всего расширилось потребление титана на внутреннем рынке России и в целом за 2024 год оно может составить 18-19 тыс. тонн. Драйвером же спроса традиционно будет авиакосмическая индустрия, именно она доминирует в его структуре.
Вместе с тем за последнее несколько лет заметно увеличились поставки титана для нужд энергетики, химического машиностроения, медицины. Тем самым идет диверсификация его потребления. Одновременно сохраняется экспорт титана из России, поскольку его качество лучше, чем у китайской продукции, и он востребован на глобальном рынке.
Бенефициаром подъема выпуска титана является корпорация ВСМПО-АВИСМА, постепенно наращивающая объемы продаж в России и за ее пределами.
Трубная металлургическая компания (ТМК) в кооперации со своими партнерами разработала технические стандарты на стальные баллоны и трубы, предназначенные для хранения и транспортировки водорода. В их основу положены результаты научной деятельности, осуществляемой Исследовательским центром ТМК в Москве.
В нем довольно давно ведутся исследования, направленные на преодоление проблемы охрупчивания стали, возникающего при ее контакте с водородом: из-за своих малых размеров его атомы легко диффундируют внутрь металла, вызывая снижение его пластичности, образование трещин и разрушение. Компания разработала собственную линейку труб Sputnik H, которая может использоваться в системах для получения, распределения и хранения водорода.
По сути, ТМК идет в авангарде развития водородной индустрии в России — к 2035 году в стране прогнозируется производство не менее 12 млн тонн водорода. Ряд компаний планируют создание предприятий по его выработке в различных регионах страны.
Для достижения столь амбициозного показателя нужны не только генерирующие мощности, но и инфраструктура для поставок.
Специалисты Национального института материаловедения (Япония) разработали сплав из титана и никеля, обладающий прочностью стали и в то же время способный растягиваться словно резина при изменении условий окружающей среды.
В ходе своих экспериментов они провели деформацию сплава, удлинив его на 50%, затем нагрели до +300 градусов Цельсия, после чего растянули еще на 12%. В результате его образцы стали способны выдерживать давление в 18 тыс. раз выше атмосферного, оказавшись по прочности сопоставимыми со сталью, и гибче в 20 раз по сравнению с традиционно используемыми сплавами. Подобное поведение новый сплав демонстрировал в широком диапазоне температур от -80 до +80 градусов Цельсия.
Исследование японских ученых открывает большие перспективы для применения данного сплава: он может стать ключевым конструкционным материалом для самолета, меняющего свою форму. Его пока никому не удалось создать, поскольку существующие сплавы не могут обеспечить необходимый баланс прочности и гибкости, при котором такой самолет будет обладать высокой энергоэффективностью и летать с большой скоростью без рисков для его пассажиров.
Ученые Университета Макгилла (Канада) разработали технологию, позволяющую использовать силу солнечного света для превращения парниковых газов в востребованные на рынке химические соединения. В ее основе лежит созданный ими катализатор на основе палладия. Благодаря ему можно превратить метан и углекислый газ в метанол всего за одну реакцию.
Суть технологии заключается в следующем: под воздействием солнечного света и в присутствии палладиевого катализатора атом кислорода из молекулы углекислого газа присоединяется к метану с образованием «зеленого» метанола. Процесс протекает при комнатной температуре и не требует использования едких химических веществ.
По сути, разработка канадских исследователей в определенной степени повторяет хорошо известную из школьного курса биологии реакцию фотосинтеза, с помощью которой растения преобразуют воду и углекислый газ в глюкозы и кислород.
Коммерциализация данной технологии открывает большие перспективы, учитывая темпы расширения спроса на метанол на глобальном рынке — в 2030 году она может достигнуть 120-130 млн тонн против 100-105 млн тонн по итогам минувшего года.
Развитие искусственного интеллекта и его широкое распространение могут привести к возникновению нехватки полупроводников, прогнозирует американская Bain & Co., связывая подобный сценарий с активной скупкой технологическими компаниями графических процессов, необходимых для оснащения центров обработки данных (ЦОД). Именно они имеют критическое значение для обучения искусственного интеллекта.
Одновременно идет разработка чипов, устанавливаемых в смартфоны и персональные компьютеры и позволяющих запускать приложения с искусственным интеллектом локально, не пользуясь интернет-соединением через облачные сервисы. Соответственно, обе тенденции в сочетании со сложностью цепочек поставок полупроводников могут привести к скачку заказов на них на 20% (и за ними — германия и галлия) и вызвать их дефицит, который вряд ли будет быстро удовлетворен предложением.
