После начала СВО Coca-Cola Co. была одной из первых транснациональных корпораций, пообещавших уйти из России в знак протеста. Стремясь избежать неизбежной головной боли, связанной с соблюдением ожидаемых западных санкций в отношении Кремля, Coca-Cola попросила своих тамошних партнеров изъять банки и бутылки из магазинов, прекратить производство напитков.
Два года спустя характерный красный логотип Coca-Cola по-прежнему легко найти в супермаркетах и ресторанах по всей стране. А учитывая новинку под названием «Добрая кола», которая продается в банках с удивительно знакомым красным оттенком и вкусом, который мало кто сможет отличить от оригинала, —
Coca-Cola по некоторым показателям остается ведущим производителем газированных напитков в России.
Это потому, что компания Multon Partners, производитель кока-колы в стране, принадлежит отдельной компании с лондонским листингом под названием Coca-Cola HBC, в которой материнской компании США принадлежит 21% акций. Когда HBC прекратила производство Coca-Cola после вторжения, Multon представила «Добрую колу».
Эта газировка стала самой популярной в стране, занимая 13% рынка, по данным исследователя “Продажи.рф”. «Прибыль от продажи Coca-Cola в России просто перешла к Coca-Cola HBC, которая завоевала долю рынка благодаря успеху Dobry», — говорит Гаррет Нельсон, аналитик CFRA Research.
И сама Coca-Cola по-прежнему широко доступна, импортируемая из соседних стран, таких как Грузия и Казахстан. После вторжения Россия приняла закон, разрешающий продажу фирменных товаров без согласия владельца товарного знака. Поскольку грузовики перевозят бесчисленное количество ящиков через границу, россияне, жаждущие “настоящей еды”, все еще могут ее получить.
Это не значит, что Coca-Cola не пострадала. HBC заявляет, что объемы производства в России выросли на 12% в прошлом году, но они остались почти на треть ниже своего уровня в 2021 году, когда Coca-cola была самым продаваемым безалкогольным напитком, занимая 26% рынка. И хотя Coca-Cola действительно извлекает выгоду из популярности Dobry и лидирующего на рынке сокового бизнеса Multon, компания из Атланты заявляет, что взяла самоотвод от управления предприятием.
Coca-Cola далеко не одинока в неполном выходе из России. PepsiCo Inc. в сентябре 2022 года заявила, что прекратила производство и продажу Pepsi, Mountain Dew и 7Up там, и ее доля на рынке сократилась. Но вскоре Pepsi добавила новую cola Evervess и увеличила производство Frustyle (аналог fruity Mirinda) на своих полудюжине заводов в стране. В прошлом году продажи напитков российского подразделения подскочили на 12%, до 209 млрд рублей (2,3 млрд долларов), свидетельствуют его отчеты местным налоговым органам. Выручка подразделения детского питания и молочных продуктов в прошлом году выросла на 10%, до 129 миллиардов рублей. В PepsiCo отказались от комментариев.
С 2022 года более 1000 транснациональных корпораций заявили, что сворачивают деятельность в России, согласно исследованию Йельской школы менеджмента. Но многие остались.
Французский оператор супермаркетов Auchan, ритейлер одежды Benetton Group и сети ресторанов Subway и TGI Fridays продолжают работать в России без видимых планов сокращения.
www.bloomberg.com/news/articles/2024-06-18/coke-pepsi-pledged-to-quit-russia-over-ukraine-but-are-still-there?srnd=homepage-europe
Буду пить индийский чай!