Производство минеральных удобрений в России в январе-сентябре текущего года увеличилось на 10,8% почти до 21,5 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ), сообщается в материалах Федеральной службы государственной статистики.
Из общего объема выпуск азотных удобрений почти не изменился, составив 9,2 млн тонн, фосфорных — поднялся на 1,3% до 3,9 млн тонн, калийных — скакнул на 31,7% до 8,4 млн тонн.
Динамика производства минеральных удобрений коррелирует с их погрузкой на сети РЖД: за девять месяцев 2024 года она расширилась на 6,8% до 50,3 млн тонн (в физическом весе). Она обусловлена с одной стороны, хорошим спросом на внутреннем рынке, с другой же, увеличением экспорта.
Отечественные аграрии, согласно данным РАПУ, на начало октября купили порядка 5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), тем самым удовлетворив свои плановые потребности в них на 20224 год более чем на 90%. В результате спрос на них внутри России может по итогам 2024 года достигнуть 5,3-5,4 млн тонн.
Акции НЛМК на протяжении нынешнего года демонстрировали смену трендов, поднявшись со 180,94 рублей за ценную бумагу в январе до 256,3 рублей в мае и затем сползая до текущих 121,80 рублей.
Возникает вполне закономерный вопрос: есть ли перспективы для подорожания акций НЛМК? Судя по имеющимся данным, они выглядят весьма туманными.
Во-первых, пресс-релизы на сайте НЛМК дают крайне мало сведений о его деятельности и, по сути, не особо интересны с точки зрения понимания реальной ситуации.
Во-вторых, информация о финансовых показателях НЛМК за первую половину 2024 года выглядит противоречиво. Выручка по международным стандартам финансовой отчетности увеличилась на 16,6% до 517,8 млрд рублей, с другой же чистая прибыль упала на 11% до 81,6 млрд рублей.
Выручка же по российским стандартам бухгалтерского учета выросла на 12% до 390,5 млрд рублей, чистая прибыль сократилась в 2,5 раза до 30,3 млрд рублей.
В-третьих, производство стали в январе-июне 2024 года обвалилось на 15% до 7,4 млн тонн, продажи продукции — на 11% до 8 млн тонн. В качестве причины уменьшения показателей называлась продажа сортовых активов.
«Норильский никель» и «ТВЭЛ» (входит в состав государственной корпорации «Росатом») обсуждают возможность создания производства катодных активных материалов для литий-ионных аккумуляторов, устанавливаемых в электромобилях. Пока их переговоры далеки от завершения и говорить о близком старте потенциального предприятия преждевременно.
Тем не менее подобное сотрудничество выглядит весьма многообещающим. «Норильский никель» недавно открыл Батарейный технологический центр, занимающейся разработкой перспективных видов катодных активных материалов на основе никеля (ключевого цветного металла, выпускаемого компанией). Он оснащен оборудованием, позволяющим проводить полный цикл проведения исследований по их синтезу и тестированию в специальных условиях.
При этом внутренний рынок катодных активных материалов растет неплохими темпами и к 2030 году его емкость может достигнуть 10 тыс. тонн. В принципе неплохой показатель, учитывая, что «содержание» никеля в электромобиле может составлять 25-50 килограмм в зависимости от типа аккумулятора.
Стоимость цинка на London Metal Exchange (LME) находится сейчас в районе 3,120 тыс. долларов за тонну, словно раздумывая, идти ли ей вверх или нет. Цены на него поступенно поднимались с середины февраля, когда был зафиксирован их минимум в 2,282 тыс. долларов и достигли на прошлом неделе 3,202 тыс. долларов, после чего слегка откатились.
В принципе у цинка есть серьезные предпосылки для подорожания. Согласно сентябрьской оценке International Lead and Zinc Study Group, в текущем году производство цинка на планете может уменьшиться на 1,8% почти до 13,7 млн тонн, потребление, наоборот, способно вырасти на 1,8% до 13,8 млн тонн. Из данных показателей вытекает возможность формирования дефицита цинка в размере 100 тыс. тонн.
Вместе с тем его нехватка по итогам 2024 года может оказаться значительно больше вследствие возникших трудностей с поставками цинкового сырья: недавно южноафриканская Sibanye-Stillwater остановила функционирование рудника Century (Австралия) до середины ноября из-за повреждения лесным пожаром его оборудования, канадская Ivanhoe Mines сократит добычу на Kipushi (Демократическая Республика Конго) в два раза. В результате мировой рынок может лишиться 60-80 тыс. тонн цинка.
В ближайшие пару лет прогнозируются серьезные перемены в российской авиации, способные кардинально трансформировать ее облик: в 2025 году планируется начало производства среднемагистрального лайнера МС-21, в 2026 году — его ближнемагистрального «коллеги» Superjet New.
Оба самолета ждут давно, возлагая на них большие надежды – они призваны в долгосрочной перспективе заменить традиционно эксплуатируемые на воздушных маршрутах нашей страны крылатые машины, ранее поставлявшиеся американским Boeing и европейским Airbus.
Согласно имеющимся данным, выпуск МС-21 должен быстро набрать обороты — в 2025 году намечено производство девяти лайнеров, в 2030 году – 72. У Superjet New будет несколько иная динамика -в 2026 году должны изготовить 30 штук, затем ежегодно будут выпускать 28 штук. В результате число произведенных МС-21 в 2030 году должно достигнуть 270 штук, Superjet New – 140.