Вместе с тем международный горнорудный гигант BHP Group ожидает подъема потребления меди до 52,5 млн тонн к 2050 году против 26,6 млн тонн по итогам прошлого года благодаря массовому использованию искусственного интеллекта: сегодня ЦОДы потребляют всего лишь 1% меди от объема ее глобального спроса, к 2050 году этот показатель может составить 6-7%, тоже вызывав нехватку красного металла.
Компания «Северсталь» запустила интернет-дискаунтер «Продажа складских остатков», позволяющий купить невостребованные товары со всех ее складов и предприятий.
Согласно ее пресс-релизу, в нем представлено порядка 1,7 тыс. товаров из более чем 250 категорий, предлагаемых к приобретению со скидками до 99% (их ассортимент постоянно пополняется). Покупать их могут и юридические, и физические лица, забирая уже на следующий день после оплаты.
В принципе появление подобной площадки свидетельствует о стремлении «Северстали» расширять онлайн-торговлю. У нее уже есть цифровые платформы «Платферрум», Cometal, Industrial.Market и др.
В то же время не удалось найти точных данных, свидетельствующих о реальной роли электронной коммерции в структуре выручки «Северстали». Наличие нескольких онлайн-площадок еще не гарантирует успех, хотя, бесспорно, помогает развитию бизнеса.
И вместе с тем возникает вопрос: если количество не нашедших применения в производстве «Северстали» запчастей и материалов значительно и для их реализации пришлось создать отдельный интернет-магазин, то как же реально обстоят дела с их закупками и использованием?
Компания «Норильский никель объявила об открытии Батарейного технологического центра, который будет выполнять весь цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с созданием перспективных катодных материалов на основе никеля для разработки и последующего производства аккумуляторов.
Одновременно «Норильский никель» вкладывает значительные инвестиции в развитие своего научно-исследовательского кластера, призванного стать элементом его долгосрочной стратегии по расширению технологических компетенций. И это же отвечает целям России по выстраиванию вертикально-интегрированной цепочки производства аккумуляторов для электротранспорта и др.
На сегодняшний день Батарейный технологический центр уже создал собственный способ получения активных катодных материалов для аккумуляторов, оказывая подобным образом содействие укреплению научно-технической независимости батарейной индустрии России (да и в мире найдется мало стран, располагающих своими ноу-хау в данной области, пожалуй, лишь США, Германия и Китай).
Предложение президента России Владимира Путина правительству рассмотреть возможность ограничения поставок в недружественные страны трех металлов, титана, никеля и урана, прозвучавшее 11 сентября, на протяжении недели является предметом дискуссий и в прессе, и в деловых кругах. Высказываются самые различные версии развития будущих событий.
Тем не менее пока можно только предполагать, какая именно система ограничена экспорта трех вышеназванных металлов может быть предложена, - прямой запрет, квотирование, лицензирование и др. Лишь совершенно очевидно, что предложение главы государства будет детально обсуждаться в правительством и профильными федеральными ведомствами вместе с представителями компаний, производящих никель, титан и уран: ведь резкая блокировка их поставок может не просто привести к резкому подъему цен на них за пределами России, но и вызвать сокращение доходов у «Норильского никеля», «ВСМПО-Ависмы» и «Росатома», являющихся крупными плательщиками налогов в бюджеты различных уровней и содержащих целые города, не говоря уже о потенциальной утрате ими позиций на мировом рынке.
История с застрявшими на Международной космической станции американскими астронавтами из-за выявленного отказа пяти из 28 двигателей корабля Starliner, разработанного концерном Boeing, может быть тесно связана с сокращением поставок титана из России.
Дело в том, что в июне текущего года Федеральное авиационное управление США приступило к расследованию относительно использования титана в самолетах, выпускаемых Boeing и его конкурентом Airbus. У него возникли подозрения по поводу возможности применения в них полуфабрикатов, отгруженных из Китая по поддельным документам.
В нем участвует Spirit AeroSystems, изготавливающая фюзеляжи для Boeing и крылья для Airbus: она обнаружила в полученном ею титане дыры от коррозии и уведомила об этом Федеральное авиационное агентство США. Поэтому нельзя исключать использования в двигателях Starliner титана, не отвечающего требованиям аэрокосмической безопасности, — сделанные из него детали могли банально начать крошиться.
На сегодняшний день установлен факт поставок титана из Китая. Причем Boeing явно не единственный его потребитель в США, его также покупала Apple, в прошлом году презентовавшая iPhone 15 Pro с корпусом из титанового сплава. Видимо, не случайно готовящийся к продажам iPhone 16 Pro изготовлен из алюминия — Apple тоже мог выявить дефекты в титановых корпусах.