Копипаст

Копипаст | Венесуэла: во что превратила социализм дешевая нефть

Оказывается, унизительную новость о том, что рубль по итогам 2014 года оказался самой быстро падающей валютой в мире, можно было чуть-чуть смягчить. Да, рубль действительно упал сильнее, чем аргентинский песо, ганский седи или даже украинская гривна, но все-таки в мире есть одна валюта, которая провалилась еще глубже, – венесуэльский боливар. Просто венесуэльское правительство уже много лет лицемерно держит официальный курс на уровне 6 боливаров за доллар, хотя в реальности купить этот доллар в Венесуэле сегодня можно не меньше чем за 174 боливара. Еще год назад можно было за 64, а теперь рыночный курс временами подскакивает до 187. И такое почти трехкратное падение за 2014 год явно больше, чем российское двукратное.

Справедливость в ценах

Венесуэла вообще может служить для России неплохим утешением в тяжелые времена нынешнего кризиса, потому что там падение цен на нефть помножилось на еще более безумные действия властей, чем в России, что, соответственно, привело к еще более катастрофическим последствиям. Даже при $110 за баррель венесуэльское руководство умудрялось мучить страну постоянными дефицитами, очередями, непрерывным падением курса и инфляцией больше 50%. А после того как нефть упала ниже $50, в Венесуэле вообще начался стремительный распад всех привычных институтов цивилизации. 

Какую область человеческой жизни ни возьми, везде в Венесуэле творится совершенный ад. Перестали функционировать самые простые структуры, которыми человечество научилось пользоваться еще в деспотиях Древнего Востока, – а в сегодняшней Венесуэле они не работают. Люди не могут добыть простейшие продукты питания. Ни за какие деньги не могут купить. Магазины большую часть времени стоят закрытыми, потому что открывать их бессмысленно – им нечего продавать.

Частные супермаркеты могут открываться несколько раз в неделю на пару часов. Им удалось где-то достать валюту, что-то завезти, и они быстро распродают эту партию товара. Много времени для этого не требуется: люди сами бросают все дела, сбегаются к магазину и выстраиваются в очередь под дулами автоматов Национальной гвардии или ЧОПа. Товары нормируют: четыре пачки молока в одни руки, или одну упаковку стирального порошка, или два дезодоранта. Тем, кто отоварился, ставят несмываемую отметку на руке. Иногда даже вида автоматов недостаточно для поддержания порядка: начинаются драки, местные гонят из очередей тех, кто с другого района, устраивают общественные инспекции по задним комнатам магазина – вдруг там чего припрятали.

В государственных супермаркетах снабжение получше, но там тоже особо не разгуляешься. Делать покупки можно только два раза в неделю в соответствии с номером удостоверения личности. У кого заканчиваются на 0 или 1 – по понедельникам, на 2 или 3 – по вторникам, и так далее до пятницы. По субботам очереди длиннее, потому что покупать могут те, у кого последняя цифра от 0 до 4, в воскресенье – от 5 до 9.

Такие проблемы возникают не только с едой – со всеми товарами, на которые Венесуэльское государство ввело регулируемые, «справедливые» цены. Сюда входит почти все, что необходимо человеку для нормальной ежедневной жизни, от молока и муки до стирального порошка и туалетной бумаги. За всем этим в Венесуэле теперь надо стоять в длинной очереди с призрачными шансами на успех. Периодически люди не выдерживают: на днях толпа остановила и разграбила проезжавший мимо очереди грузовик с памперсами – они ведь тоже благодаря заботе правительства продаются только по «справедливым ценам», поэтому их не достать.

Справедливость в прибыли

Хотя контроль цен – это далеко не самая разрушительная находка венесуэльского руководства. Еще есть, например, множественность официальных валютных курсов – в зависимости от вида операции. Ни один из них не соответствует рыночному, поэтому купить валюту по вменяемой цене можно только у государства. А после падения цен на нефть у Венесуэльского государства валюта закончилась. Вместе с валютой закончился и импорт.

Вроде бы вот он, импортозамещающий рай для национальных производителей. Но совсем без импорта импортозамещения не получается. Наоборот, сокращение национального производства в Венесуэле вполне может тягаться по темпам с сокращением импорта. Например, в Венесуэле были сборочные производства автомобилей мировых марок. За 2014 год количество выпускаемых автомобилей сократилось по сравнению с 2013 годом в 4 раза. По сравнению с 2007 годом – почти в 10 раз. У компаний просто нет валюты для того, чтобы купить ту часть комплектующих, которая импортная.