И МС-21, и Superjet New можно по праву назвать импортозамещенными — их будут выпускать из российских компонентов. Одновременно их производство положительно скажется на потреблении титана в России, стимулируя его расширение: из его полуфабрикатов делают элементы конструкций кабины и крыльев, шасси и др.
Правительство США предложило своим партнерам по «Большой семерке» рассмотреть возможность введения санкций против титана и палладия, поставляемых из России. Соответственно, в ближайшее время будут вестись бурные дискуссии по поводу рациональности принятия подобных мер и степени их влияния на цветную металлургию нашей страны.
Тем не менее не надо быть семь пядей во лбу, чтобы понять, насколько рискованным будет данный шаг как для самих США, так и для Великобритании, Канады, Германии, Италии, Франции и Японии: они попросту «выстрелят» себе в ногу.
Например, согласно данным Геологической службы США, Россия в прошлом году произвела 92 тонны палладия, Канада — 16 тонн, США — всего 9,8 тонн. В целом же выпуск палладия в мире составил 210 тонн и фактически власти США предлагают попробовать устранить с глобального рынка ключевого поставщика с долей почти 45%, заменить которого в обозримом будущем попросту нереально — в большинстве членов «Большой семерки» палладий вообще не производится.
Компания «Алроса» выдвинула три интересные новеллы: она предлагает ввести законодательное регулирование рынка инвестиционных бриллиантов в России, разработать для них национальный индикатор для отслеживания цен и наладить их сертификацию по государственному стандарту. При этом по ее данным рынок подобных драгоценных камней за девять месяцев текущего года вырос в 1,5 раза.
В принципе идеи «Алросы» выглядят разумными, учитывая ее стремление развивать сбыт бриллиантов в нашей стране. Недаром же она еще в прошлом году договорилась с ВТБ и «Совкомбанком» об их реализации.
Вместе с тем планы «Алросы» могут столкнуться с рядом серьезных трудностей. Дело в том, что каждый бриллиант обладает своими индивидуальными характеристиками, такими как размер, масса, цвет, блеск, чистота, тип огранки. Перед продажей проводится оценка и она носит субъективный характер: у различных геммологов она может быть разная, и стоимость одного и того же камня может быть сугубо дифференцированная, отличаясь в несколько раз. Поэтому их ценообразование на бриллианты в отличие от цветных и драгоценных металлов представляет собой нелинейный и довольно сложный процесс.
Выплавка стали на планете за девять месяцев текущего года сократилась 1,9% до 1,394 млрд тонн, сообщила World Steel Association.
Как следует из ее пресс-релиза, производство стали в Китае упало на 3,6% до 768,5 млн тонн, в США – на 1,6% до 60,3 млн тонн, в Южной Корее – на 4,6% до 48,5 млн тонн, Японии – на 3,2% до 63,3 млн тонн, зато в Индии оно увеличилось на 5,8% до 110,3 млн тонн, в Германии – на 4% до 28,4 млн тонн, в Турции – на 13,8% до 27,9 млн тонн.
Судя по данным World Steel Association, на глобальном рынке стали идет стагнация, вызванная нестабильной геополитической обстановкой, высокими процентными ставками по кредитам коммерческих банков, уменьшением спроса со стороны строительства и промышленности.
Данная тенденция может оказать негативное воздействие на поставщиков коксующегося угля: спад выпуска стали автоматически тянет за собой уменьшение выплавки чугуна в доменных печах и далее по цепочке сокращение заказов на коксующийся уголь.
В следующем году компания «Рутил» планирует запустить на территории опережающего развития «Михайловский» (Приморский край) предприятие по производству эндопротезов для нужд российского здравоохранения. Его мощность составит 50 тыс. изделий в год, работа начнется с выпуска тазобедренных эндопротезов, затем к ним добавятся коленные, локтевые и др.
У данного проекта есть серьезные предпосылки для успешной реализации: судя по данным прессы, в нашей стране ежегодно проводится до 200 тыс. операций по эндопротезированию, хотя их нужно выполнять гораздо больше — не менее 300 тыс. штук в год.
В целом же потребность в медицинских изделиях для травматологии и ортопедии оценивается в более чем 3 млн штук в год и отечественное производство пока ее полностью не удовлетворяет. Тем не менее процесс замены импорта российскими аналогами набирает обороты, например, в сентябре фирма «ЭндоАрт» (входит в фармацевтический холдинг «БСС») открыла завод, способный изготавливать до 35 тыс. тазобедренных эндопротезов в год, и в будущем к ним должно добавиться аналогичное количество коленных.
Сегодня на Московской бирже должны начаться торги платиной и палладием. Расчеты будут проводится на условиях «сегодня» и «завтра» в рублях за грамм драгоценного металла. Операции с платиной и палладием смогут осуществлять профессиональные участники биржевого рынка и их клиенты (в частности, частные инвесторы), поставки будут вестись в обезличенном виде на металлические счета.
Московская биржа давно проявляет интерес к драгоценными металлам, постановочные торги ими стартовали еще в октябре 2013 года. Динамика сделок вполне позитивная: в первой половине текущего года физический объем операций с золотом увеличился на 81,9% до 50,2 тонн, с серебром – на 89,3% до 126,1 тонны. Купля и продажа ведется банками, производителями и потребителями драгоценных металлов, розничными брокерами, управляющими компаниям и др.
Введение же в биржевой оборот платины и палладия позволит расширить линейку инструментов, предлагаемых Московской биржей, и повысить ее привлекательность в глазах существующих и потенциальных инвесторов.