Рецензии на книги
Плутон в древнегреческой и римской мифологии — это одно из имён бога подземного царства и смерти. В честь его однажды была названа планета Плутон, а в 2006 году «убили» самого бога смерти. Плутон исключили из пантеона планет.
Как это произошло? Об этом чистосердечно рассказывает сам «убийца» Майк Браун в книге «Как я убил Плутон и почему это было неизбежно». Автор мечтал открыть новые планеты в Солнечной системе, но его работы, наоборот, привели к тому, что мы потеряли Плутон.
В Солнечной системе только кажется, что было 9 планет, а сейчас стало 8. Раньше их было больше, в начале 19-го века астрономы открывали их одна за одной между Марсом и Юпитером: Церера, Паллада, Юнона, Веста… Ученые поразмыслили и лишили потом их этого планетного статуса, с тех пор это называется «областью астероидов». Такое массовое «убийство» планет прошло тогда незамеченным.
Майк Браун хотел открыть новую планету за Плутоном. Для него сошлись для этого звезды, он родился и вырос в месте, где жили в США ракетостроители, создавшие космический корабль «Аполлон», который доставил людей на Луну. У него был доступ к лучшим телескопам мира и главное, он попал в нужное время, когда только появились компьютеры.
При взгляде на ночное небо кажется, что оно достаточно небольшое. Что там можно не заметить? Но ситуация меняется, когда в небо смотрят телескопы, там обнаруживается миллиарды светящихся звезд… Как определить среди них планету?
Стратегия открытия новых звездных тел в Солнечной системе была такая: изо дня в день делают снимки одних и тех же квадратов неба, затем снимки сравниваются друг с другом, звезды неподвижны, планеты движутся. Для открытия новой планеты нужно найти точку на снимке среди тысяч, миллионов, других точек, которая меняет свое положение на снимках. До появления компьютеров это делалось вручную! Добавьте сюда, что на снимки попадают пылинки, царапины, которые при рассмотрении ничем не отличимы от звезд и галактик.
Майк Браун фотографировал звездное небо за Плутоном в поисках объектов за ним. Он подключил к поиску компьютер, написал специальную программу для обработки снимков и нашел точку, которая двигалась. Теперь оставалось выяснить ее орбиту, для этого можно было уже воспользоваться архивными снимками неба, ведь теперь было известно, за какой точкой нужно следить...
Когда точка была определена на нее были наведены по координатам более мощные телескопы и догадка подтвердилась. Она двигается! Теперь оставалось выяснить размеры этого тела, ученые умеют это делать дистанционно. Если это тело больше по размерам, чем Плутон, то это будет 10-я планета! Но измерения показали, что этот объект составляет только половину размера Плутона. И вообще это огромный кусок грязного льда, бороздящий просторы нашей Солнечной системы.
Новому объекту нужно было дать имя.
В астрономии существуют правила, как называть тот или иной объект: Спутники Юпитера должны быть названы в честь жен Зевса, спутники Урана названы именами героев произведений Шекспира, кратеры на Меркурии — в честь поэтов и художников, элементы рельефа на гигантском спутнике Сатурна Титане — в честь мифических мест, упомянутых в литературе.
Объект, обнаруженный Майком Брауном с коллегами в поясе Койпера, должен был быть назван в честь какого-либо мифического божества. Авторы открытия нашли какого-то вождя богом забытого племени и позвонили ему по телефону, тот переадресовал этих чудаков дальше (если вы хотите получить название планеты, нажмите «2»), в конце концов хранитель истории племени выдал им имя «Квоар» («Квавар»). На чем они и остановились.
К слову, из книги узнал, что у химиков есть традиция давать названия новым элементам в честь открытых планет и небесных тел! Палладий, церий, уран, нептуний, плутоний.
Система поиска новых тел за Плутоном была налажена с помощью компьютера и открытия новых объектов пошли один за одним. Им нужно было придумывать имена, а за этим, как оказывается, следит еще небесная полиция! Нарушать правила и придумывать имена с бухты барахты низзя...
Майк Браун для нового объекта предложил имя Седна (богиня морей у эскимосов) и для того, чтобы его официально утвердить, состоялся такой диалог в комиссии:
По правилам два объекта Солнечной системы не могут иметь одинаковые имена, таким образом моей Седне чуть не пришлось выбирать другое имя.
«Отказано», — объявил Брайан Марсден. Имена значимых божеств должны использоваться только для названия важных астрономических открытий.
Тогда все тот же парень предложил назвать тот астероид в честь Кетти Седны, канадской певицы.
«Умно», — отметил Брайан Марсден, который, будучи ответственным за то, когда объекты могут получить имя, быстро ответил, что теперь наконец пришла пора Седне называться Седной на абсолютно законных правах.
