10 января 2019, 20:27
Apple решилась на небольшое, но кардинальное изменение корпоративной стратегии. Компания прорубает в своей огражденной экосистеме окна в мир.
Годами большая часть исключительного опыта Apple и, соответственно, обоснование ее премиальной оценки основывались на том, что программное обеспечение и услуги компании были доступны лишь на ее аппаратных средствах. На проходящей в Лас-Вегасе технологической выставке CES стало понятно, что компания готова к переменам.
В понедельник Samsung заявила, что принадлежащий Apple софт iTunes, а также видеотека, в которой пользователи могут покупать фильмы, будут доступны на ее умных телевизорах. Вдобавок эти телевизоры будут поддерживать AirPlay 2, беспроводной стандарт Apple, позволяющий iPhone и другим устройствам передавать в потоковом режиме контент напрямую на эти телевизоры. Ранее о доступности AirPlay 2 на своих устройствах объявили другие производители телевизоров, включая LG, Vizio и Sony.
В декабре Amazon заявила, что сервис Apple Music будет доступен на умных колонках Echo.
Проницательный наблюдатель может спросить: а что же будет с Apple TV и HomePod? Похоже, они остались не у дел и не смогут выделиться среди более популярных устройств, которыми, возможно, уже владеют даже самые преданные клиенты Apple.
Хотя в 2003 году Apple подключила iTunes к Windows, что помогло развитию этого зарождающегося сервиса и iPod, такая стратегия ей во многом чужда. Однако с ней хорошо знакомы Google (можно использовать Gmail без телефона на базе Android), Amazon (можно читать книги Amazon, не имея при этом Kindle) и даже Microsoft, перенявшая этот подход недавно.
Стратегия Стива Балмера предполагала повсеместное распространение Windows, при этом большинство продуктов Microsoft должны были одновременно функционировать на этой ключевой операционной системе компании и поддерживать ее. При Сатье Наделле Microsoft стремится быстро представить свои услуги на всех доступных устройствах, и в первую очередь на устройствах, работающих на операционных системах Apple или Google. Такая стратегия уже приносит плоды: на момент написания статьи рыночная капитализация Microsoft была выше, чем у Apple.
Apple – далеко не первая компания, пытавшаяся получить контроль абсолютно над всей экосистемой. Такие стремления были и у Sony с Microsoft. До недавнего времени такая стратегия работала. Но сейчас бизнес Apple в Китае буксует, а сама компания страдает из-за снижения продаж смартфонов, поэтому открытие границ может служить не столько средством поддержания роста, сколько способом выживания. Похоже, компания наконец-то готова пожертвовать частью выручки, получаемой благодаря продаже АО, в расчете на рост своего бизнеса услуг. Впрочем, пока она предпринимает лишь мизерные шаги. Apple еще далека от того, чтобы предоставить лицензию на iOS, скажем, Huawei.
«Похоже, Apple в какой-то мере пытается обороняться», – говорит специалист по технологическому сектору Партрик Мурхед. На его взгляд, не все готовы раскошелиться на фирменные развлекательные устройства Apple, поэтому она вместо этого рассчитывает на то, что более широкая доступность ее услуг приведет к суммарному росту подписок.
Решение Apple отказаться от привязки продаж АО к выручке от услуг было принято как нельзя вовремя. Акции компании резко упали после того, как ее выручка – редкий случай – не дотянула до ожиданий. Генеральный директор Тим Кук объяснил это преимущественно падением продаж в Китае. При этом компания подтвердила рост в бизнесе услуг, который составил 18% в годовом выражении, тогда как аналитики ожидали 24%. Это указывает на тесную связь между продажами АО и выручкой в бизнесе услуг Apple. В таком случае каким образом повышение выручки в бизнесе услуг сможет компенсировать спад продаж смартфонов, как рассчитывает Кук?
То, что Apple недавно не оправдала целей по продажам, подозрительным образом совпадает с ее инициативами в отношении устройств конкурентов. Но, как говорит Мурхед, интеграция сделок по АО и ПО, наподобие указанных, может занять годы. Например, компания отказалась от требования, что на устройствах должен быть сертифицированный ею чип, чтобы они могли поддерживать AirPlay 2, ее стриминговый медийный протокол. Это позволило ряду ведущих телевизионных брендов установить этот протокол на своих устройствах. Впрочем, настоящим партнерским сотрудничеством это назвать трудно. Зато теперь можно сказать что-то вроде: «Эй, Siri, поставь на Vizio TV 'Миссия невыполнима: Последствия»'.
Сделка с Samsung серьезнее. Она включает приложение, позволяющее пользователям в более чем 100 странах скачивать и смотреть фильмы и телевизионные сериалы Apple iTunes. И это касается не только новых телевизоров – после обновления АО можно будет устанавливать это приложение на телевизоры Samsung 2018 года выпуска.
Хотя Apple и лидирует по продажам премиальных устройств в США, но для остального мира предпочтительна система Android. «Возможно, это позволит оставшимся трем четвертям мира получить первое представление об Apple», — рассуждает Мурхед.
Все это обретет еще больше смысла, если подтвердятся сообщения о том, что Apple разрабатывает стриминговый сервис, как у Netflix. Каким бы он в итоге ни оказался, компания инвестирует 1 млрд долларов в оригинальный контент, включая гонорары Опры Уинфри и Стивена Спилберга. Чтобы Apple смогла привлечь достаточно подписчиков на этот сервис, она должна мыслить шире и рассматривать не только Apple TV. Ее рыночная доля в этом сегменте мала — лишь 15% от активированных в США медийных потоковых устройств, тогда как в 2016 году равнялась 19%.
Хотя стратегия Apple по подключению услуг, возможно, поможет ей в долгосрочной перспективе, кое-что настораживает. Степень, в какой Apple сейчас копирует стратегии своих конкурентов, а в каких-то случаях зависит от них, заставляет задаться вопросом: неужели у компании иссякли собственные идеи?