Или производство картошки – упало в 2014 году в 5 раз. Не было ни удобрений, ни семян. В результате ничего не выросло. Производство мяса сократилось почти вдвое. Производство молока – на 70%. В венесуэльских «Макдоналдсах» исчезла картошка фри: на импортную нет валюты, а своя не выросла. Местные политики радуются – наконец-то патриотично перейдем на маниоку.

Бывает и так, что склады у компании ломятся от товаров, но продать их она все равно не может. Потому что венесуэльские чиновники никак не могут рассчитать, какой должна быть «справедливая цена» на этот товар и «справедливая норма прибыли» у компании-производителя. Например, в начале этой недели венесуэльские производители обуви узнали, что им придется подождать с началом продаж еще 30 дней – чиновники не успевают рассчитать положенную им норму прибыли, а без этого продавать ничего нельзя.

Нарушить такой запрет, как и любой другой, – верное убийство бизнеса. Потому что тогда власти могут прислать в компанию своих комиссаров и санкционировать «временную оккупацию». Эта комиссия получит право распоряжаться фирмой в течение 90 дней – для восстановления социальной справедливости и борьбы со спекуляциями. Такое восстановление обычно состоит в том, что присланные государством контролеры сами решают, в какой магазин отгружать произведенную продукцию и куда направить полученное сырье.

Даже улететь из этого безумия так просто не получится. Из-за правительственных игр с курсом доллара большинство авиакомпаний либо вообще прекратили, либо резко уменьшили количество рейсов в/из Венесуэлы. И теперь, чтобы выбраться из страны, венесуэльцам приходится сначала плыть до одного из ближайших государств на Карибских островах и уже оттуда лететь дальше.

Справедливость в мире

Президент Венесуэлы Мадуро не отрицает, что страна переживает тяжелейший кризис. Но отступать в своей войне со здравым смыслом он тоже не намерен. На все вопросы у него одно объяснение: во всем виноваты США, которые пытаются экономически задушить социалистическую Венесуэлу и напрямую и опосредованно – с помощью пятой буржуазной колонны внутри страны.

Никаких разумных мер для борьбы с кризисом венесуэльское правительство не предпринимает. Вместо этого министры периодически выступают с заявлениями, что дефицит того-то со дня на день будет окончательно побежден, потому что они заключили соглашение с каким-нибудь заводом, который уже завтра всего в избытке напроизводит. Для борьбы с особо опасным дефицитом – дефицитом еды – Мадуро создал специальный пост вице-президента по продуктовому суверенитету. Ну и, конечно, Китай: венесуэльцы регулярно выслушивают речи своего президента о том, что Пекин пообещал ему очередную порцию миллиардов, а значит, зажиточная жизнь не за горами. 

В реальности Мадуро надеется только на одно – на то, что цены на нефть опять вырастут. Поэтому он непрерывно катается по разным нефтяным столицам, от Мехико и Москвы до Тегерана и Рияда, и уговаривает лидеров других нефтеэкспортеров: давайте сговоримся, давайте снизим добычу, давайте сделаем хоть что-нибудь, чтобы поднять цены. Многие из его коллег, наверное, были бы рады с ним сговориться, но разве можно друг другу поверить. Обязательно обманет: ты сократишь, а он будет наслаждаться выросшими ценами. Конечно, дешевая нефть угрожает гибелью им всем, но ведь не одновременной. Первым в очереди все равно стоит Мадуро, а там будет видно. 

slon.ru/world/venesuela_vo_chto_prevratila_sotsializm_deshevaya_neft-1207087.xhtml

