Мировая экономика критически зависит от алюминия, поскольку этот цветной металл присутствует в нашей жизни повсюду — от банок для напитков, упаковки и строительства до автомобилей, самолетов и орбитальных спутников. За последние три года стоимость алюминия выросла на 50%. В начале текущего года она достигла рекордной стоимости на уровне $3870 за тонну, отражая сильный спрос на фоне ограниченного предложения металла со стороны китайских производителей.
Климатическая политика Китая требует сокращения выбросов парниковых газов и достижения углеродной нейтральности к 2060 году. Это ограничивает предложение алюминия местными «неэкологичными» производителями. Несмотря на то что в стране находится 56% мировых мощностей по производству рафинированного алюминия, доминирующее большинство предприятий не отвечают нормативным требованиям властей по ограничению выбросов и нуждаются в серьезной и многолетней модернизации.
В то же время органичный рост мировой экономики и постоянно расширяющаяся сфера применения алюминия ежегодно увеличивают спрос и дефицит металла на международных рынках. На начало марта мировые запасы товарного алюминия снизились более чем вдвое по сравнению с годом ранее и составили около 1,5 млн тонн. По оценкам Trafigura, при текущем балансе спроса и предложения запасы алюминия полностью иссякнут к 2024 году, а Goldman Sachs прогнозирует рост цен до $4000 за тонну уже в 2023 году.
Кроме этого, производство алюминия является самым энергоемким в металлургии процессом, и по мере роста цен на энергоносители цены на алюминий также будут расти. Даже при рекордно высоких ценах на алюминий рост цен на энергоносители делает его производство во многих странах мира убыточным, поскольку электроэнергия составляет почти 35% стоимости производства алюминия. В течение последнего года цены на электроэнергию и газ в Европе в среднем выросли более чем на 150%, что намного превышает рост стоимости большинства промышленных металлов.
Аналогичным образом выглядит ситуация и в США, где стоимость электроэнергии возросла более чем на 150% на восточном и почти на 200% — на западном побережье страны. Рост затрат приводит к сокращению или полной остановке некоторых заводов, что поддерживает стоимость алюминия на высоком уровне.
Большинство мировых производителей алюминия не могут соблюсти требования экологически требовательных западных стран к углеродному следу. Это является серьезным препятствием для его применения и является дополнительным фактором роста цен на металл.
РУСАЛ является одним из крупнейших производителей алюминия в мире и играет жизненно важную роль в глобальных поставках. Компания производит около 6% алюминия в мире и обеспечивает более 12% всех глобальных поставок, в связи с чем имеет значительное влияние на рынке. По этой причине российский алюминий, так же как и никель, палладий и титан, имеет значительный «иммунитет» от внешнеторговых ограничений.
В стремлении сократить свой углеродный след, повысить экологический рейтинг и увеличить доходы за счет продажи углеродных квот западные производители зависят от поставок En+ Group — материнской компании РУСАЛ. En+ применяет экологически чистую электроэнергию от собственных ГРЭС мощностью более 15 гВт. В итоге она может поставлять алюминий, который в пять раз менее углеродоемок, чем в среднем по отрасли. По мнению Wood Mackenzie, Россия является важным звеном в цепочке поставок «зеленого» алюминия.
Сам РУСАЛ производит от 15 до 20% всех представленных сегодня на международных рынках «зеленых» алюминиевых изделий. Так, в сентябре прошлого года пивоваренная группа Budweiser Brewing Group объявила о планах добиться нулевых выбросов углерода во всей своей цепочке создания стоимости к 2040 году. В сотрудничестве РУСАЛ она наладила выпуск пивных банок из алюминия со «сверхнизким содержанием углерода».
Россия является четвертым по величине экспортером алюминия в мире и первым поставщиком низкоуглеродистого алюминия. Это слишком большая доля для того, чтобы «ограничить» Россию на рынках металла. По итогам 2021 года РУСАЛ отгрузил 3,9 млн тонн алюминия, при этом продажи в ЕС, США, Турцию и Японию составили более 55% от общего объема продаж.