Седна была меньше Плутона. Следом были открыты еще тела за Плутоном, им были даны наброски имен: Санта, Пасхальный кролик, Зена (да, та самая из сериала). Майк Браун с коллегами не торопились сообщать о своих открытиях миру, они хотели уточнить размеры планет, их состав… но тут у них украли Санту.
Ученые из Испании объявили, что открыли новое тело, координаты которого в точности совпадали с Сантой и, следовательно, им принадлежит право первооткрывателей. Конечно, любой может навести телескоп на небо и найти там движущуюся точку среди мириадов других, но как так совпало, что они опередили Майка Брауна буквально на несколько дней (он уже готовил конференцию по этому поводу).
Майк Браун пришел в печаль, но ему на помощь пришел страж Солнечной системы (это серьезно, есть такие люди).
«Однажды вечером мне пришло письмо от Брайана Марсдена, стража Солнечной системы, с которым я связывался каждый раз, когда открывал что-либо. Ему показалось очень подозрительным, что группа ученых из Испании открыла Санту в тот же день, когда его имя К40506А стало известно общественности. Он захотел узнать, могли ли они вычислить координаты Санты, зная только его имя — К40506А».
Имя К40506А было дано Санте как шифр, вывести из него координаты объекта было невозможно. Но… Майк Браун задумался и ввел К40506А в Google и выяснилось, что поисковик просканировал сайт университета, куда стекались данные с телескопа, которым он пользовался. Немного навыков хакинга и оказалось, что можно было через интернет узнать за каким объектом наблюдал все это время телескоп.
Представьте иронию судьбы. Пока одни люди ищут новые планеты в космосе, другие ищут их в базах данных интернета. По версии Майка Брауна эта группа ученых, когда узнала, что на конференции будет объявлено об открытии объекта К40506А, ввела его в поисковик, «взломало» базу сайта и получило координаты! Смышленые люди!
В конце концов за Брауном и коллегами осталось возможность дать имя объекту — «Хуамеа» вместо Санты (не бог же), но имя первооткрывателей осталось под вопросом до сих пор.
«Испанцы предлагали дать планете имя Атаэцина (лат. Ataecina) — в честь иберийской богини весны, которая считается аналогом римской Прозерпины. Однако этот вариант не был принят, так как имена подземных богов „зарезервированы“ для объектов, орбиты которых, подобно орбите Плутона, гравитационно взаимодействуют с Нептуном. В соответствии с правилами МАС, классическим объектам пояса Койпера присваивается имя, связанное с сотворением. Дэвид Рабиновиц предложил назвать его в честь Хаумеа — гавайской богини плодородия и деторождения». Википедия
А как же Плутон? Когда его «убивать» будут?
Как раз дело в том, что за Плутоном Майк Браун с коллегами открыли новые объекты по размерам, сопоставимыми с ним. И теперь перед астрономическим сообществом была дилемма: или мы им всем даем статус планет, или лишаем этой привилегии Плутона.
Интриги и заговоры окутали общество ученых, убить бога смерти Плутона! Два лагеря, хитросплетения и бюрократия. Что выбрать: 200 новых планет или вместо 9 планет останется 8? Майк Браун детально рассматривает этот вопрос и описывает ход истории тех дней. Голосование по Плутону было составлено таким образом, что на первой повестке его лишают статуса, а на второй возвращают в строй «мелким шрифтом». Предлагают статус нового слова: карликовая планета...
Разгорается спор, что считать планетой? Шар, вращающийся вокруг Солнца? Это философский вопрос, на который до сих пор нет ответа. Я бы привлек сюда астрологов и назвал планетой то, что участвует в астрологических прогнозах. Если добавить 200 новых планет, то астрологи сойдут с ума, а без Плутона как-то переживут.
В итоге Плутон лишили статуса планеты, а поправки, чтобы его вернуть в строй не прошли. С тех пор Майк Браун продолжает поиски планеты за орбитой Плутона, есть надежда, что в ближайшие годы и даже дни, она будет обнаружена.
Рекомендую книгу Майка Брауна «Как я убил Плутон и почему это было неизбежно» к прочтению. Она о ходе мысли людей, об открытиях, и даже вселенской иронии: хотел открыть новую планету, а вместо этого «убил» старую.
P.S.
«После я встречал многих людей, которых огорчило низведение Плутона. И я прекрасно понимал — Плутон был частью их мысленного мира, чем-то, что однажды помогло привести в порядок их разрозненные мысли о Солнечной системе, о своем месте в ней. Плутон был для всех границей бытия. Вырванный из этого мира, Плутон оставил после себя необъяснимую пустоту».
P.P.S.
Владимир Никонов