★3
27 комментариев
ввели бы талоны и не парились бы…
avatar
ves2010, Талоны были введены ранее, но потом на них не стало товара, нечем их отовариват))).Так что они исчезли сами собой.
avatar
«Местные политики радуются – наконец-то патриотично перейдем на маниоку.» А теперь в этом предложении меняем маниоку на брюкву… И вот оно, ПРЕДСКАЗАНИЕ :)
avatar
vicch, Тсссс!!! Будьте бдительны в комментариях Пацриоты не дремлют (дремлют тока их мозги-при чем всегда). Они то думают что в случае чего их в спецмагах будут отоваривать
avatar
Ну, рано или поздно будет вариант как на Кубе или как в странах с «зачатками демократии» Афганистан, Ирак, Сирия и далее…
avatar
Cоломон Банди, то есть Эквадор, Перу или даже Бразилию мы в расчет не берем?
avatar
Cоломон Банди, Куба уже осознала-во всю с США целуется в десны)))
avatar
Олесь Филоненко, а картинок то и нет потому что это лживая пропаганда госдепа для дискредитации Венесуэлы
avatar
Олесь Филоненко, А лучше -послать бы SHCHUTUSHCHA в саму Венесуэллу)))
avatar
Иван Петров, если купишь мне билеты на самолет с радостью полечу
avatar
Олесь Филоненко, ну да есть очереди ну и что, все равно не думаю что там сейчас хуже чем было у нас в СССР
avatar
Олесь Филоненко, текст читал, картинки смотрел, в СССР я не был никогда
avatar
В Беларуси и на Украине официальный курс тоже не соответствует рыночному.
avatar
Ниче, ниче, скоро мы их догоним и перегоним! Даешь 190 за доллар!
avatar
Главное, у Мадуро всё хорошо. Страну с колен поднял, а народ и потерпеть может.
avatar
Все закончится тем, что правительство скинут, но кормить народ никто не станет. Сейчас они давятся в очередях, а если к власти придет другое правительство встанут в очередь на кладбище. Очень рыночно — бездельников много прокормить всех не возможно, поэтому часть должна умереть. Кому интересно могут погуглить про «Русский крест» смертность в России в 1990 после развала СССР. К развалу СССР конечно США никакого отношения не имели, а то что медальки себе повесили «За победу в Холодной войне» так это ватная пропаганда. Я всегда сравниваю положение в государстве с семьей. Глава семьи не может ничего делать, кроме как копать — платят ему мало, дети (а их много) копать вместе с отцом уже заколебались, в других семьях живут сыто и зарабатывают легким трудом, но ни детей ни отца не приглашают на другие работы, да и делать они толком мало что умеют, ну вот младшенький может не только копать, но и кирпичи класть. И обида младшего гложет — он зарабатывает больше, но приходиться делить на всех и собственно вся семья живет впроголодь. А тут мать еще приболела… Хозяин, тот, что младшего на работу взял, все уши ему прожужжал, что Пахан его алкаш и тянет семью в яму, братья его бараны тупые и кроме как копать ни уя не умеют. Вот если бы ты главой семьи стал… И настал день — Братья! Заорал младший. — Отец наш стар, туп и отстал от жизни, нам нужно новое мышление, новая жизнь. — Это кто отстал от жизни, сопля? На импровизированном митинге появился отец. В общем младшему дали ремня и поставили в угол, а вся семь опять отправилась копать. Утирая слезы и всхлипывая думал младший о несправедливой жизни и о тиране отце и добром Хозяине, который не порет своих детей. Правда про Хозяина ходили слухи, что он развратом с сыновьями своими занимается, но никто не возмущался и всем нравилось — и действительно, мы что звери что ли мы же люди и что хотим то и делать должны. Нравиться значит хорошо это — это СВОБОДА! Вечером к младшему подошел один из братьев «Знаешь- сказал он — я думаю ты прав, у меня кровавые мозоли и я вечно голоден. Может возьмешь меня завтра к твоему Работодателю» Через месяц Отца нашли с прорубленной головой в канаве, братья передрались за наследство и поубивали друг друга. Младший (как самый умный) стал главой семьи он попросил своего работодателя дать им хлеба, ведь пока братья дрались никто не копал. Сегодня оставшиеся все так же копают, но уже экскаватором, который дал им добрый сосед, за хлеб и экскаватор семья платит проценты. Работать стало легче и есть они стали сытнее. Правда теперь они должны Хозяину и иногда Хозяин спит с некоторыми из них, но это нормально, братья стали больше отдыхать, они даже поставили высокий забор, что бы закрыть вид на кладбище где лежит часть их семьи…
Сидор Сидорович,
Было
«Глава семьи не может ничего делать, кроме как копать — платят ему мало, дети (а их много) копать вместе с отцом уже заколебались, в других семьях живут сыто и зарабатывают легким трудом… собственно вся семья живет впроголодь.

Стало
»Сегодня оставшиеся все так же копают, но уже экскаватором, который дал им добрый сосед, за хлеб и экскаватор семья платит проценты. Работать стало легче и есть они стали сытнее."

Мне кажется, выбор народных масс очевиден.
avatar
Nick, Массы… они такие массы. Вы тоже забор поставили, что бы не вписавшихся в рынок не видеть?
Сидор Сидорович, ватник?
cheralor, Пухойвик.
Догоним и перегоним Венесуэлу!
avatar
власть в Венесуеле перейдет к новому правительству проамериканскому. революция будет
avatar

теги блога Павел

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн